Вера Волкова
Образовательный проект «История новогоднего шара» с детьми старшей группы
Оглавление
Описание проекта….…. 3
Программное содержание работы по проекту…. …. 3
Актуальность проекта…. …4
Цель и задачи проекта….…. 4
Условия и сроки реализации проекта….…. 5
Предполагаемые результаты проекта…. ….….6
Содержание и предполагаемый продукт проекта….…. 6
Список литературы…. …6
Приложение…8
Описание проекта
Публикация «Образовательный проект „История новогоднего шара“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Елочные новогодние игрушки. Проекты
- Новогодний шар на елку своими руками
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Образовательный проект представлен как апробация положительного опыта по познавательному развитию детей с применением современных игровых технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Оригинальностью идеи работы по проекту является подход к решению проблемы в старшем дошкольном возрасте. В современных семьяхчасто нет времени на подготовку к Новому году, и поэтому детьми не испытывается чувство новогоднего ожидания праздника. Дети умеют играть простыми игрушками, а с новогодними не все дети знакомы.
В проекте представлены традиционные и интерактивные формы и методы работы по привлечению внимания детей к новогоднему шару, как главной игрушке в наряде новогодней елки, как средству познавательного развития, социально-коммуникативного подхода к реализации игрового потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Изготовление новогоднего шара - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка в новогодний праздник и успех проведенного мероприятия, ожидания чудес под Новый год. Иногда взрослые забывают рассказать детям о новогоднем празднике, истории его появления, и даже сердятся на ребенка за то, что мешает им быстро украсить елку новогодними шарами, не подозревая, что он просто не умеет это правильно делать.
Проект адресован работникам дошкольного образовательного учреждения, может быть использован родителями в домашнем воспитании и позитивной организации новогоднего предпраздничного настроения детей.
Программное содержание работы по проекту
1. Учить изготовлять своими руками из подручных и бросовых материалов новогодние шары взаимодействуя друг другом в качестве партнеров.
2. Учить детей составлять короткий описательный рассказ об истории новогоднего шара, как главного украшения елки в Новый год.
3. Учить находить средства для изготовления образа новогоднего украшения (шара) с помощью продуктивной деятельности.
4. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность, творческий потенциал и креативность в решении проблемы. Воспитывать нравственные качества:
- доброту
- заботу об игрушках (новогоднем шаре)
- формировать трудолюбие, умение работать коллективно
- воспитывать доброжелательность, развивать желание украшать вместе, не сориться, учить детей делиться хорошим настроением.
Актуальность проекта
От успешного решения этой проблемы зависит многое и настроение ребенка, и прогресс в его развитие. В настоящее время, почему-то дети не умеют изготавливать игрушки к Новому году, не умеют с ними обращаться, ценить, не знают истории их происхождения. Поэтому педагогу необходимо научить ребенка изготавливать новогоднюю игрушку (новогодний шар)и использовать его по назначению, т. е. правильно украсить им елку.
Поскольку игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольного возраста, а игрушки (в том числе и новогодние) - неотъемлемая часть игры, то становится актуален выбор темы: «История новогоднего шара».
Цель проекта : Расширить знания детей об истории и изготовлении новогоднего шара.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Вызывать у детей эмоционально – положительное отношение к новогоднему празднику, изготовления новогоднего шара.
2. Познакомить детей с историей новогоднего шара.
3. Формирование знаний о свойствах, качествах и функциональных назначений главной новогодней игрушки для украшения елки.
4. Учить включать в сюжетно-ролевые игры различные ситуации, связанные с предновогодней подготовкой.
5. Развивать речевую активность детей.
6. Развивать мелкую моторику рук посредствам продуктивной деятельности.
Задачи для родителей:
1. Создавать в семье благоприятные условия для познавательной активности в преддверии новогоднего праздника дляребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
2. Способствовать формированию у родителей потребности в актуализации проблемы при подготовке к новогодним праздникам и общении с детьми.
3. Оказывать практическую помощь в организации игровой новогодней деятельности с детьми в кругу семьи, изготовление новогодних шаров, создании новогоднего настроения.
4. Уметь подбирать средства для изготовления новогоднего шара своими руками из подручных, бросовых материалов, соответствующих возрасту ребенка, его познавательной активности.
Задачи для педагога:
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал в реализации проектной деятельности.
Условия и сроки реализации проекта
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема: Преобладание у детей незнания и не правильного использования новогодней игрушки вследствие того, что родители мало рассказывают детям об историях возникновения, изготовления и назначения новогодних игрушек, а именно новогоднего шара.
Сроки осуществления проекта : 1 неделя
Ожидаемый результат:
В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта дети проявляют интерес к манипулированию с различными средствами по изготовлению новогоднего шара, овладевают знаниями о истории новогоднего шара, о качествах и функциональном назначении главной новогодней игрушки, проявляют доброту, заботу, бережное отношение к таким игрушкам в Новый год и увеличение речевая активность детей в разных видах продуктивной деятельности.
Содержание и предполагаемый продукт проекта
Тема недели: Новый год
Цели: Приобщать и вызывать инициативу активного участия в подготовке к новогодним мероприятиям в группе и дома, планировать его проведение, участвовать в изготовлении новогоднего шара, как главной игрушки на елку. Прививать чувство удовлетворения от разнообразной деятельности и активного участия в коллективной предпраздничной работе. Знакомить с основами и историей праздничной культуры родного народа, быть причастным к этому действию, знать историю происхождения новогоднего шара. Поднимать настроение и воспитывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, вызывать желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести новогодние подарки, сделанные своими руками, украсить им елку. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года вразличных странах.
Список литературы
1. БондаренкоА. К., Воронова В. Я. Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими / А. К. Бондаренко, - Москва, «Просвещение», 2005 г.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная к школе группа / автор сост. О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.
3. Карпухина Н. А. «Программная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в подготовительной к школе группе детского сада» 2013г.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи,1988г.
Приложение
Планирование общения ребенка с взрослыми и сверстниками в подготовительной к школе группе
Беседы (утро) на тему недели «Новый год» Игры с правилами Режимные моменты (прогулка) Взаимодействие с взрослыми (вечер)
Понедельник Беседа: «Дед Мороз»
Планируемый результат (П/р) (Не более 5-и) :
Иметь представления о главном новогоднем персонаже Дедушке Морозе.
Знать где живет Дед Мороз, чем занимается и т. п.
Уметь рассказывать и описывать новогодний персонаж Деда Мороза.
Контакты: педагог, ребенок и сверстники
Побуждающие вопросы: Кто такой Дед Мороз?
А Дед Мороз настоящий?
А где живет Дед Мороз?
Во дворце?
Завершающие вопросы:
А почему наряжают ёлочку?
А мы группу будем украшать к празднику?
Контакты: педагог, ребенок и сверстники Д/ игра: «Составь рассказ» по теме «Как мы слепили снеговика»
П/ р: - упражнять в умении составлять рассказ по предложенному плану
Место проведения: Центр речевого развития
Контакты: педагог, ребенок и сверстники
План:
1. Каким был снег?
2. Что вы сделали из него?
3. Какой получился снеговик?
Наблюдение: за птицами
Беседа: о необходимости ухаживать за птицами зимой.
Вопросы:
Что для этого нужно делать?
Чем питаются зимующие птицы?
(П/р) : формировать желание заботиться о зимующих птицах, подсыпать корм в кормушки; расширять знания о зимующих птицах, развешивать сало для синичек.
Место проведения: на улице
Контакты: педагог, ребенок и сверстники Проблемная ситуация
Тема: Изготовление снежных построек на участке.
Побуждающие вопросы:
Кто поможет с постройками на участке? Когда можно их делать? Что будем строить?
Контакты: родители воспитанников – педагоги - дети
Вторник Беседа: «Как люди в Новый год поздравляют друг друга»
Планируемый результат (П/р) (Не более 5-и) :
Иметь представления о почтовых работниках
Знать, как можно поздравить друг друга в Н. Г.
Уметь красиво выразить свои пожелания: стихами, поздравлениями
Контакты: педагог, ребенок и сверстники
Побуждающие вопросы:
– Человек какой профессии помогает людям получать письма, открытки?
– Вспомните, кто в новогодней сказке был почтальоном, который с большими приключениями, но доставил письмо Деду Морозу от ребят? (Снеговик)
Завершающие вопросы:
- Как можно поздравить друг друга? (дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и т. д.)
Контакты: педагог, ребенок и сверстники Игра: «Почта» Мороза»
П/ р: воспитывать культуру взаимоотношения между детьми. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни людей.
Место проведения: Центр сюжетно-ролевых игр
Контакты: ребенок и сверстники
Математическая игра «Снеговик приглашает на елку», «Сколько на елочке шариков цветных».
П/ р: тренировать в счете предметов, развивать умения сравнивать множества, определяя их равенство или неравенство.
Место проведения: Центр познавательного развития Наблюдение: за сезонными явлениями
Беседа по результатам опытно-экспериментальной деятельности «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием t –помочь установить причинно – следственные зависимости и сделать выводы.
(П/р) : воспитывать наблюдательность и внимание - продолжать совершенствовать навыки в определении свойств снега и льда. Показать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей.
Место проведения: на улице
Контакты: педагог, ребенок и сверстники
Проблемная ситуация
Тема: Выставка совместного творчества детей и родителей «Альтернативная ель»
Побуждающие вопросы:
Для украшения группы и создания новогоднего настроения кто желает поучаствовать в конкурсе? Какая это будет деятельность? Какие материалы можно использовать?
Контакты: родители воспитанников – педагоги - дети
Среда Беседа: «Новогодние пожелания»
Планируемый результат (П/р) (Не более 5-и) :
Иметь представления о новогодних пожеланиях, что можно желать, а что не стоит.
Знать вежливые слова, которые можно использовать в текстах пожеланий
Уметь составлять такие пожелания в картинках.
Контакты: педагог, ребенок и сверстники
Побуждающие вопросы:
- Какие пожелания приятно получить в новогоднюю ночь?
- Что можно пожелать?
Завершающие вопрос:
- Какое бы новогоднее пожелание хотел получить ты? - Почему?
Контакты: педагог, ребенок и сверстники Р/игра «Что в мешке Деда Мороза?»
П/ р: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Место проведения: Центр развивающих игр
Контакты: ребенок и сверстники
Д/ игра: «Назови наоборот»
П/ р: учить детей подбирать анонимы педагог первое слово, а дети подбирают антоним:
Добрый – злой
Старый – молодой
Сладкий – кислый
Слабый – сильный
Храбрый – трусливый и так далее.
Место проведения: Центр речевого развития Наблюдение: Наблюдения за живыми объектами, продолжать наблюдение за деревьями зимой
Беседа: о том, как сберечь деревья от сильных морозов.
(П/р) : учить детей укрывать корни деревьев снегом, правильно.
Вызывать желание помогать и быть полезными природе, сохраняя её для других людей.
Место проведения: на улице
Контакты: педагог и дети Проблемная ситуация
Тема: «Что подарить ребенку на новый год»
Побуждающие вопросы:
Информация в родительский уголок в виде устного журнала:
Какие подарки дарить ребенку?
Как выбирать игрушку? Какие лакомства будут полезны?
Как подарить - выбор сюрпризного момента
Контакты: родители воспитанников – педагоги - дети
Четверг Беседа: «Как готовится город к новому году»
Планируемый результат (П/р) (Не более 5-и) :
Иметь знания о разновидности убранства новогоднего города
Знать какими средствами люди украшают свои дома и учреждения
Уметь называть правильно новогодние украшения
Контакты: педагог, ребенок и сверстники
Побуждающие вопросы:
- К какому празднику люди украсили город?
- Почему вы так думайте?
- Чем можно украшать город?
Завершающие вопросы:
- Зачем украшать город?
- Как вы будете украшать город со своими родителями.
Контакты: педагог, ребенок и сверстники Ф/ игра: Организовать игры – эстафеты: «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Дорожка препятствий»
П/ р: - развивать чувство соперничества, физические качества: быстроту, ловкость.
Место проведения: Центр физического развития или физкультурный зал
Контакты: ребенок и сверстники
Д/и «Я собираюсь на прогулку»
П/ р: - усвоить последовательность действий при одевании.
Напомнить, что одеваться нужно в темпе, чтобы не задерживать других, т. к. от перегрева можно заболеть.
Место проведения: раздевальная комната
Контакты: ребенок и сверстники Наблюдение: за растительным миром. За хвойными деревьями
Беседа: о ели – новогоднем дереве
Вопросы: Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
Как выглядит ель? Кто ее сестра?
В каких местах растут ели? (любят влагу, в сухих местах не растут.)
Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
(П/р) : закрепить знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Место проведения: на улице, в уголке леса
Контакты: педагог и дети Проблемная ситуация
Тема: «Как провести новогодние каникулы»
Побуждающие вопросы:
Информация в родительский уголок в папку-передвижку
«Как организовать досуг для всей семьи в новогодние каникулы»
«Игры для детей и взрослых на воздухе»
«Новогодние каникулы – проводим с пользой»
Контакты: родители воспитанников – педагоги - дети
Пятница Беседа: «Елочные гирлянды – красиво, но небезопасно»
Планируемый результат (П/р) (Не более 5-и) :
Иметь представления о пожароопасных объектах в новогодние праздники
Знать правила безопасности обращения с эклектическими приборами для детей
Уметь вести себя в случаи повышенной опасности при возникновении пожара.
Контакты: педагог, ребенок и сверстники
Побуждающие вопросы:
- Что может быть опасным на новогоднем празднике?
- Почему вы так думайте?
- Кто может помочь?
- Какие правила надо соблюдать?
Завершающие вопросы:
- Что можно использовать, чтобы не случилось беды?
- Первые правила безопасности в условиях повышенной опасности.
Контакты: педагог, ребенок и сверстники П/ игра: «Метелица»
П/ р: выполнять движения, согласно содержанию игры, учить соотносить слово и движение.
Вызывать положительные эмоции
Место проведения: Центр физического развития
Контакты: ребенок и сверстники
Д/и «Кто больше назовет предметов круглой, квадратной или другой формы»
П/ р: развивать быстроту мышления, речевую активность, внимание
Место проведения: Центр познавательного развития
Контакты: ребенок и сверстники, педагог Наблюдение: за неживыми объектами - за ветром.
Беседа:
Вопросы: Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
С какой стороны дует сегодня ветер?
Как образуется ветер?
(П/р) : расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.
Место проведения: на улице
Контакты: педагог и дети Проблемная ситуация
Тема: «Как предупредить травмы зимой в гололёд?»
Побуждающие вопросы:
Напомнить правила поведения в ситуациях повышенной травм опасности при гололеде
- Где опасно?
- Как предотвратить
- Если это случилось, что делать, первая помощь.
Контакты: родители воспитанников – педагоги - дети
Комплексно-тематическое планирование НОД по теме проекта «История новогоднего шара»
Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей «В ожидании Нового года». Выявление проблемы, подбор информации по интересующим темам.
2. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
3. Консультация для родителей «Новогодние шары своими руками». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
4. Родительская гостиная «История появления новогоднего шарика». Повышать интерес к культуре и традициям разных стран. Подготовка к выставке новогодних игрушек.
5. Сбор информации и экспонатов для выставки. Подготовиться к выставке. Организация выставки новогодних игрушек разных годов выпуска.
Основной этап
1. НОД «Знакомство с главной елочной игрушкой - шаром». Знакомить детей с историей возникновения елочного шара, материалами из которых ее изготавливают.
2. Дидактическая игра «Украсим ёлку»
3. Самостоятельная деятельность детей «Подарки для елочки» (рисование, аппликация)
4. НОД «Осторожно, елка!». Знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках. Рисунки детей по теме занятия.
5. Совместная деятельность с детьми по конструированию и ручному труду «Новогодняя фантазия – шарики для елки». Знакомить детей со способами изготовления елочных шаров своими руками, техникой безопасности во время их изготовления.
6. Составление описательного рассказа о своей любимом елочном шаре.
7. Рисование на тему: «Мой любимый новогоднийшар».
8. Презентация «Изготовление елочных шаров на заводе» - познакомит с процессом, этапами изготовления елочных украшений в современных условиях.
9. Организация и оформление мини-музея «Чудеса новогодних игрушек» (старинные, интересные и необычные елочные игрушки, шары).
10. Экскурсии детей других групп в мини-музей (экскурсию проводят сами дети).
11. Фотовыставка «Я и моя елка». Провести наглядную демонстрацию традиций оформления новогодней елки шарами.
12. Конкурс «Новогодний шар своими руками» (дети-родители) Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу по проекту.
13. Оформление группы к празднику.
Обобщающий этап
1. Проведение новогоднего утренника - создать праздничную атмосферу, укреплять традиции.
2. Выставка - украсить ёлку в группе самодельными елочными шарами.
3. Наградить грамотами активные семьи за участие в организации и реализации проект