Приложение МААМ

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зимний пейзаж»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Тема: «Зимний пейзаж»

Основные цели:

• развивать умение творчески отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и пейзажа;

• развивать умение передавать в рисунке характерные особенности различных деревьев, использовать различные средства для изображения деревьев и снега, закреплять навыки рисования концом кисти тонких линий;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Зимний пейзаж“» размещена в разделах

• обогащать словарь детей качественными прилагательными, через построение логической цепочки;

• воспитывать интерес к изучению природы и природных явлений;

• воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей.

Дидактические материалы:

- запись музыкального произведения;

- иллюстрации о зиме, репродукции картин художников-пейзажистов с изображением зимних пейзажей.

Оборудование:

- тонированные листы бумаги (поролоном, кистью, мыльными пузырями);

- акварельные краски;

- белая гуашь;

- 2 мягкие кисточки разных номеров;

- жесткая кисть;

- тряпочки, баночки с водой.

Краткая аннотация к работе:

Образовательная ситуация решает задачи художественно-эстетического развития детей. Основная идея: понимание детьми, что образ может быть создан различными выразительными средствами (музыкальными, художественными, речевыми); формирование у дошкольников умений использовать эти средства, экспериментировать с ними в свободной творческой деятельности.

Примечание: Ситуация не укладывается в традиционные рамки двадцатиминутного занятия, однако чередование различных видов деятельности и степени активности детей позволяет стимулировать интерес и успешно решать образовательные задачи. Воспитателю следует помнить о необходимых перерывах в соответствии с требованиями СанПиН и ориентироваться на психологическое и эмоциональное состояние своих воспитанников.

Используемые методические приемы: игровая ситуация, художественное слово, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, прослушивание музыкальных произведений, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Задача: создать особый эмоциональный настрой; активизировать мыслительные и познавательные процессы.

Воспитатель включает аудиозапись с «зимней музыкой» (звуки ветра, метели)

Воспитатель: Что бы это могло быть? Как вы думаете, что это за звуки?

Предполагаемые ответы детей: Метель, вьюга….

Запись: Здравствуйте, дети. Я – Зима. Я уже давно наблюдаю за вами и мне очень нравится разговаривать с вами. Да-да, звон сосулек, шум ветра, скрип снега, нежный шепот танцующих снежинок – так я общаюсь с людьми, и мне очень нравится, когда они меня слышат и понимают… А еще я очень люблю играть. Поиграете со мной?

Игра «Хорошо-плохо»

- Скажите, зима – это хорошо? и почему?

Предполагаемые ответы детей: Зима нам нравится, можно кататься на горке, лыжах, коньках, играть в снежки, валяться в снегу…

- А почему зимой может быть плохо?

Предполагаемые ответы детей: на улице холодно, дует ветер, можно замерзнуть и заболеть, нет цветов, нельзя купаться….

Воспитатель: Да, на зиму можно смотреть по-разному. Но я очень люблю зиму, это очень красивое время года. А вам кажется зима красивой? Когда особенно красиво бывает на улице?

Предполагаемые ответы детей: Особенно красиво бывает во время снегопада. Красиво в солнечные дни, когда блестит снег. Очень красиво, когда деревья покрыты инеем, а под ними большие сугробы.

Воспитатель: А вы замечали, какого цвета бывает небо зимой?

Предполагаемые ответы детей: В ясную солнечную погоду небо бывает голубого цвета. В пасмурную погоду небо серого цвета. Во время снегопада небо светлое, почти белое.

Воспитатель: Ребята, а как можно описать словами красоту зимы?

Предполагаемые ответы детей: Зима-волшебница, чудесница, сказочница, белоснежная, хрустальная…

2. Актуализация

Задача: подготовить детей к интуитивному пониманию, что художественный образ может быть создан различными средствами; развивать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту в окружающем; формировать умение видеть и использовать различные выразительные средства для создания образа.

Воспитатель: Не зря зима очень нравится поэтам. Мы с вами знаем много стихов о зиме. Давайте присядем и послушаем их.

Дети читают стихи

Береза. (С. Есенин)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: Что вы представили, когда слушали это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, в какую погоду любовался березкой поэт?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы понимаете слова: «И горят снежинки в золотом огне»?

Предполагаемые ответы детей: Это значит, что снежинки блестят, сверкают.

Воспитатель: А если бы поэт был художником, какую картину он бы нарисовал?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте послушаем еще одно произведение, посвященное зиме.

О. Высоцкая

Зима спешит, хлопочет,

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Деревья и стога.

Белеют рукавицы

На веточках берез,

Чтоб им не простудиться,

Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Воспитатель: Скажите, какой представлена зима в этом стихотворении?

Предполагаемые ответы детей: Заботливой, ласковой, она заботится о деревьях, покрывает их снегом.

Воспитатель: О какой шубке говорит поэт?

Предполагаемые ответы детей: Поэт говорит о снежной шубе (шубе из снега)

Воспитатель: С чем сравнил поэт снег на дубе?

Предполагаемые ответы детей: Поэт сравнил снег с пышным мехом.

