Светлана Солодова
Образовательный проект «Моя малая Родина»
Актуальность темы:
В национальной доктрине образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России…». Рассмотрим, что входит в понятие «патриотизм».
«Патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои, частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижений и культурой своей Родины…Исторический источник патриотизма – веками, тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям…» (материал из Википедии) Значит, основой патриотизма является любовь к родным местам, к своей малой Родине. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период в становлении личности, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. А воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых.
Публикация «Образовательный проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Проблема: К сожалению, не только дети, но и родители не имеют достаточно знаний о родных местах, поэтому им трудно сформировать уважительное отношение к малой родине. Зачастую они считают более важным обучать детей с дошкольного возраста английскому языку, компьютерным технологиям, чем познакомить с историей родного края, с достопримечательностями. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием малой родины в детском саду. Каким образом наиболее эффективно организовать работу по историко - краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста?
Гипотеза: Воспитание любви к родному краю будет более эффективным, если:
* обеспечить взаимодействие педагогов, детей и родителей в решении этого вопроса.
* создать необходимые условия для формирования у детей эмоционально насыщенных впечатлений о своей родине.
* использовать проектную деятельность, как метод организации историко-краеведческого образования и поисковой деятельности детей.
Концептуальные основы проекта. В соответствии с ФГОС «развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ», учитывать национально-культурные, климатические условия и возрастные особенности детей. Поэтому для воспитания любви к родине, развитию интереса к истории русского народа, детей должны окружать предметы, характерные для народного быта. С развитием прогресса большинство таких предметов утратили своё практическое значение. Дети не встречают их в реальной жизни, они им не знакомы, а значит, и не понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» говорится в русской народной пословице. Именно поэтому я привела своих воспитанников в музей и увидела, что встреча со старинными предметами вызывает положительные эмоции: радость от узнавания и интерес к познанию. Принципиальное отличие музея от других источников образования в возможности общения с подлинником, находящимся в центре педагогического процесса.
Итак, цель проекта : «Воспитание любви к родному краю, через совместную деятельность с историко-краеведческим музеем».
Участники проекта :
Группа детей ДОУ, педагоги, сотрудники музея и библиотеки.
Длительность проекта : 1 год.
Детский сад работает по основной образовательной программе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Яркуль-Матюшкинского детского сада Усть-Таркского района Новосибирской области, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. В образовательных областях стоят задачи по патриотическому воспитанию чувств у ребёнка. На основании этого я выделила следующие задачи проекта :
* Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного края.
* Познакомить дошкольников с культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного села.
* Развивать бережное отношение к культурным ценностям, к достопримечательностям, природе малой родины.
* Воспитывать чувство гордости за достижения земляков.
* Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; учить мыслить, фантазировать.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
1 Этап (подготовительный)
Изучение литературы по теме «патриотическое воспитание».
Создание группы участников проекта.
Составление плана работы.
2 Этап (основной)
Практическая деятельность с детьми.
Организация работы с родителями.
Совместная деятельность с историко-краеведческим музеем.
Совместная деятельность с районной библиотекой.
3 Этап (итоговый)
Участие в конкурсах разного уровня.
Фото презентация проекта.
При условии реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты:
Воспитание молодого поколения, которое уважает историческое прошлое своего народа, заботится о настоящем, задумывается о будущем.
Жизненная позиция детей активизируется, они будут участниками различных районных мероприятий. Участие в конкурсах раскроет творческие способности детей.
Новые формы работы творческой группы повысят статус ДОУ в глазах родителей, увеличат степень их участия в жизни дошкольного учреждения.
Работа по проекту «Моя малая Родина» повысит эффективность работы по патриотическому воспитанию в условиях нашего детского сада.
Реализация проекта :
Свою работу, по ознакомлению дошкольников со своим селом, я начала с детьми младшей группы с наблюдений за улицей, ведущей к детскому саду. На целевых прогулках дети рассматривали маленькие и большие дома. Обращала внимание на украшенную к празднику главную площадь села. А малыши дополняли мои рассказы своими предложениями. Эти рассказы были им близки: это они живут в этих домах, а их родители здесь работают. После наблюдений дети отражали свои впечатления: рисовали дома, машины на дороге; выполняли аппликации праздничных украшений; учились делать макеты домов из строительного набора в непосредственно-образовательной деятельности. Особое внимание уделяла работе с родителями. Для этого использовала анкетирование, выставляла в родительском уголке наглядную информацию, проводила собрания. Предметом большого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к трудовой деятельности. Родители решили начать работу с благоустройства участка детского сада. В результате, папы и мамы стали не только моими помощниками, но и главным примером для своих детей по отношению к своему селу. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования патриотических чувств у детей.
К концу года дети знали названия своей улицы, номер дома и могли с искренней любовью рассказать о своих родных, друзьях, о детском саде.
В средней группе мы продолжили целевые прогулки, наблюдали за трудом сельчан по благоустройству, а весной сами высаживали рассаду цветов в клумбу на участке. Большое значение имели беседы с детьми: где они побывали, что знают о своём селе. Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то в свободное время работа по закреплению продолжалась в играх: сюжетно-ролевых («Магазин», «Больница», дидактических («Кто по профессии?», «Кто потерялся?», играх-инсценировках с использованием устного народного творчества (приложение 2). У детей появился интерес, они стали задавать вопросы. Ступа, лапти, прялка, кольчуга – что это? Вот тогда мы совершили первую экскурсию в музей и совместно с сотрудниками разработали план работы на год для средней группы. Увидев старинные вещи, ребята поняли их значение. Сколько новых слов они узнали! Им стал более близок и понятен язык сказок. Какую одежду носили в старину? Какие песни пели? В какие игры играли? Ответы на эти вопросы закрепили на развлечение «Малюткины посиделки». В музее мы рассмотрели кольчугу, защитный доспех русского воина 17 века; меч; акинак – скифский кинжал, выточенный древним мастером ещё в шестом веке до нашей эры. Уголок «Природа родного края» всегда привлекает внимание детей. Журавли, совы, куропатки, лебеди. В природе их увидишь редко, а в экспозиции музея есть! Природу родного края мы изучали на выставке картин, по пейзажам местных художников. А еще рассматривали останки древних животных - рог бизона, кости и зубы мамонта! Эти животные жили на нашей территории десять тысяч лет назад, дети их видели в мультфильмах и изучали просто с «научным» интересом!
Перед тем как посетить музей мы готовим детей к восприятию намеченной темы, даём первоначальный минимум знаний. Первое на что обращаю внимание, - поведение в общественном месте. Дошкольникам нравятся экскурсии, они с удовольствием рассказывают о том, что нового узнали, делятся впечатлениями друг с другом. Лучшая форма закрепления полученных впечатлений – это творческая работа, поэтому после экскурсий мы рисовали то, что увидели. Педагогический коллектив серьё зно работал над созданием условий в ДОУ: был организован музей «Старинная комната», где размещены предметы, наиболее часто упоминающие в сказках: коромысло, горшки, прялка и т. д. В создании музея участвовали педагоги ДОУ, родители воспитанников. Музей не большой, но все вещи подлинные, и представляют интерес при ознакомлении с русским бытом.
В старшей группе я ввела новую форму работы.
Итак, новизна проекта заключается в том, что
• Для закрепления и пополнения знаний я включила совместную деятельность с библиотекой. Получилась новая творческая группа: сотрудники музея – дети, педагоги – сотрудники библиотеки.
В библиотеке воспитанники не только закрепляли знания о русской культуре, изучали народно – прикладное искусство: городецкую и хохломскую роспись, дымковские и гжельские игрушки, но и участвовали в выставках.
• Обычно в музеях трогать ничего нельзя. Считается, что ребёнок в них пассивный созерцатель, а у нас дети – творцы. Участники экспозиции в настоящем музее!
Дошкольникам необходимы положительные эмоции, сотрудники музея разрешали подержать деревянные вёдра, померить старинные головные уборы, поставить чугунок в печь, потолочь в ступе, написать пером. Войти в образ! Ведь в каждом музее есть вещи не особенно ценные, а у детей так воспитывалась ответственность за сохранение исторических экспонатов (приложение 3). В непосредственно-образовательной деятельности с помощью информационных технологий дети совершали виртуальные экскурсии в прошлое нашего села, в нашу столицу – Москву, познакомились с главными символами нашей Родины. В подготовительной группе - в наш областной центр – Новосибирск.
Мы посетили выставку старинных школьных предметов; изучили герб нашего района; флаг и герб города Новосибирска и подробно изучали постоянно действующую выставку «Великая Отечественная война» : были на экскурсии на мемориале «Героев Победы», где экскурсовод рассказывала о героях - земляках; вместе с родителями ходили на митинг ко дню Победы.