Татьяна Скрягина
Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками «Театр теней»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Тема: Театр теней
Основные цели:
- познакомить с особенностями нового вида театра – теневым;
- научить выполнять основные элементы театральных действий в теневом спектакле : правильно держать силуэт персонажа, располагать его перед экраном и передвигать;
Публикация «Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками „Театр теней“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр теней своими руками
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- объяснить последовательность подготовки теневого спектакля и научить применять ее в своей деятельности;
- обогащать словарь детей лексикой связанной с искусством театра : постановка, сценарий, персонаж, декорация;
- упражнять в рассказывании сказок по ролям;
- развивать интерес к театрально – игровой деятельности.
Дидактические материалы: иллюстрации к сказке «Принцесса на горошине», карточки-билетики, письмо.
Оборудование: ширма и экран для театра теней, силуэты для театра, лампы.
Краткая аннотация к работе: сценарий образовательной деятельности содержит этапы в соответствие с технологией деятельностного метода «Ситуация». На первом этапе дети самостоятельно поставили «детскую» цель. На втором этапе - актуализированы знания детей о театре как месте проведения представлений (афиша, зрительный зал, сцена, занавес, звонок). Причина затруднения - «Мы не знаем, как поставить спектакль (театр теней)» зафиксирована системой вопросов к детям. На четвертом этапе педагог помогает детям «открыть» новое знание о теневом театре как виде театра, где исполняют роли теневые куклы - плоские изображения человека или животного, отбрасывающие тень на экране, который является сценой теневого театра (способ действия с атрибутами, куклами, оборудованием). Далее «новое» знание позволяет детям поставить свой спектакль. На заключительном этапе обеспечена ситуация успеха и зафиксировано достижение «детской» цели.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- создать психологически комфортную атмосферу;
- мотивировать детей на включение в игровую деятельность
- Здравствуйте, мои хорошие! Какое у вас настроение? Почему?
- Ребята, а вы заметили, что я сегодня улыбаюсь и у меня тоже хорошее настроение? Хотите узнать почему?
- Я вспомнила, как я ходила в театр и смотрела интересный спектакль. Мне очень понравилось (можно из своего опыта сказать, что именно).
- А вы были в театре? Вам понравилось? Было интересно?
- А хотите сейчас поиграть в театр?
- Я думаю, мы сможем сегодня поиграть в театр, если сделаем в группе свой театр. Сделаем?
- Ребята, я утром в нашей группе нашла вот это письмо. Интересно, что там? Открывают письмо от Старика Хоттабыча.
«Дети, я могучий и известный волшебник. Могу выполнить любое желание. Но, о горе мне, горе! Загадали мне желание показать одному мальчику спектакль «Принцесса на горошине». Я 1000 лет просидел в кувшине и совсем забыл, что такое театр. Какой же я теперь волшебник? Ребята, а вы мне не поможете вспомнить, что такое театр?»
- Не расстраивайся Хоттабыч, наши ребята обязательно тебе помогут.
- Поможем Хоттабычу вспомнить, что такое театр?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
- актуализировать знания детей о театре как месте проведения представлений (афиша, зрительный зал, сцена, занавес, звонок);
- развивать умения разгадывать загадки.
- Ребята, давайте вспомним с вами, всё, что мы знаем о театре и пошлем Хоттабычу письмо, что бы он смог выполнить желание. Но письмо пошлем необычное, вдруг старик Хоттабыч забыл и как читать. Отправим ему письмо в картинках.
А собрать такое письмо мы сможем, путешествуя по волшебной Театральной дорожке. Для этого мы должны выполнить задания по пути. Отправляемся в путешествие.
1-й конверт с заданием (загадка про афишу, объявление).
- Правильно ребята, театр начинается с афиши. Что случилось с нашей афишей? Правильно, ее кто-то порвал (афиши разделена на 4 части). Давайте ее соберем. Собрали. Что мы видим на афише, что узнаем? (Нарисованы принцесса и принц, или другие герои). Про кого будет спектакль?
2-й конверт
- Ребята, посмотрите, а что это у меня в конверте за маленькие бумажные прямоугольники? (Это билеты)
Правильно, для того чтобы попасть в театр, мы должны приобрести билеты. Билет получит тот, кто вспомнит правила поведения в театре (дети называют).
3-й конверт (загадка)
Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Звонок)
Детям задается шутливый вопрос: «А в театре звонок тоже зовет учиться?»
- А для чего в театре нужен звонок? (Дети объясняют). И проигрывают вместе с воспитателем (звенят) : звонок 1-й, 2-й и 3-й звонок.
4-й конверт (загадка)
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – это … (Сцена)
Рассматривают фотографии нескольких театральных сцен. Объясняют для чего нужен занавес.
5-й конверт (загадка).
Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр это? (Театр кукол)
Рассматриваю фотографии или картинки театральных кукол (Петрушка, Пьеро, Арлекин).
- Ребята, вы молодцы, все задания выполнили и правильно рассказали о театре. А спектакли на сцене играют самые разные и кукольные, и с людьми- актерами и даже актерами могут быть животные.
- Можем мы собрать письмо и напомнить Хоттабычу, что такое театр? Дети вместе с воспитателем собирают письмо (афишу, билеты, рисунок звонка, фото сцены с занавесом, изображения кукольных героев).
