Наталья Долженко
Образовательный проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе «Нет милей чудес — чем наш русский лес»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Описание проекта
Продолжительность: 1 неделя
Участники: дети старшей логопедической группы, учитель – логопед, воспитатели, родители
II. Актуальность проблемы
На сегодняшний день далеко не все дети могут представить, как много значит для нас лес и природа, как много мы получаем от леса. Многие дети вообще никогда не были в лесу, не видели деревьев, уходящих своей кроной в небо, грибов в траве, запаха лесных цветов и целебных трав. Редко кто из родителей рассказывает детям о пользе растительного и животного мира для человека, о том, как вести себя в лесу. А тем временем с каждым годом остается всё меньше площади леса нашей страны. Одной из причин уничтожения леса – деятельность человека. Многие дети не знают о причинах сокращения лесных массивов, не умеют вести себя на природе. Поэтому я считаю, что данная тема нуждается в дополнительной освещенности в дошкольном возрасте.
Публикация «Образовательный проект по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе „Нет милей чудес — чем наш русский лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
III. Проблемные вопросы:
Что дает нам лес? Как люди воздействуют на природу, лес?
IV. Цель проекта – воспитывать положительное отношение к природе, закрепить знания об обитателях и растительности леса, подвести к пониманию значимости леса и его даров в жизни человека, об опасностях в лесу и доступных для детей способах охраны лесных богатств.
V. Направления проектной деятельности :
- работа по коррекции речи:
- продолжать развивать об экологии : углубление представлений о растениях. Закрепление умения различать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям ствола. Уточнение и расширение представлений о целебных и ядовитых растениях.
- закреплять по основам безопасности жизнедеятельности: расширять представления о способах взаимодействия с растительным и животным миром. Закреплять представления о том, что общаться с животными необходимо так, чтобы не причинять вреда ни им, ни себе.
Поэтапное планирование проектной деятельности :
1. Выявление уровня знаний по теме у детей.
2. Второй этап (теоретическая подготовка) – изучение и подбор литературы, создание проекта
3. Третий этап (практическая реализация) – расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о природе через непосредственно-образовательную деятельность.
4. Четвёртый этап (обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление, результаты практической деятельности).
Содержание этапов:
1. На первом этапе осуществляется подготовительная работа с дошкольниками. В первую очередь меняется коррекционно – развивающая среда в речевом, экспериментальном, природном уголках группы. Детям предлагаются игры, природный материал для экспериментирования. В книжный и речевой уголок помещаются книги, иллюстрации сюжетные картины по теме. Воспитатель и учитель – логопед читают и пересказывают с детьми произведения детских писателей и поэтов: Н. Сладков «Лесная книга жалоб», Н. Матвеев «В лесу», Я. Аким «Лето». Проводятся беседы по темам: «Деревья и кустарники», «Лесные ягоды, грибы», «Целебные травы леса», «Что дает нам лес?», «В чем богатство лесов?», «Насекомые».
Таким образом, на данном этапе педагоги узнают глубину знаний дошкольников по данной теме, а также те области, которые требуют дальнейшей работы. Эта информация служит ориентиром для составления дальнейших видов непосредственно-образовательной деятельности.
2. На втором этапе осуществляется разработка проекта : определяются виды непосредственно – образовательной деятельности, формулируются основные задачи, подбираются игры, дидактические упражнения, картинный материал, оборудование.
3. На третьем – основном - этапе осуществляется совместная деятельность педагогов и детей в специально организованных видах непосредственно – образовательной деятельности. В виде путешествий, игр – драматизаций, наблюдения, экскурсии, заучивание рифмованных правил поведения в лесу. На данном этапе очень эффективным приемом является совместная деятельность ребенка с родителями. Поэтому родители привлекаются к обогащению активного и пассивного словаря детей по предложенным темам. Учитель – логопед рассказывает как, где и в какие игры играть с ребенком, рекомендует темы для бесед, чтение произведения детских писателей, заучивание наиболее понравившихся стихотворений с последующей интонированной декламацией. Родителям рекомендуется совершить семейную экскурсию в лес, с последующим предоставлением фотографий для оформления выставки.
4. На последнем этапе осуществляет подведение итогов проведенной работы пе-дагогов, детей и их родителей. Из фотографий детей и родителей, после посещения леса, оформляется фото-коллаж с подписями – комментариями детей. После прове-дения непосредственно-образовательной деятельности педагогов по выдвинутым темам, детям предлагается сформулировать выводы: правила посещения леса, польза лесных ресурсов, безопасность в лесу с начала устно, а затем в виде рисунков. Из этих рисунков формируется материал для выставок по темам «Береги природу», «Дары леса», «Жизнь в лесу», «Что нельзя делать в лесу?» и т. п. Педагоги, участвующие в данном проекте, подводят итоги, определяют эффективность работы, формулируют выводы, подготавливают презентацию данного проекта. Данную презентацию, а также продукты творческой деятельности детей предлагаются вниманию родителей на родительском собрании.
Тема «Лес и мы»
Коррекционно-образовательные цели. познакомить детей с разными видами леса. Расширить объем правильно произносимых сущ-х: названий предметов, природных явлений. Закрепить навык понимания и активного использования обобщающего значение слова деревья (березняк, ельник, дубрава, сосновый бор, смешанный лес). Упражнять в употреблении существительных в род. пад.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать зрительное внимание, мышление, тон-кую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, инициа-тивности, ответственности. продолжать учить работать в группах. воспитывать осознанно – бережное отношение к природе родного края. закрепить правила поведения в лесу
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, корзинка с баночкой меда, лекарственным сбором, кусочком древесины, листом бумаги, баночкой варенья, карандашами; мяч.
Ход:
На доске картина леса, звучит музыка природы.
Введение в тему.
Логопед : Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем сегодня? (о лесе) А что такое лес? (много деревьев) Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Леса бывают разные. (Предлагает посмотреть на картину – березовый лес) какие деревья вы видите? А как вы догадались? Как будет называться лес, в котором растут одни березы? Правильно, такой лес называется березовый лес или березовая роща, или березняк. (логопед вывешивает следующую картину с соснами) а как называются эти деревья? Как вы догадались? Как называется такой лес? (аналогично с картиной с елями, дубами и смешанным лесом)
Игра с мячом «Чего и кого много в лесу»
Логопед : я бросаю вам мяч, а вы ловите мяч, возвращаете его мне и говорите чего или кого много в лесу. Например: «В лесу много деревьев»
Игра – соревнование «Что можно и чего нельзя делать в лесу?»
(перед детьми на столе лежат сюжетные картины)
Логопед : сейчас я разделю вас на 2 команды. Одна команда будет собирать картинки, на которых нарисовано как нужно себя вести в лесу, а вторая команда будет собирать картинки, на которых нарисовано, как нельзя себя вести. Потом мы будем составлять предложения по картинкам. Например: «В лесу нельзя оставлять горящий костер», а вторая команда дополнит предложение «В лесу нельзя оставлять горящий костер, его нужно потушить»
Физкультминутка
«Какую пользу получаем?»
Логопед : ребята, вы уже знаете, что в лесу много растений и животных, птиц, кото-рые приносят пользу для леса и для человека. Давайте вспомним, кто чем помогает. Я начинаю, а вы заканчиваете. Вот в эту корзинку мы будем складывать пользу от леса.
Деревья – бумага, древесина. Цветы и травы – лекарственные сборы. Пчелы – мед. Ягоды – варенье. Птицы – уничтожают вредных насекомых. И т. д. В корзинке: кусочек древесины и лист бумаги, карандаши, баночка меда, лекарственные сборы трав, шишки, ягодное варенье.
Логопед : что нельзя принести в корзинке, но можно ощутить в лесу? (чистый воздух, запах цветов, свежести, трав, пение птиц и звуки животных)
Пальчиковая гимнастика с шишками
«С какого дерева упал листок?»
Логопед раздает детям листочки и плоды деревьев
Логопед : ребята, перед вами листья и плоды деревьев. Составьте предложение о них. Например: «У меня еловая ветка и еловая шишка»
«Найди картинку»
Логопед размещает на магнитной доске картинки с деревьями, цветами, животными, ягодами, грибами и т. п. в три ряда
Логопед : перед вами картинки. Я загадала одну из них, найдите ее по моей подсказке. Эта картинка в верхнем правом углу. Что это?
Итог
Логопед : сейчас мы будем передавать корзиночку с дарами леса друг другу и перечислять пользу, которую мы получаем от леса.
Оценка деятельности детей.
Тема: «Лунтик впервые в лесу»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания детей о разных видах леса. Расширить объем правильно произносимых сущ-х: названий предметов, природных явлений. Упражнять в употреблении местоимений мой, моя, моё, мои с существительными, в подборе прилагательных к существительным. Закреплять навык правильного построения предложения в ответах детей.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать зрительное внимание, мышление, тон-кую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, инициа-тивности, ответственности. Продолжать учить работать в группах. воспитывать осознанно – бережное отношение к природе родного края. закрепить правила поведения в лесу
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, кукла на руку Лунтик, предметные картинки по теме, кубик с цифрами, мяч, корзинка с дарами леса, глобус.
Ход:
Логопед : ребята, сегодня необычный день. У нас в гостях Лунтик. Вы все его знаете, он упал с Луны на нашу Землю. Для него все вокруг новое и непривычное. Но больше всего его заинтересовало вот это: что-то высокое, растет из земли, у него есть ветки и много зеленых листочков. Что это? Давайте расскажем Лунтику, что мы знаем о деревьях.
Беседа по следующим вопросам: где растут деревья, что еще есть в лесу, какие бывают леса.
Логопед : молодцы, Лунтик в восторге от того, как много вы знаете. А давайте не-множко поиграем с Лунтиком и с мячом.
Игра «Подбери слова»
На магнитной доске прикреплены предметные картинки с изображением дерева, цветочка, гриба, травы, солнца, ручья, животных. В руках у логопеда кубик с цифрами.
Логопед : наш гость принес необычный кубик. Он большой и на нем цифры. Сейчас вы будете бросать кубик и называть ту цифру, которая окажется сверху. А затем на доске найдем картинку, которая будет такой же по счету. Например: это земляника. Вам нужно будет подобрать слова, которые помогут рассказать об этом предмете Лунтику. Земляника какая?
«Какую пользу получаем?»
Логопед : ребята, Лунтик уже знает, что в лесу много растений и животных, птиц, которые приносят пользу для леса и для человека. Давайте вспомним, кто чем помогает. Я начинаю, а вы заканчиваете. Вот в эту корзинку мы будем складывать пользу от леса.
Деревья – бумага, древесина. Цветы и травы – лекарственные сборы. Пчелы – мед. Ягоды – варенье. Птицы – уничтожают вредных насекомых. И т. д. В корзинке: кусочек древесины и лист бумаги, карандаши, баночка меда, лекарственные сборы трав, шишки, ягодное варенье.
Логопед : что нельзя принести в корзинке, но можно ощутить в лесу? (чистый воздух, запах цветов, свежести, трав, пение птиц и звуки животных)
Физкультминутка
Игра «Что хорошо, а что плохо»
На столе лежат сюжетные картинки с изображением как нужно и как нельзя себя вести в лесу, липкие листочки зеленого и красного цветов.
Логопед : ребята, а давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу, на полянке, у ручья. Перед доской на столе лежат перевернутые картинки. Вам нужно взять одну из них, внимательно рассмотреть, и решить так можно себя вести или нет. Если нарисовано все правильно, то к этой картинке мы приклеим зеленый листик, а если неправильно, то красный листик, знак опасности. Не забудьте рассказать, почему вы так думаете.
Пальчиковая гимнастика с шишками и каштанами
Игра с мячом «Жадина»
Дети стоят к кругу
Логопед : ребята, а давайте научим Лунтика играть в нашу игру «Жадина». Я бросаю мяч и говорю слово, а вы ловите мяч, а затем возвращаете его мне и добавляете к моему слову свое: мой, моя, моё, мои. Слова: листик, ягода, опушка, корзинка, солнце и т. д.
Итог
Логопед : пришло время прощаться с Лунтиком. Он сегодня узнал много нового, но ему еще предстоит с многим познакомиться на нашей планете. Давайте еще раз скажем, что же такое природа? Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. Логопед :
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе — у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб — сосредоточенно молчать.
Полому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
(П. Сергеев)
Логопед : Охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним Правила охраны природы. Передавайте друг другу глобус и называйте по одному правилу, кто какое вспомнит
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не разорять птичьих гнезд.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не ломать паутинки.
11. Не разжигать костров.
12. Не разорять муравейники.
Оценка деятельности детей.