МААМ-картинки

Образовательное событие как технология поддержки детской инициативы

Володина Лариса
Образовательное событие как технология поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в детских садах особое внимание уделяется развитию детской инициативы как важного новообразования дошкольного возраста. Одной из технологий поддержки инициативы детей является образовательное событие.

Особенности образовательного события

1. Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса. В него закладываются ситуации, способствующие приобретению детьми новых знаний, умений, формированию представлений.

Публикация «Образовательное событие как технология поддержки детской инициативы» размещена в разделах

2. Образовательное событие – развёрнутая история, подчинённая единой теме, интересной и доступной для дошкольников.

3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии (есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка). Однако, в отличие от игры, ребёнок получает возможность выстроить реальную картину мира.

4. Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. Предполагает достаточно времени для вхождения, обсуждения, планирования, подготовки, неожиданных поворотов. Не завершается развязкой; продолжает существовать в виде воспоминаний, детской «документации», рефлексии.

5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основной критерий успешности – не выполнение всех мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их увлечённость.

В средней группе нашего детского сада прошло образовательное событие «Куда ползёт улитка?»

Однажды мы с детьми вышли на прогулку и увидели на дорожке раздавленную улитку. Ситуация вызвала неподдельный эмоциональный отклик у детей. Все жалели улитку. Обсуждали, какая она маленькая и хрупкая. Это и послужило завязкой нашего образовательного события «Куда ползёт улитка?».

Название образовательного события было выбрано из вопросов, которые стали задавать дети.

Применив технологию трех вопросов, мы выяснили, что у детей очень бедные представления об улитках. На первый вопрос «Что мы знаем об улитках?» ответы были такие:

они маленькие,

они ползают,

у них есть раковина,

у Ани дома есть аквариум с рыбками и улитками, – вот и всё, что рассказали мои дети.

Зато второй вопрос «Что мы хотим узнать?» вызвал оживление. Задавались самые разные вопросы:

-Что улитки едят?

-Где они живут?

-Откуда вообще берутся улитки?

-У улиток есть домик или норка?

-Как улитка ползает без ног?

-Почему улитка оказалась на дорожке, куда она ползла?

Отвечая на третий вопрос «Как мы узнаем ответы на возникшие вопросы?» было предложено почитать о них, спросить у родителей, посмотреть в компьютере, понаблюдать, куда они ползают.

Как педагоги, мы поставили перед собой следующие задачи:

Поддерживать детское творчество и инициативу.

• Расширять знания детей об улитке.

• Формировать в совместной деятельности умение составлять схемы, карты.

• Развивать познавательную активность и инициативность детей в процессе поисково-исследовательской деятельности.

• Закреплять умения различать и называть цифры 1-10; соотносить количество предметов с цифрой.

• Развивать у детей потребность в общении.

Поддерживать желание высказывать и обосновывать свои мысли.

• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

• Расширять и обогащать словарный запас детей.

• Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность.

• Воспитывать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.

Наше образовательное событие включило в себя ряд образовательных ситуаций.

1 образовательная ситуация

Мы посмотрели мультфильм по сказке Ирины Зартайской «Куда ползет улитка». В этом мультфильме улитка ищет домик, чтобы спрятаться от дождя.

Детям было предложено рассказать улитке:

-Что такое дом?

-Какие бывают дома?

Так у нас в группе появились рисунки на тему «Такие разные дома», которые мы собрали в книжку-малышку и дидактическая игра «Кто где живет».

Были сделаны выводы:

• дом – это место, где тепло и уютно, где ты можешь спрятаться и отдохнуть, где ты живешь;

• домик улитки – это её раковина;

• у разных животных разные дома;

и даже у людей дома разные: большие и маленькие, 1,2,3,5,9…-этажные. Раньше люди жили в пещерах или шалашах. В детской энциклопедии мы нашли информацию, что некоторые люди живут в юртах, а на севере умеют строить дома из снега – иглу.

Здесь ещё можно было развернуть несколько тем: что из чего сделано, свойства снега, приспособленность жилища к природным условиям. Но нас ждали наши улитки.

В группе появилась коллекция самых разнообразных раковин, которые мы рассматривали, сравнивали, считали, выкладывали из них узоры и примеряли на улиток, слепленных из пластилина.

2 образовательная ситуация

У Миланы дома жили большие улитки ахатины и она принесла их в детский сад. Появление этих улиток вызвало восторг у детей. Их невозможно было оторвать от лотка с улитками ни в группе, ни на улице во время прогулки. Мы понаблюдали, как они передвигаются. Экспериментальным путем выяснили, что они предпочитают есть свежие огурцы и сочные листья. Пытались строить разные домики для улиток, но они всё время из них уползали.

Увидели, что улитки выделяют много слизи и выяснили, что она им нужна, чтобы смазывать свое тельце (тогда улитка не высыхает и ей легче ползать). В энциклопедии прочитали слово ВЛАГОЛЮБИВАЯ и разобрались, что оно обозначает.

Там же узнали, что маленькие улитки появляются из яиц, которые откладывает мама-улитка. И предположили, что улитка ползёт к своим деткам. Параллельно вспомнили, что птицы тоже откладывают яйца.

Стали наблюдать на прогулках, в каких местах на территории нашего детского сада встречается больше улиток, а где их нет.

В группе появилась схема территории, на которой отмечены места, облюбованные улитками.

Сделали выводы:

• больше всего улиток выползает после дождя. На вопрос «Почему?» Саша предположил, потому что после дождя много влаги. Так как дети уже поняли, что улитки влаголюбивые, они согласились с этим мнением;

• на территории детского сада улиток больше всего в местах, где много зелени и есть тень.

3 образовательная ситуация

Получили письмо от улиток, где они просят, чтобы люди были внимательными и не топтали их.

С детьми мы стали обсуждать, как помочь улиткам.

Решили нарисовать для взрослых рисунки про улиток и поставить предупреждающие знаки в тех местах, где много улиток.

Ребята с энтузиазмом взялись за дело: придумывали и рисовали знаки, улиток делали из самых разных материалов: бумаги, пластилина, ракушек…

Чтобы родителям было интересно, с девочками разучили танец улиток (дети придумывали движения, выбирали, в каких костюмах будем танцевать). С мальчиками разучили стихотворения и загадки.

***

Кульминацией нашего образовательного события стал досуг с участием родителей, на котором мы танцевали, играли, рассказывали стихотворения и загадывали загадки об улитках. Дети с гордостью и с осознанием важности события раздавали родителям листовки, сделанные своими руками. А знаки мы установили на территории детского сада.

На ключевой вопрос «Куда полёт улитка?» совместными усилиями ответили так: улитка ползёт туда, где ей больше всего нравится, где влажно, много сочной зелени и где её ждут детки.

Литература:

1. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/Под ред. О. А. Шиян – М. : Мозаика-Синтез, 2020.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком»Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательное событие как технология поддержки детской инициативы
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 08:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательное событие как технология поддержки детской инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Володина Лариса (УИ 142487) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД