Алена Табунова
Образовательная среда средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Модель развивающей среды
МБДОУ «Детский сад» №47
Город Нижний Новгород
Воспитатель Табунова Елена Николаевна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка
в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования.
Публикация «Образовательная среда средней группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2016
Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т. д, материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития
Образовательные области по ФГОС:
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и физическую активность дошкольников, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных особенностей.
Основные критерии при организации
предметно- развивающей среды
Основные критерии : обогащенность, функциональность и
Педагогическая целесообразность среды.
1. Обогащенность:
•наличие разнообразных зон;
•наличие предметов, атрибутов, отражающих полоролевые виды деятельности;
•предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей;
•наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, реализующих коммуникативный компонент;
•наличие худ. литературы, учеб. пособий, изобразительных и музыкальных средств, аудио-, видеопособий для использования в различных видах коммуникации;
•эмоционально-поведенческий компонент среды (эмоциональность и эмоциогенность).
2. Функциональность:
•комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности);
•полифункциональность использования предметов; •динамичность (изменчивость) среды;
•доступность всех предметов ребенку;
•возможность включения ребенка в преобразование среды.
3. Педагогическая целесообразность с учетом основных ориентиров:
•учет гендерного пространства группы;
•учет этапов гендерной идентичности мальчиков и девочек;
•использование маркеров гендерных различий;
•учет психологических особенностей развития мальчиков и девочек в организации пространства и содержании.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
Игровой уголок для девочек
Для развития творческого замысла в игре у девочек есть предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".
Игровой уголок для девочек
Игровой уголок для мальчиков и центр
конструирования
В работе по созданию предметно-развивающей среды мы придерживались такого фактора,что мужской части воспитанников больше,чем женской. Мы пожертвовали игровым уголком девочек, немного уменьшили пространство. Приобрели для мальчиков различные наборы строительных игр и конструкторов – больших и малых, сборных -разборных, разной степени трудности и из разного материала, а также необходимые атрибуты для игр по ПДД: дорожные знаки, сюжетно-ролевая игра «Я мастер» с инструментами,большие и маленькие машинки, модели машин военной техники,конструктор железная дорога, есть крупные трансформируемые модули для сюжетных игр, такие как: - машина, - корабль, - автобус.
Произошли изменения и в других центрах активности:
- в литературном центре подобраны книги, журналы, открытки для мальчиков и девочек, материал меняются, в зависимости от темы недели.
- в центр искусств дополнительно приобрели трафареты и раскраски для мальчиков.
Центр музыкально театрализованной деятельности
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Физкультурный уголок
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Исследовательский и природы центр
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. С подгруппой дошкольников я провожу в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Исследовательском центре размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
Центр изобразительной деятельности или уголок
творчества «Умелые руки»
Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Центр книги
На витринах уголка помещены произведения, с которыми дети в данное время знакомятся на занятиях, книги о жизни животных и растениях, литературные и русские народные сказки. Кроме того в уголке помещаем книги, которые дети приносят из дома, рисунки, героев любимых произведений.
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего и талантливого читателя.
Уголок сенсорного развития.
Сенсомоторный уголок предназначен для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ; развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ; повышения мотивации к самостоятельной
Таким образом возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.