Володина Лариса
Образовательное событие как технология поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в детских садах особое внимание уделяется развитию детской инициативы как важного новообразования дошкольного возраста. Одной из технологий поддержки инициативы детей является образовательное событие.
Особенности образовательного события
1. Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса. В него закладываются ситуации, способствующие приобретению детьми новых знаний, умений, формированию представлений.
Публикация «Образовательное событие как технология поддержки детской инициативы» размещена в разделах
2. Образовательное событие – развёрнутая история, подчинённая единой теме, интересной и доступной для дошкольников.
3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии (есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка). Однако, в отличие от игры, ребёнок получает возможность выстроить реальную картину мира.
4. Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. Предполагает достаточно времени для вхождения, обсуждения, планирования, подготовки, неожиданных поворотов. Не завершается развязкой; продолжает существовать в виде воспоминаний, детской «документации», рефлексии.
5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основной критерий успешности – не выполнение всех мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их увлечённость.
В средней группе нашего детского сада прошло образовательное событие «Куда ползёт улитка?»
Однажды мы с детьми вышли на прогулку и увидели на дорожке раздавленную улитку. Ситуация вызвала неподдельный эмоциональный отклик у детей. Все жалели улитку. Обсуждали, какая она маленькая и хрупкая. Это и послужило завязкой нашего образовательного события «Куда ползёт улитка?».
Название образовательного события было выбрано из вопросов, которые стали задавать дети.
Применив технологию трех вопросов, мы выяснили, что у детей очень бедные представления об улитках. На первый вопрос «Что мы знаем об улитках?» ответы были такие:
они маленькие,
они ползают,
у них есть раковина,
у Ани дома есть аквариум с рыбками и улитками, – вот и всё, что рассказали мои дети.
Зато второй вопрос «Что мы хотим узнать?» вызвал оживление. Задавались самые разные вопросы:
-Что улитки едят?
-Где они живут?
-Откуда вообще берутся улитки?
-У улиток есть домик или норка?
-Как улитка ползает без ног?
-Почему улитка оказалась на дорожке, куда она ползла?
Отвечая на третий вопрос «Как мы узнаем ответы на возникшие вопросы?» было предложено почитать о них, спросить у родителей, посмотреть в компьютере, понаблюдать, куда они ползают.
Как педагоги, мы поставили перед собой следующие задачи:
• Поддерживать детское творчество и инициативу.
• Расширять знания детей об улитке.
• Формировать в совместной деятельности умение составлять схемы, карты.
• Развивать познавательную активность и инициативность детей в процессе поисково-исследовательской деятельности.
• Закреплять умения различать и называть цифры 1-10; соотносить количество предметов с цифрой.
• Развивать у детей потребность в общении.
• Поддерживать желание высказывать и обосновывать свои мысли.
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Расширять и обогащать словарный запас детей.
• Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность.
• Воспитывать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
Наше образовательное событие включило в себя ряд образовательных ситуаций.
1 образовательная ситуация
Мы посмотрели мультфильм по сказке Ирины Зартайской «Куда ползет улитка». В этом мультфильме улитка ищет домик, чтобы спрятаться от дождя.
Детям было предложено рассказать улитке:
-Что такое дом?
-Какие бывают дома?
Так у нас в группе появились рисунки на тему «Такие разные дома», которые мы собрали в книжку-малышку и дидактическая игра «Кто где живет».
Были сделаны выводы:
• дом – это место, где тепло и уютно, где ты можешь спрятаться и отдохнуть, где ты живешь;
• домик улитки – это её раковина;
• у разных животных разные дома;
• и даже у людей дома разные: большие и маленькие, 1,2,3,5,9…-этажные. Раньше люди жили в пещерах или шалашах. В детской энциклопедии мы нашли информацию, что некоторые люди живут в юртах, а на севере умеют строить дома из снега – иглу.
Здесь ещё можно было развернуть несколько тем: что из чего сделано, свойства снега, приспособленность жилища к природным условиям. Но нас ждали наши улитки.
В группе появилась коллекция самых разнообразных раковин, которые мы рассматривали, сравнивали, считали, выкладывали из них узоры и примеряли на улиток, слепленных из пластилина.
2 образовательная ситуация
У Миланы дома жили большие улитки ахатины и она принесла их в детский сад. Появление этих улиток вызвало восторг у детей. Их невозможно было оторвать от лотка с улитками ни в группе, ни на улице во время прогулки. Мы понаблюдали, как они передвигаются. Экспериментальным путем выяснили, что они предпочитают есть свежие огурцы и сочные листья. Пытались строить разные домики для улиток, но они всё время из них уползали.
Увидели, что улитки выделяют много слизи и выяснили, что она им нужна, чтобы смазывать свое тельце (тогда улитка не высыхает и ей легче ползать). В энциклопедии прочитали слово ВЛАГОЛЮБИВАЯ и разобрались, что оно обозначает.
Там же узнали, что маленькие улитки появляются из яиц, которые откладывает мама-улитка. И предположили, что улитка ползёт к своим деткам. Параллельно вспомнили, что птицы тоже откладывают яйца.
Стали наблюдать на прогулках, в каких местах на территории нашего детского сада встречается больше улиток, а где их нет.
В группе появилась схема территории, на которой отмечены места, облюбованные улитками.
Сделали выводы:
• больше всего улиток выползает после дождя. На вопрос «Почему?» Саша предположил, потому что после дождя много влаги. Так как дети уже поняли, что улитки влаголюбивые, они согласились с этим мнением;
• на территории детского сада улиток больше всего в местах, где много зелени и есть тень.
3 образовательная ситуация
Получили письмо от улиток, где они просят, чтобы люди были внимательными и не топтали их.
С детьми мы стали обсуждать, как помочь улиткам.
Решили нарисовать для взрослых рисунки про улиток и поставить предупреждающие знаки в тех местах, где много улиток.
Ребята с энтузиазмом взялись за дело: придумывали и рисовали знаки, улиток делали из самых разных материалов: бумаги, пластилина, ракушек…
Чтобы родителям было интересно, с девочками разучили танец улиток (дети придумывали движения, выбирали, в каких костюмах будем танцевать). С мальчиками разучили стихотворения и загадки.
***
Кульминацией нашего образовательного события стал досуг с участием родителей, на котором мы танцевали, играли, рассказывали стихотворения и загадывали загадки об улитках. Дети с гордостью и с осознанием важности события раздавали родителям листовки, сделанные своими руками. А знаки мы установили на территории детского сада.
На ключевой вопрос «Куда полёт улитка?» совместными усилиями ответили так: улитка ползёт туда, где ей больше всего нравится, где влажно, много сочной зелени и где её ждут детки.
Литература:
1. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/Под ред. О. А. Шиян – М. : Мозаика-Синтез, 2020.