- Вспомнит теперь Хоттабыч что такое театр? Да, вы молодцы, помогли.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для дальнейшей аналитической деятельности;
- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины (под руководством воспитателя);
- формировать умение ставить новую познавательную цель для решения проблемы.
- Ребята, посмотрите, пока мы с вами путешествовали нам пришло еще одно письмо. (Открывают). Оно опять от Старика Хоттабыча. Пишет он, что совсем забыл сказать, ему не просто пожелали поставить спектакль, а театр теней. А он не знает, как надо делать такие спектакли и просит вас помочь ему, рассказать, как они ставятся.
Возникает затруднение.
- Сможем мы рассказать Хоттабычу, что такое театр теней и как надо ставить такие спектакли?
- Почему не можем? (Потому что не знаем, как поставить спектакль в театре теней)
- Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Как ставят спектакль в театре теней).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
- направить детей на поиск решения проблемной ситуации;
- формировать опыт самостоятельного открытия и преодоления затруднения;
- формировать умения выполнять новый способ действий, фиксировать его в речи;
- развивать умения анализировать и сравнивать силуэты.
- Как мы можем узнать? (Спросить у воспитателя, из книг, сходить в театр)
- Ребята, а давайте посмотрим мой театр теней, который я специально приготовила для вас (или посмотреть видео-спектакль).
На специально изготовленной сцене с помощью ширмы и экрана (можно использовать белую простынь) педагог показывает детям простое мини-представление для театра теней (примерно на 5 мин.). Отрывок сказки с минимумом персонажей, четверостишье, отрывок из песенки (можно включить трек). После просмотра дети отвечают на вопросы:
-Что необычного было в этом спектакле? Как выглядели сказочные персонажи? Чем отличаются от героев обычных спектаклей? Чем отличается сцена от обычной?
Затем педагог предлагает детям рассмотреть фигурки персонажей.
- Силуэтные изображения из черного картона, с обратной стороны которых крепятся палочки.
- Для чего нужны палочки? (Чтобы удобно было держать фигурки)
- Подумайте, а еще для чего? (Чтобы не было видно пальцев рук). Если дети затрудняются ответить, то педагог показывает на экране - если просто держать за фигурку, то рука ее частично закроет и будет непонятно, кто играет в спектакле.
- Возьмите за палочку свою фигурку и подвигайте ее как будто она на сцене. Дети тренируются сначала в воздухе, а затем пробуют на экране.
-Знаем мы теперь как выглядят герои для театра теней? (Да).
- Знаем, как их правильно держать и передвигать за экраном? (Да).
- Что еще вы видели на сцене (дети перечисляют предметы)
- Эти предметы называются декорациями. Для каждого спектакля свои декорации.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
- уточнить знания детей о сюжете сказки «Принцесса на горошине»;
- формировать умение планировать свою деятельность для постановки теневого спектакля (под руководством воспитателя);
- развивать умения видеть и передавать смысловые связи между персонажами (выбор направления профиля силуэтной фигурки);
- развитие мелкой моторики и пластики движения рук;
- воспитывать умения сотрудничать.
- Давайте теперь сами поставим теневой спектакль.
- Вспомните, какой спектакль попросили у Хоттабыча (Принцесса на горошине)
- Помните, о чем эта сказка? (кратко вспоминают содержание)
- Подумайте, что мы самое важное должны сделать, чтобы зрители поняли, о чем эта сказка? (Выбрать главных героев).
- Я перед вами разложу разные плоские фигурки людей, зверей. Рассмотрите их и выберите тех, которые подходят для нашей сказки. (Дети выбирают).
- Сказка большая. Всю ее сыграть будет очень сложно. Поэтому мы с вами поставим отрывок из нее (воспитатель предлагает отрывок)
- Рассмотрите другие фигурки (домик, дворец, деревья, кусты, кровать, стул, шкаф и т. п.). Выберите те, которые могут быть декорациями для ситуации из сказки по которой мы ставим спектакль. (Дети выбирают).
- Теперь давайте попробуем сыграть спектакль.
Педагог делит детей на 3 группы: одни актеры, другие декораторы (держат кустики, мебель, третьи зрители.
Зрители помогают улучшить спектакль. Должны сказать, хорошо ли видно героя, не закрывают ли его руки, не видна ли сильно палочка, повернуты ли герои друг к другу. Проигрывается отрывок сказки.
- Молодцы ребята у вас получился очень хороший спектакль.
- Подумайте, а что мы должны добавить в письмо для Старика Хоттабыча? (Силуэтные фигурки героев, фото сцены-экрана)
6. Осмысление
Дидактические задачи:
- обеспечить осознание детьми достижение желаемой им цели;
- провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
- Что вы сегодня хотели сделать? (Поиграть в театр).
- Получилось? (Да)
- Где побывали? Что нового узнали?
- Кому помогли и чем? Какие новые знания и умения для этого пригодились?
- Как вы думаете, скажет ли вам Старик Хоттабыч спасибо?
- Конечно да, вы молодцы, много сегодня узнали и помогли ему.
Комментарии к сценарию
Образовательная ситуация «Театр теней» проведена в рамках тематической недели, в соответствие с Образовательной программой МАДОУ.
Организована предварительная работа: чтение сказки «Принцесса на горошине», дидактические игры «Узнай, чья тень»; рассматривание теней на прогулке, элементарные опыты: «Сделай тень от веточки, ручки…»; беседы с родителями о посещении детьми театра.