Примечание: при подготовке работы на данном этапе следует обратить особое внимание на произвольную выразительность при чтении стихов; провести индивидуальную работу с чтецами, обсудить с ними произведения, чтобы чтение было осмысленным и выразительным.

Воспитатель: Красота зимы не оставила равнодушным никого. Художники, очарованные ее красотой, написали много картин, многие из которых нам уже знакомы. Давайте подойдем к выставке и посмотрим на картины еще раз.

Воспитатель: Что вы видите на картинах?

Ответы детей.

Воспитатель. Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах? Предполагаемые ответы детей: Природа.

Воспитатель. Жанр изобразительного искусства, в котором изображается природа в разнообразии ее проявлений и выражается отношения к ней, называется пейзажем.

Примечание: Данная образовательная ситуация не предполагает широкого знакомства с понятием «пейзаж» и не требует от детей специального запоминания. Если в группе есть читающие дети, можно прикрепить на выставке соответствующую табличку, это будет способствовать пассивному запоминанию лексической единицы. Также воспитатель в дальнейшем использует данный термин в соответствующих речевых ситуациях, формируя семантическое поле понятия.

Воспитатель. Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? Какие основные средства выразительности он использует?

Предполагаемые ответы детей: Краски, цвет.

Воспитатель. Какие основные цвета использовал художник?

Ответы детей.

Воспитатель. Как можно назвать цвета, которыми пользуется художник? Предполагаемые ответы детей: Холодные.

Воспитатель. Какие пейзажи вам особенно нравятся? Какое настроение у вас возникает? Как вы могли бы рассказать о картине?

Ответы детей.

Возможный ответ: Художник изобразил лес сказочным, таинственным. Деревья покрыты снегом, как будто шубами. Лес загадочный, волшебный, величавый, сказочный.

3. Затруднение в ситуации

Задача: зафиксировать затруднение в выборе технических приемов для создания зимнего пейзажа.

Воспитатель: Ребята, у меня возникла идея, а что, если мы сделаем зиме подарок – запечатлеем ее красоту в своих рисунках. Я предлагаю вам сегодня стать художниками и нарисовать зимние пейзажи.

Воспитатель: Как вы думаете, это очень сложно – написать зимний пейзаж? Что будем делать? С чего начнем?

Ответы детей.

Как показывает опыт, сначала дети с энтузиазмом соглашаются приступить к работе. Однако почти сразу возникает естественное затруднение и вопрос «а как это сделать? как нарисовать пейзаж

Воспитатель: Ну что ж, давайте вместе думать, что делать. Взгляните еще раз на картины. Для пейзажа очень важен фон, он задает настроение всему художественному произведению. Давайте попробуем поэкспериментировать с фоном?

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Задача: с помощью различных приемов (рисование губкой, мыльными пузырями, трубочками, мятой бумагой, жесткой и мягкой кистью) создать фон для пейзажа; обсудить выбор цветовой гаммы для передачи зимнего настроения.

Воспитатель: Посмотрите, что у вас есть на столах. Подумайте, можно ли с помощью этих средств создать фон для картины. А какие цвета вы выберете для передачи зимнего настроения?

Ответы детей.

Работа детей

Тонируют бумагу разными способами: кистью, мыльными пузырями, губкой и т. д.

Фоном звучит музыка («Зимние грезы» П. И. Чайковского)

Примечание: Материалы, которые использовались для создания фона, в дальнейшем могут быть расположены в Центре творчества, чтобы дети имели возможность продолжить экспериментирование в самостоятельной деятельности.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Задача: Используя уже известные художественные приемы (рисование дерева) завершить зимний пейзаж, получить законченное художественное произведение.

Воспитатель: Посмотрите, какие интересные фоны у нас получились! Глядя на них, сразу можно представить зиму. Как вам удалось добиться такого эффекта?

Предполагаемые ответы детей: Использовали холодные тона.

Воспитатель: А давайте теперь, чтобы закончить наши картины, изобразим на них деревья. Мы с вами уже умеем это делать. Вспомните, что деревья бывают разные: молодые, старые, стройные, развесистые. Можно нарисовать одно дерево, или целый лес.

Работа детей.

В процессе рисования звучит музыка. Во время рисования детей воспитатель оказывает индивидуальная помощь в продумывании композиции, выборе цвета, техники.

6. Осмысление

Задача: фиксирование достижения «детской» цели (создание зимнего пейзажа); эмоциональная оценка получившегося результата.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько замечательных зимних пейзажей у нас получилось. Они все разные. На некоторых изображен лес в ясную погоду, на других в пасмурную. А сколько стройных березок вы нарисовали!

Может быть, кто-то хочет рассказать о своей картине или об одной из картин, которая больше всего понравилась?

Ответы и рассуждения детей

В группе оформляется выставка работ, где дети могут проводить экскурсию, читать стихи о зиме, рассказывать, как они рисовали.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Космический пейзаж» Образовательная область: познавательное развитие (Конспект комплексного занятия по нетрадиционной технике рисования – граттаж и формированию.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг» Образовательная область: познавательное развитие (Развитие экологических представлений) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Зимний пейзаж»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 09:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Зимний пейзаж»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД