Марина Казакова
Образовательный проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Краткая аннотация.
Данный проект ориентирован на применение нейроигр и упражнений, как средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Темочки:
Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа дошкольного образования, социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого и эмоционального развития ребенка.
Особенно актуально для педагогов дошкольного образования сегодня стоят задачи по социализации ребенка, формированию его любознательности и мотивации в достижении успеха, всестороннего развития его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
К моменту поступления в школу дети должны иметь определенные умения и навыки, быть психологически подготовленными к быстрому и качественному восприятию новой информации, усвоению новых знаний, уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и при этом быть стрессоустойчивыми в любых жизненных ситуациях.
Актуальность.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра - это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с разнообразными нарушениями.
Проблема Современные исследования показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями развития. В последнее время наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью, вниманием, восприятием. Дети невнимательны, неорганизованны, не способны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание.
В настоящее время неуклонно растет количество первоклассников не готовых к школе и испытывающих трудности в обучении. Кому-то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, а также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития. Все это приводит к когнитивной и эмоционально-личностной неготовности ребенка к адекватной адаптации к социуму и обучению в школе.
Чтобы количество школьников, испытывающих трудности в обучении, сократилось, необходимо решать все проблемы еще в дошкольном возрасте.
Цель проекта :
Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие:
развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений;
развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
- развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
стимулировать речевую активность у детей.
Образовательные :
активизировать познавательный интерес;
формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.);
формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
воспитывать у детей умение работать в коллективе;
воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Гипотеза
Если в группе дошкольников создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием нейропсихологических технологий в системе, то получим всесторонне-развитого дошкольника готового к успешному обучению в школе.
Участники проекта : дети подготовительной группы в возрасте 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители.
Методы и приемы работы :
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
Практические (нейроигры, упражнения).
Нейродинамическая гимнастика.
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).
Интеграция образовательных областей : в ходе реализации проекта происходит интеграция всех образовательных областей.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.
Для родителей:
повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.
Практическая значимость проекта
Проект направлен на устранение затруднений дошкольника при переходе к школьному обучению, развитие необходимых для успешного усвоения программы психических качеств.
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук, принтер, колонки. Развивающие зоны с набором нейроигр в каждой. Картотеки нейроигр по всем образовательным направлениям и режимным моментам.
Продукт проекта : Картотека нейроигр и упражнений для всех образовательных областей, лэпбук «Нейроигры», памятки для родителей «Дома играем-мозг развиваем», «Как играючи помочь ребенку?» изготовление нейроигр своими руками «Мастер-класс», оформление уголка.
Критерии оценки и показатели эффективности проекта :
Для диагностики использовался комплект материалов Павловой Н. Н., Руденко Л. Г., который предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Комплект состоит из классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап реализации
проекта, цели этапа Содержание и методы деятельности
1-й этап подготовительный (август 2023)
«Организационный»
Цели этапа:
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
Координация деятельности участников проектной деятельности. Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности
Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Диагностика детей.
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности
Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности
2-й этап основной (сентябрь 2023 –апрель 2024)
«Концептуальный»
Цели этапа:
Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.
Своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям. Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности
Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта.
Работа с родителями воспитанников
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности
3-й этап заключительный (май 2024)
«Аналитический»
Цели этапа:
Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.
Тиражирование опыта работы по реализации проекта использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейроигр и упражнений в системе обучающей, образовательной работы
Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МБДОУ
Определение перспектив дальнейшей работы на основе :
- итогов проектной деятельности;
- результативности реализации форм и методов использования нейроигр;
- скоординированности действий всех участников проекта.
Заключение
В условиях модернизации дошкольного образования всестороннее развитие стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную, интеллектуальную, речевую деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры и упражнения, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры и упражнения могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.
Промежуточные результаты диагностики, проведенные в декабре 2023 года, показывают увеличение числа детей с повышение интереса к занятиям, на которых используются нейроигры и упражнения. Дети стали усидчивыми, внимание более сконцентрировано. После использования игр в течение четырех месяцев уровень памяти детей повысился. В речевом развитии дети стараются проговаривать слова в ходе выполнения ритмических нейроупражнений, что отражается на качестве разговорной речи ребенка. Мышление детей стало более свободным.
Родители все чаще обращаются с просьбами посоветовать какие-то новые нейроигры и упражнения, говорят о том, что дети увлеченно сидят дома и занимаются. Что не может не радовать педагога.
Использование нейроигр и упражнений в практике педагога ДОУ считаю высокоэффективной инновационной методикой в обучении и всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
2. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
4. Захарова Р. А., Чупаха И. В. Методика «Гимнастика мозга». В сб. : Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
5. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М. : Айрис-пресс, 2015.
6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
7. Пьянова Л. А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
8. Пьянова Л. А., Чаплыгина А. А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование : опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
9. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.