Елена Митенькина
Творческий проект «Юные художники»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
«Юные художники»
…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.
Огюст Роден
Пояснительная записка
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника, необходимо приобщение к изобразительной деятельности.
Публикация «Творческий проект „Юные художники“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Исходя из наблюдений за детьми на занятиях по рисованию, я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как неуверенность в том, что у них получится рисунок, зажатость в выборе изобразительных средств. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я остановилась на нетрадиционной технике рисования.
В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Эти слова стали моей целью в работе с детьми - стремиться к развитию их творческих способностей, мастерства, мышления, обогащения внутреннего мира. Поэтому при организации изобразительной деятельности использую разные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Проблема
Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е. А. Флерина - одна из первых дала определение понятию "детское художественное творчество".
Не нужно ограничивать детей карандашами, фломастерами, кистью, следует дать возможность проявить ребенку свой талант при помощи и других материалов, которые ребенок решит использовать. Но, все ли педагоги используют в своей работе такой вид детского творчества? Наверняка, не всегда применяются различные способы создания образов, нахождение новых вариативных решений при создании детских творческих работ. Все ли дети способны к творческому мышлению и созданию неповторимых образов? Ведь каждый ребенок неповторим и своеобразен. Как распознать, раскрыть потенциал ребенка? Внешне ребенок очень тихий, молчаливый, а внутренне неповторимо богат. Все дети разные. Моя задача, как педагога, раскрыть творческий потенциал ребенка. На мой взгляд, мы, взрослые, должны предоставить ребенку весь доступный материал для детского творческого развития, обогащения внутреннего мира, поиска новых креативных решений. Только тогда наши дети будут уверенными, всесторонне развитыми личностями, способными креативно мыслить, соответствовать требованиям современного мира.
Рисование - один из любимых видов детской деятельности дошкольного возраста. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому при организации изобразительной деятельности использую разные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Целью моей работы является - развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
На основе данной цели определены следующие задачи:
• Проанализировать методическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Разработать комплекс творческих заданий, с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей.
• Познакомить детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами.
• Способствовать развитию творческого потенциала у подрастающего поколения.
• Выявить (путем диагностики) уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
• Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.
• Оформить в группе выставку, используя работы детей и родителей.
• Воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования, развивать эстетический вкус.
Актуальность и новизна
Эпоха научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: "… содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность …".
Нетрадиционная техника рисования дает возможность ребенку проявить всю его фантазию при создании сюжетов для картин. Оно интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Такой вид детского творчества предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное, он помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.
Гипотеза: если образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОУ будет организован с учётом использования не только стандартного набора изобразительных материалов, но и самых необычных способов и средств изображения, то будут достигнуты более высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей.
Методы и приемы были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Метод эмперического исследования: наблюдение, опрос, сравнение, анкетирование (родителей, изучение творческих работ воспитанников.
Словесные методы: объяснение, рассказы, беседы, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры. Рассматривание и описание нетрадиционных техник рисования.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов, книг, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, использование мультимедийных пособий.
Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
Игровой метод: для создания мотивации мною использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры.
Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и слушание музыкальных произведений.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Предмет - особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник рисования.
Тип проекта – образовательный, творческий.
По содержанию – детское творчество.
По составу участников – детско - взрослый.
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.
По срокам проведения - проект среднесрочный (средней продолжительности) сентябрь 2019-май 2020г.
Структурирование содержательной части проекта
Этапы реализации проекта.
1-й этап: подготовительный
2-й этап: основной
3-й этап: заключительный
4-й этап: презентационный
I этап – подготовительный
Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал.
Изучить методическую литературу по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.
Изучить спрос родителей с помощью анкетирования.
II этап – основной
Разработать перспективный план мероприятий.
Разработать конспекты НОД.
Подготовить презентацию «Нетрадиционные техники рисования»
Подготовить беседы для детей.
Подготовить консультации, памятки для родителей и педагогов.
Оформить папку – передвижку.
Разработать анкеты для родителей.
Изготовить альбом, дидактическую игру.
Разработать совместное детское – родительское развлечение
Оформить выставку детских творческих работ «Юные художники».
