Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Счет до 7. Число и цифра 7» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познание.
Возрастная группа : средняя группа (4-5 лет).
Тема: «Счет до 7. Число и цифра 7».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи, соотносить цифру 7 с количеством;
Публикация «Образовательная ситуация „Счет до 7, Число и цифра 7“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить представления о геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, инициативность.
5) способствовать развитию познавательного интереса и любознательности, воспитывать навыки общения, умение действовать сообща.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: две дорожки разной длины; карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; картинки: 7 зайчат, 7 морковок; елка с 9 шишками; три домика с № 2 3; 4 5; 6 7.
Раздаточный: карточки с изображением шишек – 9шт. ; карточки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9.
Оборудование: посылка с морковкой, корзинка для зайчат, угощение для ребят от Зайчихи, сотовый телефон, телевизор,
ноутбук, доска, магниты для фиксации картинок и цифр.
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия нового знания» в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ комплексной образовательной программы "Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В рамках образовательной ситуации дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. В результате имеет место ситуация успеха для каждого ребенка. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность. Данная образовательная ситуация представляет интерес для педагогов дошкольных организаций.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что сегодня в нашем компьютере появилось важное сообщение.
-- Давайте вместе его послушаем. ( На экране мама Зайчиха говорит: Всем, всем, всем, кто меня видит и слышит. Случилась большая беда: мои зайчата отправились в лес на прогулку по длинной дорожке, но назад не вернулись. Наверно они заблудились, я не могу их найти. Пожалуйста, помогите. Если вам удастся найти моих детей, приведите их домой. Пожалуйста, возьмите с собой посылку с морковкой, которую я послала в ваш детский сад. Зайчата ушли давно, они очень проголодались. Адрес вы найдете на посылке. Спасибо)
--Ребята, вы хотите помочь Зайчихе? (Да.) Итак, куда пошли зайчата?
-- По какой дорожке пошли зайчата? (По длинной).
-- Давайте возьмем скорее посылку и отправимся в лес на поиски зайчат.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Выбор дорожки».
Дидактические задачи: актуализировать сравнение двух предметов по длине.
(Дети подходят к месту, где на полу расположены две дорожки разной длины.)
-- Сколько дорожек ведут в лес? (2)
-- Дорожки начинаются с одного места? (Да)
--А заканчиваются дорожки в одном месте? (Нет)
-- Почему? (Потому, что одна дорожка длинная, а другая – короткая.)
--По какой дорожке пошли зайчата на прогулку? (По длинной)
(Дети ищут нужную дорожку и идут по ней в лес.)
2.2. Игра «На полянке».
Дидактические задачи: актуализировать представление о числе 6, умение считать в пределах 6; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.
Дети приближаются к елочке и видят под елкой зайчат. Один ребенок берет зайчат и выкладывает их на магнитной доске. Остальные дети садятся за столы. Пересчитываем зайчат вместе (один зайчонок, два, шесть зайчат).
-- Сколько всего зайчат? (6)
--Чтобы нам не забыть сколько всего зайчат, найдите соответствующую карточку с цифрой.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3. 1. Игра «Покормим зайчат».
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для введения числа 7, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 7 из числа 6); закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение.
-- Зайчиха просила покормить зайчат. Дадим каждому зайчонку морковку. (Ребенок достает морковки из посылки, составляет пары.)
-- Морковок больше, чем зайчат или меньше? Как узнали? (Одна морковка осталась без пары.)
-- Сколько же морковок? (Дети хором считают до шести. Возникает затруднение – как правильно считать дальше)
4. Открытие нового знания.
4. 1. Игра «Покормим зайчат» (окончание).
--Сумели ли вы сосчитать морковки? (Да)
--Почему сумели? (Потому что Матвей подсказал, как считать дальше.) Молодец, ты нам очень помог. Правильно, при счете после 6 идет 7.
-- Так сколько всего морковок? (7)
-- Ой, ребята, беда. Если Зайчиха дала 7 морковок, значит, мы не всех деток нашли. Сколько не хватает? (1)
-- Давайте поищем. (Рядом с елкой под кустиком дети находят спящего зайчонка).
ФИЗМИНУТКА
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит. (Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Прыжки на месте)
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (Сесть на место за стол)
--Зайчат стало больше или меньше? (Больше.)
--На сколько больше стало зайчат? (На одного.)
--Сколько всего зайчат у мамы Зайчихи? (7)
--Как получилось число 7? (К шести добавляется один, и получается семь.) Воспитатель хвалит детей и делает вывод: для того чтобы получить 7, надо к 6 добавить 1. При счете после шести идет семь.
-- Что можно сказать о количестве морковок и количестве зайчат? (Их поровну, по 7.)
-- Дети, вы молодцы, нашли всех зайчат и покормили их.
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1. Игра «SMS» .
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для введения записи числа 7 — цифры 7; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
-- Мама Зайчиха очень волнуется. Надо скорее послать ей SMS о том, сколько зайчат мы нашли. (На столах лежат карточки с цифрами 5,6,7,8,9.) Найдите на столе карточку с числом зайчат.
-- Все смогли найти нужную карточку? (Нет)
-- Почему не смогли этого сделать? (Потому, что не знаем, как записывается число 7.)
6. Преодоление затруднения.
4.1. Игра «SMS» (окончание).
Дидактические задачи: сформировать умение различать цифру 7; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.
-- Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 7.)
-- Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).
-- Число семь записывается с помощью цифры 7. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 7. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и показывает ее.)
-- Итак, отправляем SMS Зайчихе. (Отправляет воспитатель с телефона.)
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1. Игра «Шишки для мамы».
Дидактические задачи: закрепить умение считать до 7, соотносить цифру 7 с количеством предметов; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.
-- Кто ждет зайчат дома? (Мама.)
-- Маме Зайчихе будет очень приятно, если зайчата принесут ей маленький сюрприз. Я предлагаю вам набрать всем зайчатам шишек, а дома они вместе с мамой сделают из них красивые поделки-игрушки.
-- Я напоминаю вам, что шишек должно быть вот столько (Показываю карточку с цифрой. Дети от общего количества должны отсчитать 7 шишек.)
-- Покажите, сколько шишек вы отсчитали? (Дети показывают цифру 7). Зайчата благодарны вам за подарки для мамы.
(После этого дети складывают в корзинку зайчат и шишки.)
7.2. Игра «Найди домик».
Дидактические задачи; формировать умение распознавать цифру 7 среди других цифр; закреплять умение распознавать форму геометрических фигур; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, внимание, развивать логическое мышление, речь.
-- Дети, посмотрим на посылке, какой домашний адрес у Зайчихи. (Лес, заячий домик № 6 7)
(Дети по длинной дорожке возвращаются и ищут заячий домик.)
-- В какую дверь постучим, в каком доме? (Дети находят нужный дом, открывают дверь и кладут туда зайчат и шишки. На экране появляется Зайчиха и благодарит детей за помощь: «Спасибо вам, ребята, за то, что нашли и привели домой моих непослушных зайчат. За вашу доброту и внимание, я хочу угостить вас нашими лесными запасами.)
-- Что нужно сказать Зайчихе за угощение? (Спасибо.)
--Зайчиха занимается со своими детками, а мы рассмотрим лесные домики. Все ли домики одинаковые? (Дети находят отличия.)
8. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,
создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-- Где вы сегодня побывали?
-- Что вам больше всего понравилось в лесу?
-- Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они добрые, находчивые, смогли помочь Зайчихе найти своих детей, никого не потеряли, потому что научились считать до семи и узнали, как записывается это число.
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.