Евгения
Образовательный проект социальной значимости «Я ребенок — я имею право» (из опыта работы)
Демидова Евгения Владимировна,
воспитатель,
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 138»
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей, педагогов.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
Публикация «Образовательный проект социальной значимости „Я ребенок — я имею право“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение?
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на наш взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость проекта заключается в том, что нашим воспитанникам предстоит стать гражданами демократической России. И мы убеждены, что воспитывая уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны. Именно поэтому огромную важность приобретают вопросы формирования у детей представлений об основных демократических ценностях, воспитание толерантности, уважения к другим людям, терпимости к особенностям и интересам окружающих.
Цель проекта :
- Формирование основ правового сознания дошкольников и их родителей.
- Развитие партнерских взаимоотношений детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие.
Для решения поставленной цели были определены ряд задач:
- В доступной для дошкольников форме познакомить их с основными документами по защите прав человека : конституция Российской Федерации, конвенция о правах ребенка, Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.
- Формировать знания детей о правах и обязанностях человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
- Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности.
- Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.
- Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
- Развивать самостоятельность суждений, умение делать выводы.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Основные средства реализации проекта :
Организованная форма обучения
- беседы, игровые образовательные ситуации;
- проблемно-поисковая деятельность (решение различных ситуаций);
- чтение художественной литературы.
Совместная деятельность детей и педагогов
- работа с иллюстрациями;
- игровая деятельность;
- игры-драматизации;
- продуктивная деятельность.
Самостоятельная деятельность детей
- разные виды игр;
- продуктивные виды деятельности;
- двигательная активность.
Правовое просвещение родителей
- консультации, памятки для родителей;
- деловые игры, круглые столы;
- совместные праздники;
- родительское собрание «Наказание без унижений».
Материально-техническое оснащение проекта :
– мультимедийное оборудование;
– музыкальный центр;
– спортивное оборудование для проведения спортивного мероприятия;
– Лэпбук «Права ребенка»;
– картотека стихов и сказок;
– конспекты бесед по теме проекта;
– памятки и анкеты для родителей;
– картотека иллюстраций.
Стратегия и тактика проектных действий
Подготовительно-организационный этап проекта (январь – февраль 2019 г.)
Задачи подготовительно-организационного этапа.
Образовательные :
повысить информационный уровень участников проекта по заданной теме;
разработать конспекты игровых образовательных ситуаций, бесед, игровых упражнений;
оформить картотеку дидактических игр.
Развивающие:
развивать у детей умение свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий;
формировать заинтересованные, эмоционально-радостные ощущения от активного участия каждого ребенка в деятельности проекта.
Воспитательные:
развивать сотрудничество детей со взрослыми, контакты с более опытными сверстниками;
воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства;
укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства;
развивать умение слушать высказывания друг друга, помогать в затруднительном положении.
Деятельность педагога:
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
Составление плана игровых образовательных ситуаций для реализации проекта.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
Деятельность детей:
Погружение в проект : упражнения, в совместной с педагогом деятельности детей, для выяснения представлений по теме проекта;
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию, принятие задач;
Беседа о правах «Кто их придумал и для чего»;
Знакомство с правами ребенка.
Деятельность родителей:
Проведение мотивации родителей на сотрудничество в проекте, анкетирование, семинар для родителей «Права ребенка» с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Основной этап проекта (март 2019 – ноябрь 2019 г.)
Задачи основного этапа проекта :
Образовательные :
Сформировать у детей первоначальные представления о правах ребенка на основе документов;
Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум».
Развивающие:
Развивать творческое воображение, фантазию;
Формировать у детей чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
Воспитательные:
Воспитывать чувства патриотизма: любовь к Родине, родному краю, родительскому дому;
Развивать коммуникативные и личностные качества;
Учить детей избегать ссор, находить пути примирения и согласия;
Побуждать детей к действиям, направленным на поддержку сверстников, оказание им помощи, к проявлению эмпатии, творчества в общении.
Деятельность педагога:
Образовательные ситуации – 1раз в месяц;
Подготовка памяток для родителей;
Подготовка дидактического материала.
Деятельность детей:
Участие в игровых образовательных ситуациях;
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков;
Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций);
Беседы, чтение художественной литературы;
Продуктивная деятельность с использованием художественного слова (загадки, стихи);
Творческая мастерская «Мои права в рисунке»;
Участие в акции «Расскажем о своих правах»;
Составление детьми коротких рассказов по правам ребенка.
Деятельность родителей:
Изучение памяток для родителей;
Заполнение тестов;
Совместная продуктивная деятельность родителей с детьми по изготовлению «Герба семьи»;
Деловая игра для родителей «Мы знаем права ребенка»;
Участие в коллективном празднике «День Матери – хранительницы семейного очага» и спортивном развлечении «Папа, мама, я – спортивная семья»;
Круглый стол «Мы – одна семья»;
Мультимедийная презентация «История моей семьи».
Заключительный этап проекта (декабрь 2019 г.)
Задачи заключительного этапа проекта :
1. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
2. Привлечь внимание к вопросам соблюдения прав ребенка. Разъяснение общественных норм и правил поведения;
3. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях;
4. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
5. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей;
6. Учить разграничивать понятие «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Деятельность педагога:
Сравнительный анализ представлений детей по теме «Права ребенка» в начале и в конце проекта;
Оформление Лэпбука по теме проекта.
Деятельность детей:
Конкурс «Лучший бейджик-визитка МОЕ ИМЯ»
Конкурс на «Самые интересные мамины нотации и нравоучения»;
Придумывание иллюстраций к сказкам по теме проекта;
Участие в сюжетно-ролевых играх и играх-инсценировках.
Деятельность родителей:
Творческий вечер с участием родителей «Мой ребенок имеет право на…»;
Тематическая встреча «Через семейные традиции к сближению и пониманию»;
Вернисаж совместного творчества «Мама, папа, я – счастливая семья»;
Мультимедийная презентация «Наши традиции».
В результате реализации Проекта у детей повысился уровень правового воспитания, сформировался навык нравственно-патриотического поведения. Дети усвоили правовые понятия : закон, право, правонарушение, национальные отношения. Детьми получены начальные знания о себе, о социальном мире, в котором живут. Возросла значимость семьи в жизни каждого ребенка. Дети научились проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи. У дошкольников повысился уровень социальной компетентности : дети обладают чувством собственного достоинства, адекватно проявляют чувство веры в себя, научились подчиняться разным правилам и социальным нормам. Сформированы гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни, конфликты правовыми способами.