Фикалова Ирина
Образовательный проект «Домашние животные» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Домашние животные» в подготовительной группе «Почемучки».
Структура проекта :
По доминирующей деятельности: информационно-практический.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы «Почемучки», родители воспитанников, воспитатель.
По продолжительности: краткосрочный (29.02.2016-16.03.2016г.)
Публикация «Образовательный проект „Домашние животные“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Проблема:. Проект «Домашние животные» направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Актуальность темы:
Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.
Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Цель проекта : Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи проекта :
1. Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)
2. Воспитывать гуманное отношение к животным.
3. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь
4. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.
5. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.
Этапы проекта :
1. Организационный.
После проведенных выходных, мы с детьми провели беседу: «Как вы провели выходные дни!»Дети рассказывали очень много интересного! Кто то ходил в парк,кто-то ездил в «Ледовый городок»,кто-то ходил в кинотеатр, а Кирилл вдруг сказал: «А мне подарили - собаку!». Дети заинтересовались, они стали расспрашивать Кирилла о собаке: как её зовут, какая она, умеет ли бегать, прыгать, играет ли он с ней? Ребята стали рассказывать о своих кошках, собаках и даже о козе, которая живёт у бабушке в деревне. Возникло обсуждение между детьми. В процессе обсуждения мне стало понятно, что дети уже знают о домашних животных и что ещё их интересует по этому вопросу. Отсюда возникла тема «Домашние животные».
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о домашних животных? Что хотим узнать? Где мы можем это узнать?
-Домашние животные живут в доме, сарае.
-Животных кормит хозяин и ухаживает за ними.
-Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей.
- Лошадь может перевозить грузы.
-Корова даёт молоко.
-С собакой, кошкой и даже коровой нужно разговаривать. -Зачем лошади грива?
-Почему у кошках на лапках мягкие подушечки?
-Как появились животные?
-Для чего свинье пятачок?
-Почему свиньи всегда грязные?
- Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает?
- Почему у животных разные хвосты?
- Кто такой пастух? - В садике, у воспитателя
- Из книг, мультфильмов.
-Спросить у мамы, у папы.
Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта :
• Каких животных можно назвать домашними?
• Каких животных человек приучил первыми?
• Внешний вид животных : чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д)
• Чем питаются домашние животные?
• Как называют детёнышей домашних животных?
• Повадки, условия содержания домашних животных
• Как называются жилища домашних животных?
• Профессии людей, ухаживающие за домашними животными
• Какие экзотические животные стали домашними?
• .Как ухаживать за домашними животными?
• Какова роль домашних животных в жизни людей?
• Что мы можем дать домашним животным?
• В каких сказках говорится о домашних животных?
2. Планирование деятельности.
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т. д.
Источники информации:
Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы.
Художественная литература:
• Л. Толстой «Пожарные собаки»
• М. Кривич «Что за служба у собак»
• Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
• С. Михалков «Три поросёнка»
• С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
• С. Маршак «Усатый – полосатый»
• Братья Гримм «Бременские музыканты»
• Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран»
• Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
• С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
• К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
• А. Барто «Котёнок»
• И. Васильева «Ферма»
• Е. Благинина «Корова»
• Н. Костарёва «Щенок»
• В. Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»
• В. Сутеев «Кот рыболов»
• В. Сутеев «Три котёнка»
• Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина.
Видеотека мультфильмов:
• «Кошкин дом»
• «Домашние животные и их дети»
• «Котёнок по имени Гав»
• «Просто так»
• «Твои первые животные»
• «Кот, который гулял сам по себе»
• «В стране домашних животных»
• «Волк и семеро козлят»
• «Волк и телёнок»
• «Доктор Айболит»
• «Кот в сапогах»
• «Хаврошечка»
• «Кот в сапогах»
• «Белка и Стрелка»
• «Альма и Мурка»
• Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе.»
Аудиозаписи: «Звуки природы», «Голоса животных»
3. Заключительный.
Ожидаемый результат.
В результате проектной деятельности у детей:
-сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.
Продукт.
результат продукт
образовательные
воспитательные
развивающие
оздоровительные
на какие результаты вы рассчитываете?
Результаты диагностики, анкетирования, экспресс опроса и т. д.
4. Паутинка проекта.
По образовательным областям.
Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное
развитие.
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование).
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве. Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными. Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.
Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом
5. План осуществления проекта (основной этап).
Тема «Домашние животные» (возраст детей 6-7 лет)
Образовательные области. Режимные моменты. Совместная работа педагога с детьми. Совместная работа родителей с детьми. Свободная творческая деятельность детей.
Художественно-эстетическое развитие.
Художественное творчество.
Музыка.
Труд.
Конструирование из конструктора «Домашнее подворье
Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений.
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры
«Кошкин дом»
-Рисование отгадок
«Домашние животные»
-Панно «Домашние животные» (аппликация и дорисовывание деталей)
- Рисование «На лугу пасутся.»
- Оригами
«Собачка», «Кролик».
-Слушание «Как волк телёночку мамой был»
- Музыкальные игры: «Лошадка»,
«Собачка и кошечка», «Угадай животное»
- Игры – имитации
«Пастушок и стадо»
-Слушание песен «Котёнок» Слова и музыка: Юрий Трофимов,
-«Кролик» слова: Зоя Петровна, Музыка: Аркадий Островский,
-«Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов
- Слушание звуков: «Кто как ходит», «Кто как поёт»
- Беседа «Как ухаживать за домашними животными»
- Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели – последовательность ухода за животными, по картинкам)
Изготовление масок к игре -
драматизации «Кошкин дом»
- Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными.
