Татьяна Ухлова
Образовательный проект «Театр — творчество — дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
МУ «Информационно-методический центр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 101»
Образовательный проект
«Театр – творчество - дети»
по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад № 101»
Ухлова Т. Ю.
Саранск, 2019 г
Актуальность.
Публикация «Образовательный проект „Театр — творчество — дети“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Современность диктует свои условия в развитии детей, в век информатизации и компьютеризации забываются классические методы в воспитании детей. Недостаточное внимание к театру как средству воспитания детей, поверхностные знания детей о театре, его видах свидетельствуют о том, что мир театра несправедливо забыт. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогает не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Характеристика проекта :
Проект является долгосрочным, сроки реализации: сентябрь 2018 г. – февраль 2019 г. Проект имеет три направления: исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги МДОУ «Детского сада №101», родители воспитанников.
Реализация проекта включала три этапа : организационный, основной и аналитический.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Первый, организационный этап, подразумевал создание условий, способствующих внедрению проекта в практическую деятельность. Нами были сформулированы цели, задачи проекта, а так же проектирование конечных результатов, отбор содержания программ дошкольного образования, проведение работы с педагогами по формированию у них профессиональной компетентности по развитию театрализованной деятельности дошкольников.
На основе проделанной работы нам удалось поставить цели проекта :
1. Изучить влияние театрализованной деятельности на развитие детей среднего дошкольного возраста.
2. Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка посредством театрализованной деятельности.
3. Развитие художественных способностей, эстетического вкуса и коммуникативных навыков дошкольников, а также нравственное воспитание детей.
Основываясь на целях, мы исходим из предположения, что процесс театрализованной деятельности старших дошкольников будет более успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Эмоциональная насыщенность деятельности, активная работа с родителями.
3. Включение в деятельность всех детей группы.
4. Развивающая среда должна быть полноценно организована.
5. Использование ведущего вида деятельности - игры.
6. Создание положительной атмосферы в группе.
Объект проекта : процесс развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Предмет: театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Нами были спроектированы следующие задачи :
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Учить детей различным средствам импровизации.
3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Ожидаемые результаты проекта :
У воспитанников:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
4. Знание правил поведения
У педагогов:
1. повышение профессиональной компетентности педагогов в области театрализованной деятельности.
2. обогащение методической базы ДОО дидактическими материалами для театрализованной деятельности.
Формы работы с детьми:
• организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
• организация совместных с родителями мероприятий;
• организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
• организация посещений культурных мероприятий.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Теоретическое обоснование проекта.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:
1. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.
2. Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип целенаправленности – предполагает подчинение всей театрализованной деятельности основной цели – формированию театральных навыков детей, ознакомление с театром, творческое развитие личности.
2. Принцип связи театрализованной деятельности с практической деятельностью требует широкого ознакомления воспитуемых с миром театра
3. Принцип опоры на положительные качества воспитуемых – действие в соответствии с этим принципом позволяет стимулировать рост самосознания, веру в собственные возможности, увидеть перспективу дальнейшего самосовершенствования и развития.
4. Принцип использования примера других – в воспитательной работе с дошкольниками должен использоваться пример исполнения героев художественной литературы, кино и телефильмов, пример взрослых, сверстников.
5. Принцип театрализации детей в коллективе – чем шире и богаче у ребенка практика общения с коллективом, тем богаче его знания, умения, навыки театрализованной деятельности.
6. Принцип систематичности, последовательности и непрерыв-ности требует преемственности в театрализованной работе, опоры на уже полученные знания, сформированные убеждения, постепенное усложнение содержания и форм работы.
7. Принцип учета возрастных особенностей и индивидуальных различий воспитуемых – должны учитываться не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития, темперамент, характер, потребности, склонности. Это активный поиск подходящих форм и методов воспитательного воздействия.
Методы, используемые в проекте : анализ психолого-педагогической литературы; моделирование; наблюдение; анализ продуктов детской деятельности; статистическая обработка данных.
Педагогические технологии: игровые, информационно-коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, проектные.
Мониторинг развития театральных навыков ребенка старшего дошкольного возраста:
1. Беседы с ребенком
выявление знаний и представлений ребенка о театральной культуре;
выявление умений оценивать собственную деятельность и поступки людей.
2. Наблюдение за детьми
выявление навыков, умений и владения театрализованной деятельностью.
Критерии оценки:
Низкий уровень. Ребенок отказывается в участии эксперимента, не отвечает на вопросы. Не имеет знаний о театре, актерской игре.
Средний уровень. Затрудняется в вопросах беседы, имеет средние знания о театрализованной деятельности. В своем поведении под влиянием взрослого эпизодически проявляет уважение к другим людям, отзывчивость, желание помочь, сочувствие, сопереживание.
