Наталья Терпигорева
Образовательная технология «Тико-моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная технология
«Тико-моделирование»
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»
Д. Дьюц
Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как все устроено. Благодаря конструкторам есть возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Сегодня в этом нам помогает ТИКО.
Что же такое ТИКО?
Публикация «Образовательная технология „Тико-моделирование“» размещена в разделах
ТИКО – или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
«Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Очень, очень разные:
Желтые и красные,
Зеленые и синие-
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться».
С помощью данного конструктора можно сконструировать бесконечное множество игровых фигур.
С этим конструктором с удовольствием занимаются все дети, он практичен, гигиенически безопасен, разнообразен, имеет сертификат качества.
Мы же расшифровываем эту аббревиатуру так:
Т – творчество
И – интеллект
К – командная работа
О – оригинальность мышления
В настоящее время ТИКО - технология значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально - коммуникативное развитие). Также в режиме игры позволяет сочетать образование, воспитание и развитие. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества и способствует воспитанию социально-активной личности. А также объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Инновационность ТИКО – технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Благодаря данному конструктору, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Также он дает возможность конструировать бесконечное множество фигур: от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
Цели:
• формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников; повышение образовательного уровня за счет обучения ТИКО – технологии;
• формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи, решаемые при использовании ТИКО :
• обучение основам технического творчества : конструирования, легоконструирования, техномоделирования, робототехники;
• формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования;
• развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений;
• развитие высших психических функций, таких как: мышление, речь, внимание, воображение, память, логика, познавательная и творческая активность;
• развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов;
• воспитание личностных качеств: трудолюбие, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач, целенаправленность, умение сотрудничать с другими людьми.
По формам обучения конструирование классифицируют на:
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Конструирование по моделям заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Её необходимо воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагается определенная задача, но не дается способ ее решения.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих
образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
Конструирование по теме – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:
Критическое мышление
Креативность
Коммуникативные навыки
Командность
Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).
Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
Как вы думаете, что же такое «критическое мышление»? (Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.) Именно таким мышлением должен обладать современный человек.
Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
Правила игры с Кубиком довольно просты:
1. Формулируется тема ООД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Грани кубика:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, «Животных – символов России». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему Российский флаг называют триколором? Назови цвета. Что они означают?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Почему берёзу называют русской красавицей?
Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи народные игры, в которые ты можешь поиграть с друзьями.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, что ещё может стать символом России?
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Какие русские народные символы ты знаешь?»
Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
Дидактическая игра ДОДЕКАЭДР
«Государственные символы России»
Цель: систематизация, расширение знаний детей о символике России.
Задачи: познакомить с понятиями официальная символика и неофициальная.
Аннотация: В процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь, развивается логическое мышление, мелкая моторика Данная игра представляет собой картинки, на которых изображена официальная и неофициальная символика России.
Игра содержит методический материал для занятий родителей и педагогов по воспитанию патриотизма у детей. Игра предлагает детям увлекательные занятия по ознакомлению с символами России. Детям предлагается выбрать картинку на «Додекаэдре» - придумать название, описать картинку, назвать предметы (животных, в процессе которых дети смогут запомнить, как выглядят государственные символы России.
Игра рассчитана на 1- 4-х участников.
Игра носит информативный характер, расширяет кругозор детей, помогает пополнить их словарный запас, способствует тренировке памяти.
Все элементы игры выполнены красочно, используемые красители нетоксичны и безопасны для малышей.
ДОДЕКАЭДР поможет проводить педагогам и родителям тематические беседы и занятия с детьми, воспитывая чувство патриотизма к своей Родине.