Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Уральские горы»
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет
Тема: «Уральские горы»
Основные цели:
1) Сформировать представление об уральской горе – Медведь – камне, Закрепить знания о горах – Долгая и Белая. Активизировать словарь детей словами: вершина горы, подножье горы, структура горы.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Уральские горы“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
3) Тренировать умение узнавать и называть уральские горы. Формировать познавательный интерес детей к малой родине
4) Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, инициативность.
Дидактические материалы: карта уральского региона, иллюстративный справочник «Горы уральского региона», иллюстрации некоторых гор уральского региона, мнемо-таблица «Расскажи про горы», картон разной формы и размера серого и коричневого цвета, пластмассовый набор деревьев (елки, сосны, березы, бумага светло-зеленого, зеленого и темно-зеленого цвета, вата.
Оборудование: мультимедийный проектор, смартфон.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о горе уральского региона Медведь - камень; закрепляют знания о горах –Долгая и Белая; развивают навыки аппликации путем выкладывания картона разной формы и размера; повторяют и вспоминают названия гор уральского региона.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, как называется край, где мы живем?
- Давайте покажем наш край Урал на карте.
- Наш край расположен на уральских горах, вокруг которых стоят красивые леса.
- Ребята, скажите, а кто такой лесник? Чем он занимается?
- Ко мне обратился знакомый лесник с просьбой помочь маленькому медвежонку, который потерял свою маму – медведицу. Медвежонок сообщил леснику, что он с мамой – медведицей жил в лесу около Медведь – камня. Вечером он заигрался, убежал далеко от мамы и потерялся. Лесник сообщил мне, что на его участке нет такой горы, и он не знает, как она выглядит.
Хотите помочь леснику и медвежонку? А сможете?
2. Актуализация знаний.
Игра «Расскажи про горы»
Дидактические задачи: Актуализировать умение различать и узнавать горы – Долгая и Белая, называть их строение. Развивать связную речь.
Дети идут к ковролину, где расположены иллюстрации некоторых гор уральского края, и садятся полукругом на стулья. Воспитатель загадывает детям загадки:
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (Горы)
Вот гора, она гола,
Как из темного стекла.
Не растет на ней, увы,
Ни кусточка, ни травы.
И к тому ж, она отвесна.
Назови мне это место. (Скала)
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камень)
- Ребята, давайте вспомним названия уже знакомых нам гор и расскажем про них.
Дети по желанию, с помощью мнемотаблицы, рассказывают про горы – Долгая и Белая (название, где находится, как выглядит, что на ней есть, с кем путешествовали и как добирались). Воспитатель хвалит детей
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: сформировать представление о горе Медведь - камне, создать мотивационную ситуацию для знакомства с этой горой. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель напоминает детям, чтобы помочь медвежонку, им надо найти гору – Медведь – камень и послать фото этой горы леснику.
Дети в затруднении. Они говорят, что не знают такую гору, не знают, как выглядит Медведь – камень.
- Смогли мы помочь леснику и медвежонку? (Не смогли)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как выглядит эта гора).
- Что нам нужно сделать? (Узнать, как выглядит гора Медведь - камень).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: познакомить с внешним видом и строением горы – Медведь – камень, организовать активный отдых детей.
- Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает, посмотреть в книге, интернете). А теперь давайте отправимся обратно в детский сад, чтобы посмотреть книгу и фильм про нужную нам гору. А для этого нам надо показать, как образуются и разрушаются горы.
Игра «Гора» (дети встают вокруг воспитателя, образуя «гору»)
Стоит гора-старушка, (Поднимают руки вверх)
До небес макушка. (Тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (Встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает. (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся (По сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).
Камешки прочь.
Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И с той самой поры
Ничего не осталось (Двумя руками показывают на опустевшее место).
От нашей горы!
Игра проводится 2 раза.
Дети садятся на стулья.
-Давайте сначала посмотрим в книге.
Воспитатель открывает справочник «Горы уральского региона» и показывает детям, как выглядит гора – Медведь – камень и рассказывает, почему она так выглядит (похожа на спину огромного медведя).
А чтобы стало еще понятнее, давайте посмотрим фильм про неизвестную нам гору.
Дети смотрят презентацию «Медведь – камень в разное время года»
-Теперь мы сможем найти нужную нам гору?
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1 Игра «Фото для лесника»
Дидактические задачи: Тренировать умение различать гору – Медведь – камень и называть ее части. Развивать мышление, внимание.
Дети возвращаются к ковролину, находят иллюстрации с горой Медведь – камень, просят воспитателя сфотографировать и отправить фото леснику. Воспитатель исполняет просьбу детей и пересылает фото горы леснику с помощью смартфона. Говорит, что теперь лесник обязательно поможет медвежонку добраться до горы и найти его маму – медведицу.
5.2Пальчиковая игра «Как богат уральский край»
Как богат уральский край, пальцы правой и левой рук на щеках, голова покачивается
Ты о нем не забывай! кисти обеих рук сжать в кулачки
Наши реки широки, указательным пальцем правой руки показываем на воображаемые реки
А озера глубоки, указательным пальцем левой руки показываем вниз
Есть пещеры у реки, Загибаем поочередно пальчики на правой руке
Есть и горы у реки, загибаем поочерёдно пальчики на левой руке
И леса есть, и поля - разводим руки, вопросительная мимика лица
Это Родина моя! Прислоняют руки к сердцу
5.3 Игра «В мастерской»
Дидактические задачи: Закреплять умение работать в команде. Развивать мышление, память, речь, воображение, конструкторские способности.
. На столе лежат пластмассовые елочки и березки. Воспитатель предлагает детям подойти к столу, взять по одному деревцу и разделиться на 2 команды «Елочки» и «Березки». На других двух столах стоят подносы. На подносах лежит серый и коричневый картон разного размера и формы, бумага светло-зеленого, зеленого и темно-зеленого цвета, наборы пластмассовых деревьев, вата. Команды подходят к своим столам.
-Чтобы нам еще больше запомнить гору Медведь – камень, давайте выложим ее из картона и бумаги. Все что нужно для конструирования, у вас есть на столе.
Предлагаю команде «Елочки» изобразить гору в летнее время года, а команде «Березка» - в зимнее время года. Дети выполняют задание.
Во время работы воспитатель спрашивает детей:
-Как называется самое высокое место горы (вершина)
-Где начинается гора (у подножья)
-Из чего состоят скалы (из камня, мрамора, гранита и т. д.)
-Почему гора называется Медведь – камень (похожа на спину огромного медведя)
6. Осмысление.
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому нам удалось помочь?
- Чем помогли леснику и медвежонку? (дети отвечают, что они помогли медвежонку найти маму, а леснику помогли найти гору Медведь – камень)
- Почему мы смогли помочь леснику и медвежонку? (потому что мы теперь знаем, как выглядит гора Медведь – камень и умеем ее узнавать)
Воспитатель хвалит детей.
Комментарии к сценарию:
Предварительная работа: знакомство с уральской природой, чтение художественной литературы В. Бианки, И. Сладков «Лучшие сказки о природе» знакомство с горами Долгая и Белая и их строением, прогулки с родителями на горы Долгая и Белая.
Используемая литература: программа О. В. Толстиковой, О. В. Савельевой «Мы живем на Урале»
На занятии присутствовали родители, они включались в образовательный процесс. На фото вы видите их помо