Высокий уровень. Ребенок проявляет высокий интерес к театрализованной деятельности, с желанием отвечает на вопросы беседы, проявляет активность, инициативу, сформированы так же и театральные навыки.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
1 – подготовительный.
1. Отбор содержания для ознакомления детей с театрализованной деятельностью.
2. Отбор форм работы с детьми по театрализованной деятельности
2. Разработка технологий и методических приемов развития театрализованной деятельности детей.
3. Составление конспектов НОД и театрализованных игр.
4. Материально-техническое оснащение (обеспечение педагогов и детей наглядными пособиями, методической литературой).
2 – основной.
Работа с детьми в рамках проекта включала :
1. Занятия по ознакомлению театрализованной деятельностью.
2. Беседы на этические темы («если бы я был гадким утенком», «если бы я поймал золотую рыбку», «если бы я вдруг превратился в.»; беседы по сюжетам известных сказок, детских телефильмов, мультфильмов).
3. Сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры, направленные на отработку театральных навыков.
4. Изобразительная и трудовая деятельность как возможность доставить радость другим людям, отражать собственные представления о мире театра.
5. Чтение художественной литературы, русских народных сказок.
6. Игры и упражнения на развитие эмоциональной- волевой сферы, коммуникативных умений и навыков.
7. Продуктивные виды деятельности (создание альбомов, различных видов кукол).
8. Проблемно-поисковая деятельность (разрешение ситуаций общения).
Особенности организации работы с детьми:
Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней загруженности детей.
В процессе работы использовались методы:
словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, стихи, загадки, пословицы, поговорки);
наглядные (демонстрация, иллюстрация, наблюдения за поведением других людей);
практические (наблюдение, показ, упражнение, метод проблемных ситуаций, дидактические игры).
При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к другим людям, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка.
3 – контрольно-оценочный.
1. Проведение итогового занятия («В мире театра»).
2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по театрализованной деятельности детей.
3. Выставка детских рисунков на тему «Кукольные представления».
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
На основании данных мониторинга выявилось, что если в начале работы над проектом высокий уровень театральных навыков демонстрировали 10%, средний уровень – 55% детей, низкий уровень –35% детей, то по окончании проекта высокий уровень наблюдается у 60%, средний у 35%, низкий – у 5 % дошкольников (См. диаграмма 1).
Диаграмма 1 – Сравнение уровня освоения в начале и в конце реализации проекта
Таким образом, анализ результатов мониторинга театральных навыков детей старшего дошкольного возраста показывает:
у детей сформировалось положительное отношение к театру;
дети имеют знания о театрализованной деятельности;
дети проявляют высокий интерес к театрализованной деятельности;
дети проявляют инициативу и самостоятельность в театрализованной деятельности, играх и развлечениях;
Результаты мониторинга мы использовали для разработки методических рекомендаций педагогам по театрализованной деятельности детей, а также для проектирования дальнейшей работы с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении.
Заключение
Работа над проектом «Театр – Творчество - Дети» позволяет сделать следующие выводы:
1) Театрализованная деятельность помогает воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Занимаясь с детьми театром, педагог ставит перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью
2) Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.
3) В результате театрализованной деятельности дети начинают прислушиваться к мнению и интересам окружающих.
Работу по театрализованной деятельности можно построить интересно и содержательно, сделать ребенка не пассивным наблюдателем, а активным участником образовательного процесса.
Список используемых источников:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры детей дошкольного возраста: метод. пособие. / Л. В. Артемова - М. : Просвещение, 2015. – 200 с.
3. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в ДОО /Г. А. Антипина // Дошкольное образование – 2015. – №6 – С 35 – 39
3. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьей / Е. П. Арнаутова // Дошкольное образование. – 2016. – № 3. – С 80 – 84.
2. Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. / Л. П. Бочкарева - Спб. : Сфера, 2016 – 140 с.
3. Бочкарева, О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи : учеб. пособие / О. И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 128 с.
4. Генов, Г. В. Театр для малышей / Г. В. Генов – М. : Просвещение, 2014. – 200 с.
5. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание – 2014. – № 3 – С 53 – 59.
5. Копосова, М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства / М. В. Косопова // Народное образование. – 2016. –№ 2 – С 45 – 49.
6. Кофман, Н. С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности : метод. пособие / Н. С. Кофман. – М. : Просвещение, 2015. – 100 с.
7. Козлова, А. В. Работа дошкольной образовательной организации с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. / А. В. Козлова – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 124 с.
8. Селиванова, Л. Т. Кукольный театр в детском саду / Л. Т. Селиванова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 6 – С 56 – 58.
9. Томчикова, С. Н. Подготовка родителей к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности : методическое пособие / С. Н. Томчикова // Дошкольное образование. – 2016. – № 5 – С 67 – 73.
10. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в театральных играх / Я. С. Фурмина. – М. : Просвещение, 2017. – 105 с.