Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация по экспериментированию «Тайна старинной вазы» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Тема: «Тайна старинной вазы»
Основные цели: Овладение умением анализировать, проявлять интерес через экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности.
Дидактические материалы:
Оборудование: «осколки вазы» в замороженном льду, внутри контейнера
со снегом, перчатки, емкость с песком, засушенные в глине «осколки вазы»,
Публикация «Образовательная ситуация по экспериментированию „Тайна старинной вазы“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
лопатки, кисточки для разметания песка, молоток, скребок, горячая вода,
холодная вода, мультимедиа развивающего мультфильма про работу археологов.
Краткая аннотация к работе: Данный конспект будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. «Тайна старинной вазы» по опытно-экспериментальной деятельности в технологии «ситуация» для детей подготовительной группы. В ходе занятия дети в игровой форме закрепляют знания о свойствах льда, глины, песка, экспериментируют, работают в парах, а самое главное, они представляют себя в роли археологов, ведут археологические раскопки, и разгадывают тайну найденной старинной вазы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Педагог обращает внимание детей, на картинки и спрашивает, что изображено на них?
Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.
Воспитатель: - Как вы думаете, есть что-то общее между этими картинками? ( Вместе с детьми рассуждаем: дерево – растение, кукла – игрушка, арбуз – ягода, снежинка – это замороженный кристалл воды, мамонт – вымершее животное. Картинки разные, между ними нет ничего общего.)
- Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этом конверте лежит то, что может подходить к одной из картинок.
-Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон»).
Дидактическая игра: «Отгадай слово»
Дети задают вопросы по типу: «Это сделано рукам человека? Это живое?» И т. п. В итоге отгадывают слово «слон».
- К какой картинке подходит картинка «слон»? («мамонт»).
- Почему? (Они оба животные, крупное тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.)
- Где можно увидеть мамонта? (В музее, в книжках, в фильмах)
2. Актуализация
- К какой картинке подходит картинка «слон»? («мамонт»).
- Почему? (Они оба животные, крупное тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.)
- Где можно увидеть мамонта? (В музее, в книжках, в фильмах)
- А живого мамонта можно увидеть? (нет они вымерли)
-Откуда тогда мы знаем, как они выглядели?
- Кто изучает историческое прошлое?
-А вы знаете, кто такие археологи? Археологи – это ученые, занимаются изучением останков вымерших древних животных, утерянных старинных предметов, разгадывают надписи наскальных рисунков и т. п.
-Чем они занимаются?
-Что необходимо им для работы?
- А откуда мы можем это узнать?
Я вам предлагаю узнать еще больше.
3. Затруднение в ситуации
(показ развивающего мультфильма про работу археологов «Кем быть: археолог»)
- Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Данные находки помогают нам узнавать о древних цивилизациях. Какими инструментами используют они в работе?
-Сегодня у вас есть возможность побывать археологами.
-Хотите? Сможете?
4. Открытие» нового знания (способа действия)
- Российские археологи попросили нас поучаствовать в раскопках. И, если нам повезёт, мы можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет, и возможно она хранит в себе некую тайну!
Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.
1. Работать в перчатках и фартуке.
2. Перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.
И помнить главное правило работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить.
Находки могут быть в любых местах для этого нам нужно разделиться на пары (по вашему желанию с кем бы вы хотели работать)
Археологическая находка может быть в снегу, песке, глине, договоритесь между собой, кто, где будет работать.
Эксперимент «Ледяная глыба»
На столе стоят тазики со снегом, а под снегом спрятаны замороженные в льдинки части вазы. Рядом на столе лежат предметы: лопатки, кисточки, карандаши, перчатки.
Находки, которые нам предлагают раскопать археологи, очень хрупкие, потому что пролежали под толстым слоем снега и льда много миллионов лет.
(спрашиваю перед работой)
Что может здесь, находиться под снегом, и представлять историческую ценность?
Акцентные вопросы:
-Что вы сейчас будите делать?
- Как вы будите извлекать артифакт изо льда?
- Благодаря какому свойству льда вы смогли увидеть находку? (лед прозрачный).
Ну а что за старинный предмет пока не понятно, будем продолжать наше исследование.
- Ребята, вы достали кусочки льда с находкой внутри.
-Как теперь достать ее изо льда, не повредив?
Предложите, каким способом можно разморозить лед?
- Какое свойство льда помогло нам достать находку из льда? (Лед при нагревании тает).
Эксперимент «В толще глины»
-Часть нашей находки находится под твердым пластом глины.
Как вы думаете, что там может быть? (ответы)
-Что делать, как извлечь предмет? Детям предлагается необходимый материал для работы (молоточки, отвертки, скребки)
Эксперимент «Песчаные горы»
-Здесь мы тоже можем обнаружить археологическую находку, которой более миллиона лет.
-Что это может быть? (Дети подходят к контейнеру с песком, где разложены «осколки предмета» присыпанной песком, дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.)
После того как дети обнаружили все элементы посуды извлекают и складывают вазу из частей.
-Дети что же мы с вами нашли?
-Как ваза могла очутиться под землей?
-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
После того как дети обнаружили все элементы посуды извлекают и складывают вазу из частей.
-Дети что же мы с вами нашли?
-Как ваза могла очутиться под землей?
-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.
О чём древние люди хотели рассказать? (Охотник охотится на оленя и стреляет из лука.)
-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)
-Для чего человек изобрёл лук? (Для охоты на животных, средство защиты от врагов)
Лук — это древние ручное оружие охотников, для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.
-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия? (лань, мелкий пушной зверек и птицы и т. д.)
6. Осмысление
-Что помогло нам узнать о важности профессии археолог?
Какие новые слова вы узнали? (археологи, артефакты, раскопки, исследовательская лаборатория).