МААМ-картинки

Образовательный проект «Путешествие Геометрика»

Стерлингова Светлана
Образовательный проект «Путешествие Геометрика»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование разработки проекта

Современное российское образование находится на стадии прогрессивного реформирования, основанного на понимании того, что главным капиталом и ресурсом экономического благополучия в современном обществе становятся способности человека. Самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, применять полученные знания на практике, уметь свободно рассуждать и делать выводы, обладать коммуникативными навыками, вот качества, которые необходимы успешному человеку.

Публикация «Образовательный проект „Путешествие Геометрика“» размещена в разделах

Способности каждого ребёнка зависят от его индивидуально-психологических особенностей и могут проявляться в различных областях в процессе деятельности. Наиболее благоприятным периодом для развития способностей считается дошкольный возраст. Важность пространственного интеллекта в развитии дошкольников невозможно переоценить – это значимая сторона человеческого сознания, которая способствует ориентации в окружающем мире, его овладению различными видами игровой и трудовой деятельности, эффективному усвоению новых знаний.

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что единицей его измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форму, взаимоотношения между частями, местонахождение в пространстве.

Чтобы знать чему и как обучать детей на разных этапах их развития, необходимо проанализировать особенности сенсорного восприятия дошкольников, пути дальнейшего развития пространственных представлений и мышления, а так же, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания – М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Е. И. Тихеева. Согласно последним исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленных на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его действиям обследования предмета (перцептивным действиям). С их помощью ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства. Обобщенные способы обследования предметов имеют значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Формирование пространственного мышления происходит поэтапно, затрагивая все периоды формирования человека:

• начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами – слуховыми, зрительными и двигательными;

• осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;

• до семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;

• формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.

Каждый из этих этапов получает свое развитие в деятельности игровой и образовательной, поэтому родителям и педагогам важно не упустить время, когда есть возможность максимально эффективно сформировать восприятие пространства и ориентацию в нем.

Проект основывается на системе работы по развитию у дошкольников пространственных представлений (Т. А. Мусейибова) и включает:

1) ориентировку «на себе»;

2) освоение «схемы собственного тела»;

3) ориентировку «на внешних объектах»;

4) выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

5) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево;

5) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

6) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

7) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

8) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве;

9) определение их размещения относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Е. И. Тихеева отмечала: «Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме, величине предмета). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо и начинать это надо в дошкольном возрасте».

Актуальность темы проекта, проблема

Актуальность проекта «Приключения Геометрика» обусловлена введением ФГОС дошкольного образования. Высокие требования со стороны современной системы образования к развитию логического мышления, пространственной ориентировки и творческих способностей детей, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений, диктуют использование современных технологий и технических средств обучения.

Недостаточное понимание педагогами и родителями важности развития пространственного восприятия, воображения и мышления, отсутствие системы работы приводит к неравномерному развитию геометрических представлений дошкольников, что ведет в будущем к трудностям в освоении данного предмета в школе.

Одним из эффективных методов усвоения пространственных отношений является моделирование. Данная способность детей обозначена в работах Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Т. М. Лаврентьевой.

В дошкольном учреждении мы наблюдаем, с каким интересом дети играют в игры, где можно что-либо моделировать, придумывать, строить. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык исследования, экспериментирования, моделирования тоже может быть выражен у разных детей очень по-разному.

Ведущей линией пропедевтического курса «Приключения Геометрика» является организация игровой, поисково-исследовательской, проектной деятельности, экспериментирования и моделирования. Технические возможности пропедевтического курса позволяют создавать динамические модели: построение предмета, картинки, чертежа средствами планшетного компьютера, интерактивной доски, ноутбука, с помощью программ3D моделирования Blender3D, 3Dcreatorbyponylumen.net, которые в отличие от статического изображения допускают изменение исходного значения какого-либо из элементов на плоскости экрана.

Дети знакомятся с мальчиком Геометриком, который является символом данного пропедевтического курса и сопровождает дошкольников на всех игровых сеансах. Игровая деятельность проходит с учетом принципа «расширяющейся спирали». Благодаря данной структуре одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается на встречах многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и проработки каждого действия.

Пропедевтический курс способствует развитию воображения (пространственного) и творческих навыков. Построение 3D моделей требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее.

Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения. Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования это позволяет решать неограниченное количество задач разной степени сложности.

Таким образом, в игре получают развитие такие когнитивные способности, как трёхмерное и комбинаторное мышление, оперативное и логическое, а также улучшаются память и концентрация внимания.

Цель, задачи реализации проекта

Цель:

развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать с применением программ 3D моделирования Blender3D, 3Dcreatorbyponylumen.net.

Задачи:

1. развивать у детей старшего дошкольного возраста математические представления,логическое мышление;

2. формировать пространственные представления и развитие навыков пространственной ориентировки.

3. обеспечить готовность детей к жизни и обучению в следующей «социальной ступени развития» – школе;

4. создать условия для приобретения практических навыков дошкольников при работе с современными техническими средствами обучения.

Предметом исследования является процесс формирования пространственных представлений у дошкольников.

Объектом исследования – формирование и развитие у дошкольников пространственных представлений.

Гипотеза. Мы поставили себе целью поиск ответа на вопрос: «Какие базовые умения и навыки можно развивать с помощью программ 3D моделирования – Blender3D, 3Dcreatorbyponylumen.net.».

Учитывая психологические особенности старших дошкольников, виды детской деятельности (игра, познавательно-исследовательская)можно выдвинуть гипотезу, что если разработать комплекс дидактических игр и упражнений (на базе программ 3D моделирования, внедрить их в образовательную деятельность, то развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста будет проходить более успешно.

Механизмы реализации проекта

Введение ребенка в мир математических и геометрических законов требует использования его опыта, который формируется через взаимодействие с различными предметами и оперирование геометрическими формами. Базовые умения и навыки дошкольников, посредством использования современных программ 3D моделирования (Blender3D, 3Dcreatorbyponylumen.net, не только мотивируют детей на деятельность с формой и пространством, но и позволяют ребенку самому быть активным участником создания той или иной конструкции, проектирования, дизайна, архитектурной постройки. Навыки работы в виртуальном пространстве выходят за рамки стандартных занятий, делают процессы исследования, познания более точными и научными для дошкольника.

Этапы реализации проекта

1 этап (сентябрь) – подготовительный

Методы исследования: диагностика, беседа.

Направления деятельности:

1. Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.

2. Выявление уровня сформированности логической компетентности у детей по теме «Пространственная ориентировка детей старшего возраста».

3. Определение условий эффективного формирования логической компетентности у детей.

Ожидаемые результаты: разработаны содержание, формы и методы деятельности по созданию и реализации проекта.

2 этап (октябрь – апрель) – практический

Методы исследования: наблюдение, анализ

Направления деятельности:

1. Разработка и апробирование пропедевтических курсов для старших дошкольников «Приключения Геометрика». Ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственным расположением форм и объектов (на уровне представлений) и их свойствами (на уровне практических исследований).

3. Внедрение активных форм детской деятельности, современных технологий.

4. Включение задач с геометрическим содержанием исследовательского характера, на пространственную ориентировку в практику развивающих занятий.

5. Участие старших дошкольников в интеллектуальных конкурсах муниципального уровня.

Ожидаемые результаты: апробирован механизм реализации проекта.

3 этап (май) – заключительный.

Методы исследования: диагностика, наблюдение.

Направления деятельности:

1. Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта.

2. Разработка методических рекомендаций по определению условий эффективного формирования логической компетентности у дошкольников в процессе пространственной ориентировки.

3. Обобщение результатов работы. Представление опыта, полученного в ходе реализации проекта, педагогическому сообществу.

Ожидаемые результаты: систематизация и обобщение полученных материалов работы по проекту.

Предполагаемый результат реализации проекта "Путешествие Геометрика"

1. Дошкольник ориентируется в макро-пространстве, как по схеме, так и по словесной инструкции, в микро-пространстве листа, бумаги, стола.

2. Четко ориентируется в собственном теле, выделяя правую – левую сторону, ориентируется в пространстве с точкой отсчета «от себя», определяет пространственное положение объектов относительно себя, друг друга, относительно других объектов, плоскости.

3. Успешно составляет силуэтное изображение из фигур, палочек по образцу на основе зрительного пространственного анализа и синтеза, выполняют копирование по точкам.

4. Уверенно использует пространственную терминологию, передающую как прямое направление («впереди», «слева», «вверху» и т. д., так и промежуточное («верхний правый», «левый правый», понимают и используют в нужном назначении предлоги («над», «под», «между», «около», «за», «перед» и др.).

5. Проявляет интерес к 3D моделированию, использует под руководством взрослых компьютерные программы 3D моделирования Blender3D, 3Dcreatorbyponylumen.net.

Список литературы:

1. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет. - М. ,1995.

2. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? - М. : Знание, 1994.

3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.

4. Михайлова З. А. Логико-математические игры для дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2003. - № 4.

5. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М. : Просвещение, 1991 .

6. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Новая школа, 1996. – 144 с.

Публикации по теме:

Образовательный проект «Усадьба Чиполлино»Образовательный проект «Усадьба Чиполлино» Образовательный проект "Усадьба Чиполлино" Этот проект авторский имеет рецензию. Актуальность проекта: Как показывает педагогическая.

Образовательный проект «Геометрические фигуры» (младшая группа) Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного.

Образовательный проект «Поиграем, пошумим» Образовательный проект «Поиграем, пошумим» Автор проекта: Терентьева Наталья Николаевна – музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №.

Образовательный проект «Позовем на помощь сказку» Образовательный проект «Позовем на помощь сказку»Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью эффективного обеспечения.

Образовательный проект «Родники моей малой Родины»Образовательный проект «Родники моей малой Родины» Паспорт проекта Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность проекта: средне-срочный. Участники проекта: -дети старшего.

Образовательный проект «Рождество Христово» для 2–4 классовОбразовательный проект «Рождество Христово» для 2–4 классов Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№6» Образовательный проект: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» Возраст.

Образовательный проект «Светлая Пасха» в младшей группеОбразовательный проект «Светлая Пасха» в младшей группе Образовательный проект «Светлая Пасха» Цель: Познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями. Актуальность: Не.

Образовательный проект «Весна — красна». Фотоотчет.Образовательный проект «Весна — красна». Фотоотчет. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в.

Семейный образовательный проект «Сохраним первоцветы» Скоро наступит весна! По этому поводу хочу представить вашему вниманию проект совместный с родителями и детьми "Сохраним первоцветы".

Образовательный квест для малышей «Путешествие в зимний лес к Снеговику»Образовательный квест для малышей «Путешествие в зимний лес к Снеговику» 1. Снеговик принес конверт - приглашение в зимний лес Стрелка на карте указывает путь. 2. На чем мы поедем в лес? Решаем с помощью лэпбука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Путешествие Геометрика»
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 10:07
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Путешествие Геометрика»» (включая файлы) размещена пользователем Стерлингова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД