Юлия Рытикова
Образовательный проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
- познавательно-игровой
- долгосрочный
- групповой
Участники проекта :
- дети 3-4 лет
-воспитатели
- родители
Продолжительность:
Сентябрь 2023 – май 2024г.
Актуальность проекта : На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель проекта : Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Ожидаемые результаты:
Усовершенствована предметно – развивающая среда;
Положительная динамика развития мелкой моторики детей;
Уверенность детей при выполнении заданий, а также улучшения их настроения.
Этапы реализации проекта :
1. Организационный:
• изучение литературы;
• Наблюдение с целью определения уровня развития мелкой моторики рук;
• Составление плана работы с детьми и родителями;
• Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук»;
• Проведение анкетирования родителей;
• Консультации для родителей;
• Индивидуальные беседы с родителями.
3. Практический
• Подбор и изготовление дидактических игр;
• Подбор и изготовление наглядных пособий;
• Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»;
• Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое мелкая моторика рук?», «Дидактические игры в жизни ребенка»;
• Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для
развития мелкой моторики рук детей;
• Проведение индивидуальной работы с детьми.
4. Обобщающий
• Оформление наглядного и дидактического материала;
• Создание картотеки дидактических игр и упражнений;
• Создание презентации проекта по сенсорному развитию;
• Оформление фотовыставки.
План реализации проекта :
Изучение литературы
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
В течение года
Проведение диагностического обследования детей.
Октябрь 2023г.
Посещение городских методических объединений В течение года
Работа с детьми Работа с родителями Месяц
Наблюдение за детьми с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук.
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет». октябрь
Д/ и: «Прищепки»
Цель: Учить детей пользоваться прищепками
«дождик для тучки», «иголочки для ёжика».
Д/ и: «Шнуровка»
развивают сенсомоторную координацию, мелкую
моторику рук; развивают пространственное
ориентирование, способствуют усвоению понятий
"вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие
усидчивости терпения Анкетирование родителей. Индивидуальные поручения и консультации. ноябрь
Д/и с сыпучими
материалами («сухой бассейн», ищем игрушку,
рисуем на крупе)
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики
пальцев рук, повышение чувствительности пальцев;
Создание разнообразного
«Пальчикового театра»
Продолжать учить детей выполнять действия рук в
соответствии словам; развитие мелкой моторики
д. и : «Массажный мячик» Цель: Развивать сгибательные и разгибательные
Создание картотеки игр с
массажными мячиками.
Заучивание пальчиковых
игр: "Новогодние игрушки", «Снежок», «Дедушка Мороз» Индивидуальные поручения и консультации. декабрь
Оформление папки-
передвижки «Игры с пальчиками»
Настольная игра
«Мозаика».
Заучивание пальчиковых
игр: «Елка», «Где же, где
же наши ручки?», «Тили -
бом» Консультация для
родителей «Игры на
развитие мелкой моторики
рук»
январь
Создание пособия
«тактильные дощечки»
«Бусы для мамы»
нанизывание крупных
бусин на шнурок
Заучивание пальчиковых
игр: «Снеговик», «Киска»,
«Машина»,
Индивидуальные поручения и консультации. февраль
Заучивание пальчиковых
игр: «Наши мамы»,
«тесто», «компот»
Д/и «Веселые упражнения
с карандашами»
Индивидуальные поручения и консультации. март
Сообщение на
родительском собрании
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего
дошкольного возраста»;
Сказка «Ёжик» (упражнение с
шариком массажёром)
д. и. «Чудесный мешочек»
определи игрушки на ощупь. апрель
Д/и «С крышками»
Создание пособия для
игры с крышками от
бутылок
Диагностика уровня
развития мелкой моторики
Выставка для родителей
дидактических игр и
пособий по развитию
мелкой моторики рук
детей.
май
Итоги проекта :
1. Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет, создание картотеки дидактических игр.
2. Дидактические игры, сделанные своими руками
3. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет.
Список использованной литературы
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на
развитие мелкой моторики. Издательство: СПб. : Корона-ВекГод: 2007.
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : Эксмо, 2007.
3. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : каро:2008.
4. Османова Г. А. : Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую
Моторику.
5. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики
руки ребёнка».
6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.