Диагностика (на начальном этапе проекта) по выявлению творческих способностей детей по использованию нетрадиционной техники рисования показала следующие результаты:
низкий уровень -70%
средний уровень -20%
высокий уровень -10%
Реализация проекта «Юные художники» ведется в форме индивидуальной, парной и групповой деятельности дошкольников, работа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальная деятельность:
• рассматривание поделок, альбомов, образцов, фотографий, иллюстраций
• художественное творчество
Парная деятельность:
• загадывание загадок
• отгадывание ребусов
• беседы
• дидактические игры.
• творческое рисование
Групповая деятельность:
• проведение цикла тематических занятий
• экскурсии в мини-музей детского сада
• досуги и развлечения
• проведение подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций
• диагностика детей и анализ результативности
• сюжетно – ролевые игры
• Творческие мастерские
Структурирование содержательной части проекта
сентябрь
Анкетирование
По выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Углубить знания родителей о художественно эстетическом развитии, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
Проведение диагностики
«Нарисуй что хочешь» Выявить уровень развития детей в художественно эстетическом развитии по средствам нетрадиционных техник рисования.
Просмотр презентации «Нетрадиционные техники рисования).
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования.
Дидактическая игра «Собери картинку» (разные нетрадиционные техники)
Закрепить ранее полученные знания о нетрадиционних видах рисования, учить различать их один от другого.
октябрь
НОД Рисование пальчиками «Кисть рябины»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой – рисование пальчиками. Развивать цветовое восприятие.
Рисование ладошками «Веселое солнышко»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой – рисование ладошками. Развивать
чувство цвета и композиции
«Рисование – оттиск печатками из овощей «Звездное небо»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой – оттиск печатками овощей. Закрепить
прием примакивая. Развивать образное мышление, пополнять словарь детей.
Рисование ватными палочками «Цветущая яблонька»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой –рисование ватными палочками.
Воспитатели дети.
Индивидуальная работа
на закрепление полученного материала
Систематизировать знания о нетрадиционных видах рисования, умении применять их в ИЗО деятельности. Воспитатели дети.
Оформление выставки детских работ «В мире ярких красок» Оформление группового помещения детскими рисунками. Воспитатели дети.
ноябрь
Рисование методом тычка твердой кистью «Волшебный букет» Познакомить детей с нетрадиционной техникой – методом тычка твердой кистью. Совершенствовать умение рисовать кистью, освоить цветовую палитру, развивать творческие способности.
Воспитатели дети.
Рисование губкой «Цыпленок»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой – рисование губкой, развивать световосприятие, обогащать словарь детей.
Рисование - Оттиск смятой бумагой «На Северном полюсе»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой – оттиск смятой бумагой. Учить детей набрать краску на бумагу и быстро приложить к рисунку для создания нужного образа.
Воспитатели дети.
Кляксография «Рыбка»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования– кляксографией. Развивать образное мышление, чувство цвета, формы и композиции. Воспитатели дети
Рисование свечой «Морозные узоры»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой «рисование свечой». Воспитывать аккуратность, Воспитатели дети.
ДЕКАБРЬ
Рисование щеткой «Радуга» Познакомить детей с нетрадиционной техникой -рисование щеткой Воспитате-ли,дети.
Рисование. Монотипия. «Бабочка»
Рассматривание альбомов о нетрадиционной технике рисования «В мире прекрасного»
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипия
Развивать познавательные интересы, воспитывать эстетическое восприятие.
Воспитатели, дети
Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников».
Познакомить родителей с новым видом детского творчества. Расширять кругозор родителей. Воспитатели
\родители
Проведение диагностики «Закончи образ…»
Выявить уровень развития детей в художественно эстетическом развитии посредствам нетрадиционных техник рисования.
Воспитате-ли дети
Совместное развлечение с родителями
«Юные художники» Систематизировать и закрепить полученные знания, расширять кругозор детей, обогащать внутренний мир дошкольников.
Итоговое анкетирование родителей
Выяснить, обогатился ли опыт родителей по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования, каков объем знаний об особенностях того или иного вида детского творчества.
Работа по реализации проекта направлено на тесное взаимодействие с родителями.
Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей. Помощь родителей для достижения целей по художественно-эстетическому развитию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Мои «Юные художники» совместно с родителями, приносят из дома различные интересные, на первый взгляд, обычные ненужные вещи, но в детских руках они оживают и становятся инструментом для рисования, создания неповторимых творческих работ. В работе с родителями использовались следующие формы работы:
• привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту);
• приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала с последующим оформлением мини-музея в группе;
• приглашение родителей к оформлению выставки «Юные художники» из детских поделок, творческих работ.
• Анкетирование для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи
Цель: выявить компетентность родителей в вопросах организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи.
• Советы родителям. Беседы по темам
• Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
• Консультация для родителей «Мир глазами детей»
• Оформление выставок детских работ «Юные художники», «В мире прекрасного»
• Совместное развлечение с родителями «Юные художники».
• Диагностическое исследование родителей (итоговое).
Реализация проекта «Юные художники» ведется в форме индивидуальной, парной и групповой деятельности дошкольников, работа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальная деятельность:
• рассматривание поделок, альбомов, образцов, фотографий, иллюстраций
• художественное творчество
Парная деятельность:
• загадывание загадок
• отгадывание ребусов
• беседы
• дидактические игры.
• творческое рисование
Групповая деятельность:
• проведение цикла тематических занятий
• экскурсии в мини-музей детского сада
• досуги и развлечения
• проведение подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций
• диагностика детей и анализ результативности
• сюжетно – ролевые игры
• Творческие мастерские
III этап – заключительный
• Проведение диагностики.
• Подведение итогов, самоанализ проделанной работы.
• Вывод.
Диагностика (на завершающем этапе проекта) по выявлению творческих способностей детей по использованию нетрадиционной техники рисования показала следующие результаты:
низкий уровень -10%
средний уровень -60%
высокий уровень -30%
Использование нетрадиционных техник рисования повысила динамику показателей уровня развития творческих способностей у дошкольников; тематика детских рисунков стала более разнообразной; работы стали отличаться выразительностью и оригинальностью; сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
Практическая значимость творческого проекта состоит в том, что данная техника может использоваться как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами программы дошкольного воспитания.
Теоретическая значимость проекта – знакомство с новыми понятиями в художественно-эстетическом развитии.
Познавательная значимость проекта. Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 40% и составил 60%, средний снизился на 15% и составил 30%, низкий снизился до 10%:
У детей сформировался целостный образ о многообразии цветочного мира, появился устойчивый интерес к особенностям их жизни и развития; сформировались навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Значимость результатов проектной деятельности:
для педагога:
• повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
• удовлетворенность работой;
• систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих, познавательных и речевых способностей через знакомство с нетрадиционной техникой рисования.
для детей:
• развитие познавательных и художественно- эстетических навыков детей;
• развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;
• способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
• приобщение к миру искусства;
• развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
• совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;
• развитие «чувства инициативы»;
• умение работать в группе активно, сообща;
• умение самостоятельно искать нужное решение;
• умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
• умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;
• способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;
• способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
• навыки коммуникативного общения;
• обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
• Повышение культурного уровня дошкольников.
• Увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО
• Способствовать активности и самостоятельности детей в рисовании.
• Умение находить и применять новые способы для художественного изображения (в том числе с использованием нетрадиционных техник рисования).
• Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
• Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
• Повышение культурного уровня дошкольников.
для родителей:
• осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
• бережное отношение к продуктам детского творчества;
• партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Вывод:
Таким образом, занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, является увлекательным процессом, позволяющим даже неуверенному в себе человеку почувствовать себя художником. Нетрадиционная техника рисования дает возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
4. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155». [Электронный ресурс]//www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, ко О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
7. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -352 с.
8. Казакова, Р. Т. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: нетрадиционные техники, конспекты занятий / Р. Т. Казакова, Т. Н. Сайганова. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
9. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : ИД «Цветной мир», 2011. – 144 с.
10. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
11. Петухова О. А. Экспериментирование с изобразительными материалами. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.
12. Ремезова Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет: Методика. – М. : ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2006.
13. Софронова Т. И. Игры, развивающие изобразительные способности творческое воображение. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.
14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. (Детский сад: день за днём. Практическое приложение).