Анна Першина Владимировна
Образовательные потребности детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные потребности детей с УО.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости : легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. В связи с особенностями образовательной деятельности, неоднородностью групп, программа представлена в трёх уровнях.
1 уровень - умеренная умственная отсталость;
2 уровень - выраженная умственная отсталость;
3 уровень – тяжёлая (глубокая) умственная отсталость;
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной
сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детерминированы в обучающихся основном степенью с умственной отсталостью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся :
o выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
o обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
o раннее получение специальной помощи средствами образования;
o психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
o психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
o постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся легкой степени умственной отсталости, осваивающих вариант С, характерны следующие специфические образовательные потребности :
o увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;
o наглядно-действенный характер содержания образования;
o упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
o введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;
o отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
o специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
o обеспечение обязательности профильного трудового образования;
o необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
o обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
o использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
o стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.