Анастасия Карташева
Образовательный проект «Русская народная игрушка матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга
Образовательный проект
«Русская народная игрушка-Матрешка.»
Авторы проекта : Парфенова Екатерина Евгеньевна, воспитатель
Карташева Анастасия Николаевна, воспитатель
Санкт-Петербург, 2021 год.
Введение.
Публикация «Образовательный проект „Русская народная игрушка матрешка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Актуальность.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка - это не просто забава. «Игрушки - небалушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Тип проекта : творческий, познавательный, групповой.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки проведения: 01.10.2021-01.11.2021.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта :
- Узнать об истории возникновения матрешки.
- Воспитание интереса к народному творчеству на примере русской национальной игрушки - матрешки.
- Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.
Образовательная область : Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Задачи проекта :
• Узнать, как и когда появилась матрешка;
• Сделать мини – музей матрешки;
• Изготовить семейную матрешку;
• Познакомить детей с литературными, художественными, музыкальными произведениями по тематике.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта рассчитана на 4 месяца.
1. Подготовительно-проектировочный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Обобщающе-результативный этап.
Содержание работы.
Первый этап, подготовительный.
- Планирование работы;
- Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, Интернет)
- Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Второй этап, исследовательский (реализация проекта).
- Знакомство с историей возникновения матрешки;
- Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов;
- Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Третий этап, заключительный.
- Обобщение результатов работы, оформление мини – музея матрешек, расписывание плоскостных и объемных матрешек, изготовление семейной матрешки, создание презентации «Как появилась матрешка».
Четвертый этап, презентация проекта «Как появилась матрешка».
Задачи для детей:
• Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла.
• развивать игровые, речевые, сенсорные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
• Освоить некоторые классические художественные элементы
•
• Создать коллекцию игрушек
•
• Оформить мини-музей «Матрешка»
•
• формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
• Цель: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность; учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Вызвать желание создавать красоту своими руками. Углублять представления о пословицах и поговорках. Обогащать словарный запас словами «мастера», «ремесло», «мастерство», «роспись», «ярмарка».
• расширение представлений детей о многообразии предметов народно-декоративно- прикладного искусства; развитие художественно- творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности; воспитание художественного вкуса и чувства гармонии; воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
Задачи для педагога:
• развивать социально-профессиональную компетентность;
• пополнить развивающую среду народными игрушками (матрешками, дымковскими).
Задачи для родителей:
• создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
• дать родителям проявить свои творческие способности при создании поделок.
Ожидаемый результат:
• дети будут эмоционально отзываться на восприятие иллюстраций, народных игрушек;
• дети овладевают знаниями о характерных особенностях разных промыслов;
• словарь детей пополнится новыми словами;
• родители обогатятся знаниями о разных промыслах народного декоративно- прикладного искусства.
Этапы работы:
Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор литературы,
-иллюстраций- приобретение материалов для изодеятельности;
Исследовательский:
- ознакомление с историей матрешки;
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
- сбор – коллекции игрушек – матрешек;
- изготовление «Семейной матрешки»
Тематический план к проекту : «Матрешка, любимая игрушка» младшая группа.
1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой. Заучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки». Дидактическая игра: «Разложи и собери матрешек вместе».
2 Разучивание танца «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки». Показ сказки «Маша и медведь» для маленьких детей, на котором девочки исполняют танец матрешек.
3 История возникновения и развития матрешечного дела.
4 Матрешка – как символ семьи, материнства. Виды матрешек. Сюжетно – ролевая игра «Семья».
5 Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».
6 Заучивание пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».
7 Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрешки»
8 Игры с разными видами матрешек, сравнение.
9 Рисование матрешек.
10 Разработка вместе с родителями авторской матрешки.
11 Разработка с родителями «Семейной матрешки».
12 Оформление мини-музея «Матрешка»
13 Занятие «Русская красавица».
Воспитатель в группу принесла игрушку – матрешку. Раздала детям и спросила: «Что они могут рассказать про эту игрушку?»
Дети с удовольствием стали рассматривать матрешек и рассказывать каждый то, что он про матрешку знает.
Ответы детей были самые разные и тогда воспитатель, предложила детям: «Хотите узнать о матрешке, об истории ее происхождения и изготовления?»
Дети ответили: «Что очень хотят познакомиться с матрешкой поближе».
Девочки разучили танец «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки»
Пригласили детей из ясельной группы и показали для них сказку «Маша и медведь», на котором исполнили танец матрешек.
Программные задачи:
- Продолжать углублять знания о народном творчестве. Познакомить детей с матрешкой, дать понятие о том, что матрешку мастерили в разных местах России из дерева, и состояла она из нескольких отдельных кукол разного размера, но росписи матрешек всегда отличались : семеновская, загорская.
- Дать понятие о производстве матрешки, и их росписи. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.
- Продолжать знакомить с женским и мужским образами в народной деревянной игрушке, отмечать детали, которые характеризуют образ.
- Закреплять умение рисовать элементы росписи матрешки (узоры из цветов, выбирая характерные детали, цвет, композиционно располагая узор.
- Совершенствовать приемы работы с краской, способы получения новых цветов и оттенков.
- Развивать умение оценивать свои работы и работы других детей, отмечать интересные способы изображения.
Материалы и оборудование:
- матрешки разных промыслов : семеновские, загорские, авторские (10 штук);
- для показа последовательности изготовления и росписи семеновских матрешек – чурбачок, заготовка, заготовка с прорисованными черной тушью узорами, расписанная в цвете матрешка;
- фотографии мастера за работой по изготовлению матрешки;
- бумажные шаблоны матрешек разнообразной формы и размера (2-3 шаблона на ребенка);
- черный маркер, акварель, кисти, вода, салфетки.
Предварительная работа: оформить экспозицию выставки «Русская матрешка», последовательно отображающую процесс изготовления и росписи матрешки (7 экспонатов); в группе прочитать детям стихи о матрешке, рассмотреть панно «Матрешки» в группе №3; обговорить с детьми правила поведения в музее.
Литературный ряд.
1. Восемь кукол деревянных, /Круглолицых и румяных, / В разноцветных сарафанах / На столе у нас живут, / Всех матрешками зовут. Кукла первая толста, / А внутри она пуста. / Разнимается она на две половинки. / В ней живет еще одна / Кукла в серединке. / Эту куколку открой – / Будет третья во второй. / Половинку отвинти, / Плотную, притертую – / И сумеешь ты найти / Куколку четвертую. / Вынь ее да посмотри, / Кто в ней прячется внутри. / Прячется в ней пятая / Куколка пузатая. / В ней живет шестая. / А в шестой – седьмая, / А в седьмой – восьмая. / Эта кукла меньше всех, / Чуть побольше, чем орех. / Вот поставленные в ряд / Сестры - куколки стоят. / Сколько вас? – у них мы спросим. / И ответят куклы – восемь.
2. Алый, шелковый платочек, / Яркий сарафан в цветочек, / Упирается рука в деревянные бока, / А внутри секреты есть: / Может три, а может шесть. / Разрумянилась немножко / Наша русская матрешка.
Ход занятия:
Перед посещением музея педагог рассказывает детям, что они сегодня пойдут в музей, напоминает им о правилах поведения в музее:
* не шуметь и громко не разговаривать в музейных залах;
* не толкаться, не бегать по музею, не подходить близко к экспонатам;
* не трогать экспонат руками без разрешения экскурсовода;
* пропустить вперёд тех, кто меньше ростом;
* во время рассказа внимательно слушать экскурсовода, вопросы задавать после того, как он закончит рассказ;
* внимательно слушать вопросы и ответы товарищей, не перебивать их.
Дети приходят в музей прикладного искусства «Родничок», в котором оформлена выставка «Русская матрешка».
«Проходите, пожалуйста, в наш музей - на выставку «Русская матрешка». Сегодня сюда съехались матрешки из разных городов и сел. Матрешки ростом от мала до велика. Матрешки-девочки, матрешки-мальчики, матрешки-богатыри».
Используя стихотворный ряд, педагог раскрывает одну из матрешек, показывая детям.
«Посмотрите выставку матрешек внимательно, а потом - подходите ко мне».
Педагог предлагает детям рассмотреть выставку, не задавая вопросов, чтобы дети самостоятельно оценили выставку. Через 2-3 минуты педагог собирает детей около стола, на котором большая книга с фотографиями мастера за работой, большая красивая коробка в которой лежит последовательность изготовления и росписи семеновской матрешки.
«Сегодня я вам расскажу сказку про матрешку и Мастера. Жил-был Мастер, вот какой (показывает первую картинку с фотографией Мастера). Он умел делать много интересных вещей и дарил их своим друзьям, продавал на ярмарке (фотография Мастера с экспонатами деревянных изделий). Только у Мастера не было ни сыночка, ни дочки, очень хотел он себе ребеночка. И решил он смастерить себе дочку из дерева. Взял чурбачок вот такой (показывает деревянный чурбачок, сделал из него заготовку, вот такую куклу (деревянная заготовка матрешки). Смотрит на куклу – не похожа она на девочку. Взял тонкую кисточку, черную краску и нарисовал своей дочке… Как вы думаете, что нарисовал Мастер своей дочке (косынку, платочек, сарафан, передник, цветы, узоры)».
Педагог показывает заготовку матрешки с прорисованными тушью узорами.
«Посмотрел на куклу Мастер – недовольна дочка. Недоумевает мастер, что же не хватает девочке? А как вы думаете? Помогите Мастеру, подскажите, что осталось ему сделать». Ответы детей.
«Правильно, Матрешку нужно еще и расписать цветными красками. Взял Мастер самые красивые яркие краски и расписал куклу (показывает матрешку расписную). Посмотрел на нее, а девочка заулыбалась, глазки открыла, поблагодарила мастера. Стали они вместе жить-поживать и добра наживать.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
Понравилась вам сказка? Хотелось бы вам попробовать нарисовать и свою игрушку – матрешку».
Педагог показывает детям, где можно выбрать бумажную заготовку матрешки, напоминает, что мастер сначала рисовал черным цветом платок, глаза, нос, рот, узоры, а затем раскрашивал цветными красками.
Педагог советует сначала нарисовать черным маркером, а затем украсить акварелью. Дети самостоятельно выбирают бумажные заготовки (шаблоны, садятся за столы и начинают работать. На всех столах перед детьми стоят расписные матрешки. В процессе работы педагог советует посмотреть на готовые игрушки, взять их в руки, рассмотреть с разных сторон.
В конце занятия дети организуют свою выставку матрешек, рассказывают о них, делятся впечатлениями, кому - какая понравилась и почему.
ПОТЕШКИ, ПЕСТУШКИ, ПЕСЕНКИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ О МАТРЁШКАХ
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
В ней живёт шестая.
А в шестой- седьмая,
А в седьмой- восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть “ побольше”, чем орех.
Вот, поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - восемь.
Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз.
Та-ра-рушки,
Та-ра-рушки –
Это русские игрушки,
Очень славные,
Да забавные,
да нарядные,
не – на – глядные…
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
ЧАСТУШКИ
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки,
И танцуем в всемером.
Никогда мы не скучаем,
Семь у нас платочков есть,
Чашек семь у нас для чая,
И салфеток тоже семь.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной,
Спим мы вместе,
Спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском,
Весь находится секрет.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Мы матрешечки, да мы кругляшечки,
Все мы лаковые, одинаковые,
Как плясать пойдем,
Только пыль столбом.
Мы матрешечки, да мы сестричечки,
Мы толстушечки, да невеличечки,
А как петь пойдем да плясать пойдем,
То за нами вслед только пыль столбом.
ПЕСЕНКА «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Вы слышали, ребятки,
Про разные загадки,
Нас нужно без оглядки
Собрать и разобрать.
Какие мы простые,
Такие и смешные,
Но любит вся Россия
С матрёшками играть.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Вторая пол-одежки
Запрятана в обложке,
И если понемножку
Их станем разбирать,
То снова всё и снова
Матрёшку видишь новой,
А где её основа,
Никак не угадать.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Вы слышали, ребятки,
Для вас мы не загадки,
Нас можно без оглядки
Собрать и разобрать.
Ну, что ж, повеселимся,
Затеи не боимся
И сразу согласимся
В матрёшек поиграть.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
ПОТЕШКИ
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.
Весь народ глядит в окошки :
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Буренушка!
- Выхожу, матренушка!
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрешку.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?"
ЗАГАДКИ О МАТРЁШКЕ
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко –
Наша русская … (матрёшка)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Как две радужки брови,
Губы-маки, пунцовый наряд,
И румянцем свежее моркови,
Глянцевые щёки горят
Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна.
Разбираю, собираю…
То их восемь то одна.
Есть ещё для вас игрушка, не лошадка, не Петрушка –
Красавица – девица, у неё сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы.
Знают все эту загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.