Софья Колегова
Образовательный проект «Мы дружные дети» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Мы дружные дети»
Паспорт проекта
Тема проекта: "Мы дружные дети"
Тип проекта : продуктивный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки по продолжительности: Средняя продолжительность, 1 месяц.
Публикация «Образовательный проект „Мы дружные дети“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Актуальность: Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы, в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут быть конфликтными. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои достоинства и недостатки. Поведение человека в группе, зависит и от его личности и от особенности группы, от социального окружения. Особое внимание заслуживают отрицательные взаимоотношения в группе. Отрицательные взаимоотношения в группе, порождают у личности тревожность, межличностные конфликты, фрустрацию. Особенно это характерно для детей дошкольного возраста, чья психика особенно подвержена внешним влияниям.
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает вполне определенное отношение к себе с обеих сторон.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разные отклики у самого ребенка. Именно в этом смысле «среда — всегда совокупность взаимоотношений между реальными индивидами» — оказывается разной для детей, а в отдельных случаях — крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие — очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Конфликтные отношения с детьми способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам и к самому себе. Это находит отражение в комплексе негативных форм поведения, как правило, свидетельствующих о возникновении защитных, компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности в его взаимоотношениях с другими детьми.
Изменения в поведении ребенка — вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина упускается воспитателем; педагогическая коррекция, примененная на более позднем, открытом его этапе, оказывается уже малоэффективной.
Опасность заключается в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особой «способностью» дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и последующей трудовой деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мировосприятию. Необходимость раннего распознавания конфликтов и нахождение наиболее эффективных путей их преодоления вызвана и тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого дошкольного образовательного учреждения есть дети, отношения которых значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
Цель проекта: Устранение конфликтов в детском коллективе.
Задачи: 1. Расширять знания родителей об особенностях проявления конфликтов детей.
2. Раскрыть варианты решения детских конфликтов.
3. Способствовать развитию умения детей находить выход из конфликтной ситуации.
4. Воспитывать в детях взаимопонимание и сочувствие.
5. Изучить материал по теме проекта.
6. Образовать работу с родителями и детьми по предотвращению конфликтов.
Предварительный этап проекта.
На данном этапе нужно подобрать необходимый материал для реализации проекта по конфликтам дошкольников. Поэтому необходимо провести мониторинг знаний детей, провести анкетирование для родителей, изучить литературу для подбора информации для данного проекта, подготовить необходимый материал для детей.
Список литературы:
1. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.
2. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.
3. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.
4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).
5. А. Барто «Вовка – добрая душа!»
6. В. Осеева «Волшебное слово»
7. А. Усачев Сборник «Умная собачка Соня» ,рассказ «Здравствуйте, спасибо и до свидания»
8. С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке», «Сказка о грубом слове «уходи»»
9. Л. Мур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»
10. Ю. Энтин «Песенка о дружбе»
11. С. Михалков «Вот компания какая!»
12. Народная мордовская сказка «Как собака друга искал»
13. В. Сутеев «Кораблик»
14. .М. Пляцковский «Мешок яблок»
15. .В. Осеева «Ромашки в январе»
16. .А. Барто «Просто старушка», «Хорошее», «До первого дождя», «Добрая хозяюшка»
17. .З. Александрова «Уехали»
18. С. Прокофьева «Мальчик потерялся».
На предварительном этапе провожу работу с детьми. Используя художественную литературу из списка литературы и рассматривая иллюстрации к произведению, читаю вместе с детьми произведения и рассматриваю иллюстрации к нему, с последующим обсуждением этого произведения. Использую мультики и песни про дружбу, как важно решать все без конфликтов («Дружба», «Не ругаться никогда», «А мы дружные ребята»), как бы нацеливая детей на предстоящую работу. Провожу с детьми беседу «Почему нельзя ссориться?», «Что бывает когда дети ссорятся?».
Предлагаю пройти родителям анкетирование с целью того, как родители воспринимают и относятся к конфликтам своего ребенка между другим ребенком,и готовы ли они это решать, что хотели бы внести в работу данного проекта. - ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Определение этапов работы над проектом и установление сроков реализации их содержания, Разработка содержания основного этапа работы над проектом, Разработка содержания заключительного этапа.
Основной этап проекта.
Сроки: 1 неделя
Содержание: 1. Чтение литературного произведения «Сказка о невоспитанном мышонке», с детьми с последующим обсуждением.
2. Проведение беседы «О доброжелательном отношении друг к другу» (Приложение 3)
3. Включение детей в изобразительную деятельность по созданию рисунков «Мой друг»
4. Организация выставки рисунков «Мой друг»
5. Создание действующего стенда «Мы дружные Дети»
Ожидаемые результаты: 1. Расширены знания о правилах поведения между сверстниками.
2. Появление интереса к предстоящей работе.
3. Подготовлены информационные и иллюстративные материалы.
Сроки: 2 неделя.
Содержание: 1. Проведение игр с детьми направленных на профилактику конфликтов. (приложение 5)
2. Проведение анкетирования с родителями. (Приложение 2)
3. Включение детей в изобразительную деятельность по созданию плаката «Жизнь в нашей группе»
4. Разучивание мирилок вместе с детьми. (Приложение 4)
5. Пополнение действующего стенда «Мы дружные дети»
Ожидаемые результаты: 1. Приобретено умение сотрудничества со сверстниками.
2. Пополнен словарь мирилок, использованных детьми в процессе перемирия.
3. Подготовлены информационные и иллюстративные материалы.
Сроки: 3 неделя.
Содержание: 1. Проведение беседы с детьми по разрешению проблемных ситуации: «Как помириться с другом?», «Как не обидеть товарища?», «Что делать чтобы не ссориться?» (приложение 6)
2. Проведение с родителями родительского собрания.
3. Разыгрывание игровой ситуации «Плохое настроение», с последующим проигрыванием этой исправленной ситуации. (приложение 7)
4. Проведение мастер-класса «Управление конфликтом» с родителями.
5. Пополнение действующего стенда «Мы дружные дети»
Ожидаемые результаты: 1. Расширены знания детей о разрешении конфликтов между сверстниками.
2. Появление понимания необходимости и важности совместной работы над решением данной проблемы, интереса к проекту и т. д.
3. Приобретено умение разрешать конфликтную ситуацию со сверстниками, а также родителям с детьми.
4. Подготовлены информационные и иллюстративные материалы.
Заключительный этап.
Проведение сюжетно-ролевой игры «Супермаркет». Ожидаемым результатом которой является : формирование доброжелательных отношений между сверстниками, взаимопонимание в процессе общения, сплоченность, сотрудничество, умение договариваться; в процессе игры дети могут начать ссориться, что то не поделив (или же это бывает как конфликт из реальной жизни, что обычно бывает в супермаркетах, с помощью данной игры ы смотрим как дети научились разрешать конфликтную ситуацию и находить выход из нее. (приложение1)
Приложение.
Приложение 1:
Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».
Задачи: - продолжать знакомить детей с трудом продавца, охранника, директора
-формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде - развивать навыки диалогической и монологической речи.
- способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах. -развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
-развивать фантазию воображение.
-Воспитывает уважение к работникам магазинов и супермаркетов.
- Воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой, при возникшей конфликтной ситуации уметь разрешить ее и помириться.
Игровое пространство:
Касса (бумажные купюры, мелочь, пакеты).
Отдел «Овощи-фрукты» (муляжи овощей и фруктов).
Отдел «Сладости» (муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных).
Отдел «Напитки» (коробки из под чая, сока, напитков).
Отдел «Хлебобулочный» (разные выпечки из соленого теста).
Отдел «Молочный» (упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов).
Отдел Мясные изделия» (сосиски, колбаса, нарезка колбасы, сардельки)
Приложение2
Анкетирование для родителей
1. Конфликт – это.
2. Причиной конфликта может быть.
3. Конфликт может привести к тому, что.
4. Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает.
5. Для того чтобы избежать конфликта, нужно ___
6. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
7. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
8. Как вы их разрешаете?
9. могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
10. Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт?
11. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
12. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
13. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим ребенком?
Приложение3
Беседа «О доброжелательном отношении друг к другу»
Цель: Создать благоприятную атмосферы в ГПД. Формировать доброжелательные взаимоотношений между детьми, вовлекать всех детей в игровое взаимодействие. Развивать умение работать сообща (в парах, командах, согласовывать свои действия. Способствовать сплочению коллектива. Воспитывать уважительное отношения друг к другу.
Ход беседы:
Воспитатель ГПД: Ребята, в жизни бывают такие ситуации, когда люди не понимают друг друга, или понимают, но не совсем правильно. В таких ситуациях у людей возникает конфликт или ссора. Бывали ли у вас в жизни такие ситуации? В нашей группе? (Ответы детей)
Воспитатель ГПД: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Сегодня будем говорить о том, как научиться жить в ГПД дружно, без ссор.
Это возможно? Дети: Да
Воспитатель ГПД: Прежде всего давайте разберёмся, что же такое ссора? (Ответы детей)
Воспитатель ГПД: Если заглянуть на страницы словаря, то можно увидеть, что слово «ссора» означает несогласие, раздор, разлад. Когда люди ссорятся? (Ответы детей)
(На доске появляется туча, в которую вложены маленькие тучки)
- Посмотрите на доску. Какая пасмурная погода! Взяв тучку, расскажете, что вам не нравится в группе, что беспокоит.
4. Чтение и обсуждение стихотворений
Много неприятностей могут натворить эти тучи. Среди них могут быть и такие.
а) - Внимательно послушайте стихотворение Владимира Орлова «Бывает ли так?».
- Из-за чего поссорились два друга?
- Кто кого обидел первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Дети отвечают на вопрос.
- Ребята, что вы можете посоветовать мальчикам и ребятам нашей группы?
- Жить дружно! Без ссор!
- Не ссориться с друзьями, не драться, стараться играть вместе.
б) - А такие ребята вам встречались? Сталкивались ли вы с такой ситуацией?
СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.
И сидит тихонечко.
- Всегда ли надо идти к взрослому (учителю или к родителям) жаловаться и ябедничать на одноклассников, друзей?
Дети отвечают на вопрос.
Не ябедничай за спиной у товарища!
в) - Иногда люди обижаются друг на друга, знакома ли вам эта ситуация?
ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты - глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!
Старайтесь не обижаться, а играть все вместе весело и дружно!
- Говорите друг другу «Давай дружить! Давай играть! Не обзывай! Не обижай!»
. Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
- Что же надо сделать, чтобы тучки ушли, и в нашей группе всегда было солнечно?
- Как этого добиться?
- Давайте вспомним некоторые эпизоды из жизни нашей группы, когда было радостно, у нас было тепло и светло, так бывает, когда светит солнце.
(На доске появляется солнце)
- Что нам нужно делать и какими быть, чтобы у нас не было ссор?
- Какие советы вы можете дать детям из других групп?
1. Сначала думай, потом делай.
2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать.
3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.
6. Составление правил для группы.
- У вас на столах лежат карточки – лучики, которые солнышко отправило в нашу группу. Выберите только теплые солнечные лучики, которые нам помогут никогда не ссориться и жить дружно. Осторожно, вредные тучки хотят вам помешать!
(Работа в группах)
- Давайте прочитаем те советы, правила, которые, на ваш взгляд, помогут нам жить дружно и не ссориться. Постарайтесь объяснить, почему вы так думаете?
* Не ябедничай! Больше рассказывай о себе.
* Уважайте друг друга! Уважайте только родителей и воспитателей.
* Не дерись! Решил подраться – выбирай того, кто послабей.
* Не обзывай ребят! Называй ребят по прозвищу.
* Помогайте друг другу! Помогай только себе и своему другу.
- Посмотрите, в нашей группе изменилась погода, засияло солнце.
- А что любят делать дети в хорошую погоду?
- Давай поиграем в одну интересную игру.
7. Игра «Объятие».
- Встаньте, пожалуйста, в один большой круг.
Кто из вас помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки.
Мне хочется, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой.
Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.
Начинаем игру, нежно и мягко обняв стоящего рядом ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к первому игроку.
- Я надеюсь, что теперь в нашей группе будет всегда тепло, светло и солнечно от ваших лиц и улыбок.
- А в природе после дождя выглядывает солнышко и часто появляется…
что?
- Смотрите, и у нас появилась радуга. Но эта радуга непростая, а говорящая. Посмотрим, что она вам хочет пожелать.
- Вспомните цвета радуги.
(На белом листе ватмана белым восковым мелком или свечкой нарисована радуга, на полосках которой записаны слова: не ябедничать, уважать друг друга, не драться, не обзываться, помогать друг другу. На глазах у детей учитель акварельными красками нужного цвета закрашивает полоски радуги, и в это время проявляются эти слова. Дети хором произносят советы.)
- Нравятся вам эти правила? Постараемся их соблюдать, тогда у нас будет общая радость добрых отношений друг к другу.
8. Итог занятия
Какой совет радуги вам запомнился больше всего?
- Давайте еще раз их вспомним.
Дети читают на радуге правила.
Не ябедничать
Помогать друг другу
Н е обзываться
Не драться
Уважать друг друга
- Ребята, а вы помните главные слова кота Леопольда? Давайте скажем их хором. (Ребята, давайте жить дружно)
- Старайтесь не забывать их и вспоминать почаще.
Приложение 4
Картотека мирилок
Тёплый лучик
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Не дерись, не дерись
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись
Мирись, мирись
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
Я мирюсь
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.
И я больше не дерусь.
Ну, а если подерусь,
В грязной луже окажусь.
Мир-миром
Мир-миром,
вареники с сыром,
пирожочки с маслом,
а мы друзья навсегда!
Хватит нам уже сердитьсяХватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Приложение 5
Игры направленные на профилактику конфликтов
«Человек к человеку».
Участники разбиваются на пары и встают в круг. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: правая рука к левой руке, спина к спине, ухо к уху, правая нога к правой ноге и т. д. Выполняя команды одну за другой, фигура все более и более усложняется, то есть предыдущие команды остаются зафиксированными до команды «Человек к человеку». После этой команды каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.
«Разные приветствия»
Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:
С другом в детском саду
С воспитателем
С клоуном в цирке
С любимой бабушкой
С тем, на кого обиделись
С тем, кого рады видеть
А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу.
Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, Опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)
«Портрет самого лучшего друга»
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.
Приложение 6
Беседа по разрешению проблемных ситуаций : «Как помириться с другом?», «Как не обидеть товарища?», «Что делать чтобы не ссориться?»
Проблемная ситуация 1:
В: иногда в нашей группе случаются ссоры. Многие дети не умеют мириться друг с другом.
Как помириться с другом? (рассказы детей)
В: Ребята, а скажите, легко бывает мириться? Чмо может помешать?
В:покажите как вы это делаете.
Проблемная ситуация 2:
«Два мальчика строили постройку из конструктора. А другой мальчик играл рядом. Когда строительство было уже почти закончено, он попятился и нечаянно разрушил постройку. Эти два мальчика очень рассердились, накричали и даже замахнулись на него.»
В: почему мальчики накричали на мальчика? (они обижены)
В: Как вы думаете что почувствовал мальчик? (обиду)
В: Что им сделать чтобы обида прошла?
В: Как им помириться?
В: Если вы нечаянно совершили какую то неприятность, постарайтесь как можно быстрее извиниться и предложить свою помощь. Если вас нечаянно обидели не надо драться, а нужно постараться успокоиться и понять обидчика. Чтобы не обижаться друг на друга надо быть внимательным и вежливым, не драться.
Приложение 7
Разыгрывание игровой ситуации "Плохое настроение"
«Юра пришел в дет сад с утра рассерженным, т. к мама не купила нему игрушку. Увидев, что Саша с Никитой строят гараж для машин, он подошел и сказал: «Мне не нравится ваш гараж, не так нужно строить» - и ногой разрушил их постройку.
(дети проигрывают ситуацию»
В: как вы думаете, что чувствовали мальчики после того, как Юра разрушил их постройку?
В: Как вести себя если у тебя плохое настроение?
(проигрывание исправленной ситуации)
В: если у вас плохое настроение или вы чем то расстроены не надо срывать злость на окружающих и провоцировать их на ссору
В: Причиной ссор чаще всего является обида, непонимание и невнимание, также причиной ссор может быть то, что дети задираются друг на другу.
В: Если у вас плохое настроение, посиди один, не срывай свое настроение и злость на окружающих.