сюткина наталья
Образовательные ситуации по коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные ситуации
по коммуникативному развитию
детей.
Я хотела бы представить опыт работы на тему «Образовательные ситуации на занятиях по коммуникации в детском саду». Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Поэтому целенаправленное развитие речи дошкольников - это одно из ведущих направлений моей педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное развитие детей. Развитие речи в дошкольном возрасте– это многоаспектный процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление.
Публикация «Образовательные ситуации по коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитание культуры речи - это одно из самых важных мест в работе с детьми. Одним из главных направлений моей работы по коммуникативному развитию детей –научить ребёнка правильно пользоваться голосовым аппаратом, используя образовательные ситуации.
В своей работе я выделила несколько основных факторов успешного овладения ребенка речью. Один из важных факторов – это общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают малышей по собственной инициативе. Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослыми стихотворений, сказок, народных песенок и потешек. Значительным является фактор создания речевой развивающей среды, организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка. Весьма существенный фактор – это создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого.
Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, дидактические игры, игры – забавы, игры – развлечения. Я провожу их с небольшим количеством детей (2-6 человек) разного возраста в любое время дня.
В группе создана развивающая речевая среда.
Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, фланелеграф, а также магнитную доску и тематические наборы магнитов. Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.
Для того, чтобы помочь родителям развивать речь дома, я провожу с ними консультации, индивидуальные беседы, общение по электронной почте, тематические родительские собрания, на которых предлагаю видео просмотр наших занятий.
На своих занятиях я активизирую речь детей с помощью использования самых разнообразных образовательных ситуаций, которые помогают: обогащению и активизации словаря, формированию правильной грамматической речи, правильному звукопроизношению, развитию разговорной и связной речи.
Образовательные ситуации
по коммуникативному развитию
детей.
Сейчас мы с вами сядем в волшебный поезд и отправимся в путешествие по сказочной стране «Речь» Наш поезд прибыл на станцию «Творческая» - работа по картине
Рассмотрите картину. Что вы на ней видите?
Как вы думаете, какое время года изобразил художник?
По каким признакам вы определили, что это весна?
Дождь (какой) -…
Тучи (какие)-…
А весна (какая) -… и т. д.
Следующая станция «Сказочная». Нужно отгадать загадки про сказки и сказочных героев.
Из муки он был печен,
на сметане был мешен,
на окошке он студился,
по дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка (колобок)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(мышка, «Репка»)
Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
(теремок)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
Станция «Веселый язычок»
Сейчас, поиграем в игру «ветер». На слово «ветер начинаем»-
тихо говорить – «у-у-у», по сигналу «сильный ветер»-говорим громче,
по сигналу – «ветер кончается» - говорим тише, по сигналу «ветер кончился» - молчим.
Чтобы уметь красиво говорить, правильно произносить звуки –
для этого Копатыч нам предлагает произнести чистоговорки:
ва – ва – ва – высокая трава,
вы – вы – вы – выше головы, во – во – вокруг все расцвело,
ву – ву – ву – васильков нарву…
В нашем языке есть длинные слова и веселый Гном предлагает определить из каких коротких слов состоят эти слова: самокат, самолет, вездеход,соковыжималка, мясорубка.
Станция «Ловкие пальчики». Выполняем массаж и пальчиковые игры.
Массаж:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий,
Посмотреть который час
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю (так с каждым пальчиком)
«Возвращение птиц» (без предмета)
Как снега растают (руки ладонями вниз, разводим в стороны)
птицы прилетают (машем руками, как крыльями)
Гнезда вьют из веток (соединяем руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты – «гнездо»)
Для птенцов, для деток. (пальцы переплетены, сгибаем-разгибаемпальцы)
«Дятел» (с предметом)
Вдруг в лесу раздался стук. (Медленно вкладываем платочек одним
пальцем в кулак)
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
(с силой вытянуть платочек)
Станция: «Фантазия»
А сейчас, предлагаю вам проявить свою фантазию и выполнить поделку из соленого теста (изготовление медальонов).
Под музыку выполняют задание.
Используемые материалы:
* О. В. Узорова, Е. А Нефедова «Пальчиковая гимнастика» Москва,
АСТ «Астрель»,2002г. ;
* О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики-
развиваем речь», Санкт – Петербург, изд. дом «Литера»,2012г.