Изготовление книжек малышек и плакатов
«Домашние животные»
Помощь в оснащении музыкального уголка.
Оформление альбома
«О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха)
-Лепка домашних животных
-Рисование
«Моё любимое домашнее животное»
-Лепка
«Весёлая ферма»
Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского
Слова Аллы Ламм
-Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных»
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре
«У бабушке в деревне»
Физическое развитие.
Физическая культура.
Здоровье.
рассматривание схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова»,
«Козочка»,
«Кошка»,
Пальчиковых гимнастик:
«Два козлика», «Поросята».
Рассматривание схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Эстафеты:
«Полоса препятствий» Подвижные игры: «Заболевшая кошка»,
«Пастух и овцы»
Игры – имитации «Разные собаки»,
«Изобрази, а мы угадаем»
-Беседы: «Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?»,
«Гигиена животных»
-Практикум с детьми
«Оказание первой помощи»
-Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?»
- Р/и «У зверей и у людей» (с мячом,
«Кто как умывается»,
«Витамины в нашей жизни»
Консультация для родителей
«Что делать, если ребёнок боится животных?»
Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными»
Подвижные игры: «Лохматый пёс»,
«Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята»
Моделирование правил «Чего нельзя делать при общении с домашними животными?» Зарисовка правила «После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки»
Речевое развитие. - Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему.
- толкование загадок и зарисовка отгадок
- Загадки, пословицы, поговорки. Создание выставки книг о животных :
«Животные в сказках»,
«Детские писатели о животных»
-Чтение
К. Паустовский
«Кот – ворюга»
-Л. Толстой «Пожарные собаки»
-Л. Толстой «Лев и собачка»
-М. Кривич «Что за служба у собак»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
-С. Михалков Три поросёнка
-С. Маршак Сказка о глупом мышонке
-С. Маршак Усатый – полосатый
-Братья Гримм «Бременские музыканты»
-Русские народные сказки:
«Сивка бурка», «Волк и семеро козлят»,
Бычок – смоляной бочок»,
«Кот – серый лоб, козёл да баран»
-Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот
-Р. Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе
-С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
-К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
-А. Барто Котёнок
-И. Васильева «Ферма»
-Е. Благинина «Корова»
-Н. Костарёва «Щенок»
-В. Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»
-В. Сутеев «Кот рыболов»
-В. Сутеев «Три котёнка»
-Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина. Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Папка – передвижка «Детские писатели о животных» Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных.
- Д/И «Скажи какой»
-Печатание слов по теме
-Разбор слов на части
Познавательное развитие.
Рассматривание иллюстраций о животных
- Собери картинку «На ферме»
-Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в
дикую природу?»
-Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?»
-Моделирование правил «Чего нельзя делать с животными?»
- Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?»
Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?»
-Беседа «Зачем держать в доме животных?»
-Беседа «Где лучше жить животным?»
-Беседа «Каких животных можно назвать домашними?»
Беседа «Каких животных можно держать дома?»
Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?»
Беседа «Что мы можем дать домашним животным»
- Беседа «Как получают пряжу?
- Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного?
- Беседа «Как появились домашние животные?»
- Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться?
- Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядным
- Толкование пословиц:
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Корова на дворе – еда на столе.
Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить.
Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет
Викторина «Домашние животные».
Тематическая выставка
«Наши друзья – домашние животные»
Ширма –передвижка «Если дома появился звёрёк» Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных
Дидактические игры: «Что не так?», «Исправь ошибку», «Большой – маленький», «Кто что любит»,
«Чей домик»,
“Я знаю 5 названий домашних животных”,
“Кто как говорит”,
“Что ты будешь делать”,
“Корова с теленком”,
“Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;
-Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил.
Социально-коммуникативное развитие.
Социализация.
Коммуникация
Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей)
«Помоги животным найти свой дом»
- Наблюдения за домашними животными на прогулке.
-Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?»
-«Как нельзя обращаться с животными?
- Игра «Доскажи словечко»
-этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных)
- Беседа-обсуждение
«Зачем ухаживать за домашними животными»
-Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека?»
Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?»
Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?»,
- «Что было бы, если. ?»
- Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?»
-«Какую пользу приносят человеку домашние животные?»
- Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке»
-Рассказ – описание «Моё любимое животное»
-Рассматривание картин:
«На ферме»,
«Кошка с котятами»,
«Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные»
- Дидактические игры: «Один – много»,
-«Скажи ласково»
- «У кого кто?»
-«Чем накормить?»
-«Чего не хватает?»
- «Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок
-«Отгадай кто это?»
-«Помоги найти маму»
-«Где чей хвост?»
- «Кто кричит?»
-«Чьи следы?»
- Придумывание сказки о животном по ряду картинок.
Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных
Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем о домашних животных?»
- Папка –передвижка “Дети и домашние животные”, Вред или польза?”.
Сюжетно – ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая игра «Найди лишнее»
- Игры с макетом «Скотный двор»
Дидактические игры: «У кого что?»,
«Отгадай слово»,
«Назови жилище»
6. Ожидаемый результат.
В результате проектной деятельности у детей:
-сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.
7. Продукты проекта.
• Проведение викторины “Домашние животные” между детьми подготовительных групп
• Создание мини – музея в группе “ Домашние животные.
8. Презентация проекта.
Презентация проектов проходила в виде :
• Организации выставок индивидуальных, коллективных, семейных работ «Домашние животные»
• Организация фотовыставки детей со своими домашними животными, представленной в холле детского сада
• Презентации авторских книг «Моё любимое домашнее животное»», на общем сборе.