Семенова Наталья Ивановна
Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества, другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Публикация «Образовательный проект „Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Исходя из этого патриотическое воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье, детскому коллективу, городу, родному краю, государству, бережное отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики.
Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.
Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках музейной педагогики.
Предмет исследования: особенности формирования представлений детей о быте, культуре, обычаях людей посредством ознакомления детей с предметами старины.
Цели проекта :
1. Внедрить новый формат работы музея ДОО в воспитательно – образовательный процесс в разных возрастных групп,
2. Способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Выявить новые подходы к использованию музея ДОО.
- Внедрить в воспитательно – образовательный процесс разные формы работы с детьми в рамках музейной педагогики.
-Расширить представления и обогатить знания родителей по вопросам организации совместной деятельности в области патриотического воспитания;
-Гармонизировать детско-родительские отношения при реализации технологии сотрудничества детей и взрослых.
-Наладить взаимодействие с учреждениями окружающего социума для патриотического, гражданского воспитания детей.
Гипотеза: предполагается, что использование музейной педагогики успешно повлияет на патриотическое, гражданское воспитание детей дошкольного возраста.
Участники проекта : педагоги, дети, родители, библиотека, школа.
Срок реализации проекта : 1 год
План реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь)
- Организация специальной подготовки педагогов. Знакомство с особенностями ведения работы по музейной педагогике, с методикой проведения мероприятий;
- Создание творческой группы.
- Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОО. Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОО (нормативные документы, методические материалы, развивающая среда музея детского сада)
- Создание нормативной базы для ведения работы по музейной педагогики;
- Составление плана работы по внедрению музейной педагогики в воспитательно – образовательный процесс в разных возрастных группах;
- Изучение возможности вовлечения родителей воспитанников в работу музея. Составление плана работы взаимодействия.
- Составление плана совместной работы с учреждениями окружающего социума : школой, сельской библиотекой, «Дом Культуры» и др.
Основной этап (октябрь – апрель)
- Обогащение предметно – пространственной среды музея ДОО;
- Организация в группах мини – музеев;
-Реализация плана работы с детьми в разных возрастных группах;
- Реализация плана взаимодействия с семьями воспитанников;
- Реализация плана взаимодействия с учреждениями окружающего социума : школой, сельской библиотекой, «Дом Культуры» и др.
-Освещение педагогической инициативы: выступление на семинарах, на совещаниях и пр.
Заключительный этап (май)
-Анализ и сопоставление полученных результатов с поставленными целями. Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики.