Ольга Гридина
Образовательный квест как средство организации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный квест как средство организации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 1
Теоретическая часть 4
Проектная часть 4
Заключение 5
Список источников 5
ВВЕДЕНИЕ
Большинство педагогов в современных образовательных учреждениях не имеют представление о новых методиках, которые необходимо применять в учебном процессе. Также с каждым годом появляются новые технологии, а низкий уровень знаний о современных мультимедиа технологиях, средствах повышения познавательной деятельности говорит о недостаточно эффективной подготовке работников сферы образования. Требования к преподавателю, использующего мультимедиа в своей деятельности, должны складываться из традиционных и специфических компетенций. Помимо этого, одной из ключевых задач в образовании является улучшение качества образования, а для этого необходимо внедрять мультимедиа технологии в учебный процесс. Поэтому использование медиа-средств и медиа-технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. В современном мире очень активно происходит процесс информатизации. Это является ключевым моментов и в сфере образования. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни учащихся, и зачастую воспринимаются с гораздо большим интересом, нежели обычный школьный учебник.
Публикация «Образовательный квест как средство организации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты для школьников
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
В контексте в образовании современного подхода, ориентированного на системно – деятельностный подход, в котором ученик в современной школе – это исследователь, который, благодаря помощи своего наставника-учителя, обнаруживает и открывает для себя что-то новое путем решения практико – ориентированных задач. В связи с этим, педагоги должны использовать современные образовательные технологии деятельностного типа – квесты.
Образовательный квест – это педагогическая технология, которая позволяет специальным образом организовать исследовательскую деятельность школьников, включающую в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых они осуществляют поиск необходимой информации.
Квест интегрирует в себе новые технологии и традиционную систему обучения. С одной стороны, квест-технология сохраняет традиции такой формы урока как «путешествие» («Следопыты», «Поиски клада» и т. д., но отличается от неё наличием проблемы и поиска информации. С другой стороны, квест- технология содержи т в себе: мини-проект, сюжетно-ролевую игру, ИКТ, проблемное обучение. В связи с этим, данная тема актуальна.
Цель проекта: Проверить эффективность использования образовательного квеста в рамках школьной программы в качестве повышения познавательной активности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи проекта:
1) Определить структурные компоненты готовности педагогов к применению образовательного квеста в своей работе;
2) Проанализировать средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;
3) Экспериментально проверить эффективность образовательного квеста в качестве средства повышения познавательной активности на уроках литературного чтения в начальной школе;
4) Создание серии квест-уроков с помощью интерактивных средств.
Гипотеза: Использование образовательного квеста на уроках литературного чтения в начальных классах положительно влияет на уровень познавательной активности младших школьников.
Участники: Обучающиеся и учителя начальных классов МОУ гимназии №10
Ресурсы: интерактивные доски,
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Современная образовательная среда имеет достаточно обширный список инновационных методов обучения. Инновации в обучении в первую очередь связывают с интерактивными технологиями и способами изучения. Ведущими интерактивными способами считаются: круглый стол, диспут, дискуссия, дебаты, судебное заседание, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, case-stady (учебные ситуации, ситуационный анализ, мастер-класс и т. д.
Но не все методы подходят для начальной школы. Это обусловлено особенностями возрастной категории обучающихся, которая составляет 6,5- 11 лет. В данном возрасте школьникам еще сложно вступать в полноценные ролевые игры, отстаивать конструктивно точку зрения, также В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что круглый стол, диспут, дискуссия, дебаты- не подходят для начальной школы. Так как они требуют высокой концентрации внимания, умения отстоять конструктивно свою позицию, не обеспечивают высокой заинтересованности, так как мало наглядностей, интерактивных элементов.
Высокую мотивацию возможно создать только при условии высокой заинтересованности школьника, что как раз и обеспечивает квест-технология.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Описание проекта:
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится основной, но и игровая не ушла из их жизни до конца. К сожалению, на практике современные дети все чаще приходят в школу не «наигравшись», как следствие у таких детей отмечается низкая познавательная активность. Квесты решают эти проблемы путем частой смены деятельности, интригующего сюжета, соревновательного момента. Уроки литературного чтения как нельзя лучше подходят для применения данной технологии в начальной школе. Литературное чтение позволяет создавать для квестов удивительные сюжеты, так как имеется большое количество произведений к которым можно привязать урок. За счет этого, уроки с применением квестов получаются красочными, интригующими, интересными.
Использование В первом классе я начала знакомство маленьких школьников с квеста «В поисках букв», который был посвящен прощанию с букварем. Дети, решая различные задания, смогли вычислить сказочного похитителя букв (Дед-букваед). Во втором классе ребятам особенно запомнился квест «Что скрывают Баба Яга и Леший», на этом уроке обучающиеся знакомились с русским фольклором и в конце урока разгадали, что скрывали Баба Яга и Леший.
Слайд 8
Чтобы создать успешный урок с помощью образовательного квеста я придерживаюсь дидактических принципов:
• принцип деятельности - ребенок активно участвует в поиске информации;
• принцип целостности - формирование целостных представлений о мире;
• принцип психологического комфорта – создание доброжелательной атмосферы;
Планирование реализации проекта:
План-график:
Ожидаемые результаты:
Критерии оценки эффективности проекта:
Возможные ри ски и способы их преодоления:
Существует несколько разновидностей квестов :
• Эскейп-рум (или эскейп-комната, т. е. специально оборудованная запертая комната (индустрией развлечений используются красочные декорации и реалистичная бутафория, которые позволяют в полной мере прочувствовать погружение в процесс игры, из которой надо выбраться за определенное время, разгадывая логические и поисковые задачи, головоломки, ища подсказки и вспомогательные средства. В образовательном пространстве школы это может быть школьный класс или музей;
• Веб – квест (сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу);
• Квест в реальности, где, как в хорошем детективе, будет важна сюжетная линия, и на большом пространстве (школа и школьная территория, музей, район, город) участникам предстоит решить ряд заданий определенных сюжетом. В отличие от классического эскейпа, здесь не обязательно искать выход. Игроки могут спасать вселенную, разыгрывать исторический или литературный сюжет, или же грабить банк. Главное, выполняя задания, прожить ситуацию максимально близко к сценарию;
• Пешеходные квесты, организованные на местности (в пространстве города, района). Они могут быть с поиском тайников и элементами ориентирования (в т. ч. GPS) и краеведения.
По структуре сюжета выделяют:
• «линейные» квесты, в которых игра построена по цепочке (разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
• «кольцевые», которые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг (команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными);
• «штурмовые», где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач
Слайд 5
Слайд 9
Почему я использую именно образовательный квест?
(Преимущества образовательного квеста)
1. Квест- позволяет активизировать внимание младшего школьника и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. • Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи.
3. Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
Слайд 10
1. Для разработки образовательных квестов, я использую план. Учитывается возраст участников и состояние здоровья
2. Написать сценарий
3. Определить территорию и оборудование
4. Определить помощников
Слайд 11
На примере квеста «Тайна Великого поэта», который был разработан мною, я покажу как можно использовать данную технологию на уроке.
Паспорт квеста.
Авторы-разработчики.
• Цель квест-игры.
• Задачи.
• Цель квест-игры.
• Участники квест-игры.
• Количество участников.
• Количество заданий.
• Необходимые ресурсы.
• Образовательные продукты по итогам реализации квест-игры.
• Краткое содержание квест-игры
Слайд 12
Ученики 3-го класса на уроке систематизации знаний были погружены в легенду, где говорилось, что А. С. Пушкин в своих произведениях скрывает некую тайну, которую и предстоит разгадать на уроке.
Цель квеста для младших школьников - самостоятельный поиск информации по заданным условиям. Выигрывает та команда, которая сделала это качественнее. На каждом этапе за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы за правильное их выполнение, а также подсказку, где находится следующий этап. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдаётся. После того, как будут собраны все фрагменты, команды собирают из слов (словосочетаний) всё высказывание, показывают результат организатору.
Слайд 13
Школьникам было предложено начать путешествие по сказкам Пушкина и узнать у главных героев, какая тайна спрятана в произведениях Александра Сергеевича. На столах у учащихся были оставлены подсказки: значимые предметы, по которым можно было угадать сказку, в которую мы отправимся. Первой отправной точкой была «Сказка о царе Салтане ….». Здесь их поджидал сам князь Гвидон, у которого дети должны спросить про тайну Пушкина. Князь Гвидон не знал ответа на их вопрос, но мог подсказать, кто может знать ответ. Но просто так он не давал ответа, поэтому школьникам пришлось выполнить задание: восстановить последовательность событий в произведении. После выполненного задания, Князь Гвидон отправляет их в сказку «О Попе и работнике его Балде». (Развитие функциональной грамотности)
Слайд 14
На втором испытании их уже поджидал Балда, которому дети тоже задавали вопрос про тайны, но как и в случае с князем Гвидоном, он не знал ответа на вопрос, но мог подсказать, к кому можно обратиться за ответом. Для этого Балда попросил обучающихся объяснить значения устаревших слов. После выполненного задания, Балда отправляет их в сказку «О мертвой Царевне и семи богатырях». (Обогащение словарного запаса)
Слайд 15
На третьем этапе школьники приходят в гости к той самой мертвой царевне, задают ей тот же вопрос, но и она не знает ответа, зато просит их выполнить задание. Прочитать ей выразительно отрывки из произведений (каждой команде свой отрывок дается). После выполненного задания, Царевна дает им подсказку «Отправляйтесь туда, где творятся чудеса, где дуб зеленый, где кот ученый, и где волшебные герои.»
(Развитие навыков выразительного чтения)
Слайд 16
На четвертом этапе класс попадает в Лукоморье. Здесь их встречает Кот ученый. Он знает ответы на все вопросы, но просто так тайну не рассказывает, просит их помочь ему подобрать пословицы, которые подходят к произведениям, где они сегодня побывали (Развитие умения объяснять, рассуждать, коммуникативные навыки). Открывая новую пословицу, на обратной стороне у школьников виднелись части фразы, которые сложив воедино, они получили ту саму тайну А. С. Пушкина.