Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в сказку» (Число и цифра 5)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: 4-5 лет
Тема: «Путешествие в сказку» (Число и цифра 5)
Основные цели:
1) формирование представления о числе и цифре 5, умения считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие в сказку“ (Число и цифра 5)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
2) закрепление счетных умений, умения сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, пространственных отношений «справа» - «слева»;
3) формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
4) тренировка мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения; развитие памяти, речи, логического мышления, внимания, воображение; формирование опыта самоконтроля;
5)воспитание чувства радости от совместно проделанной работы, желания помогать тем, кто в этом нуждается.
Дидактические материалы:
Демонстрационные: письмо, презентация, речка (ткань голубого цвета).
Раздаточные: карточки с изображением разного количества предметов, пирожки и тарелочки (по 5 на каждого ребёнка, цифры 1,2,3,4,5,6,7 (цифра 5 - на каждого ребёнка, корзинки (листки бумаги с изображёнными на них цифрами 3,4,5 на каждого ребёнка, яблоки (кружочки красного цвета, камушки (кружочки серого цвета)
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация направлена на формирование представлений о числе и цифре 5. Дети путешествуют по сказке (за основу взята русская народная сказка «Гуси – лебеди», выполняют задания, в ходе которых открывают новое знание.
Прослеживается интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Все цели реализуются через игровые ситуации.
Занятие включает развивающие задания с применением разнообразного наглядного материала, позволяющего сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.
Ход образовательной ситуации:
Введение в игровую ситуацию
Цель: создание мотивации к игровой деятельности.
Требования:
• ситуация включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую деятельность.
Дети стоят около воспитателя.
-Ребята, вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку. (Красная Шапочка, Золушка, Гуси - лебеди и т. д.)
Стук в дверь.
- Я сейчас посмотрю, кто это (выходит за дверь и возвращается с письмом.)
- Это письмо. Интересно, от кого оно? Читает письмо.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша, у меня Баба-Яга братца Иванушку похитила, а помогли ей в этом птицы. Пожалуйста, помогите мне его найти».
-Какие же птицы могли похитить братца Иванушку? (гуси-лебеди)
-Из какой же сказки эта девочка? («Гуси – лебеди»)
-Ребята, вы хотите помочь Маше? (Да, (Хотим)
Как ей помочь? (Надо попасть в сказку, найти брата.)
-А вы сможете помочь? (Да, сможем)
-Почему вы так думаете? (Мы смелые, (Мы справимся, (Надо помочь Маше)
Что нужно для того чтобы помочь? (Много знать, (Попасть в сказку)
-Как же нам попасть в сказку? (с помощью волшебной палочки, с помощью волшебства, надо сказать заклинание)
2. Актуализация.
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
Дидактическая игра «Найди нужную карточку»
Цель: закрепление знания о числе 4, умения считать в пределах 4.
- Правильно, ребята, в сказку можно попасть с помощью заклинания, но оно сработает, если мы правильно выберем волшебные карточки, которые нам нужно найти среди других.
Дети подходят к столу. На нем лежат карточки с разным количеством изображённых предметов.
-Волшебные карточки только те, на которых нарисовано 4 предмета. Прошу вас выбирайте нужные карточки.
Если карточка выбрана правильно, то педагог просит сказать, сколько нарисовано предметов на ней.
-Молодцы! Все выбрали верные карточки.
-Попробуем произнести заклинание. Повторяйте за мной: ««Один, два, три, четыре, повернись, в волшебном лесу очутись»
-Вот мы и в сказочном лесу. Слайд 2
-Прогуляемся по нему!
По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).
На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)
Стоп! - (останавливаются)
Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)
и опять пешком пойдём - (шагают)
3. Затруднение
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
Слайд 3 – Что это, ребята? (Печка)
-Может печка нам подскажет, куда гуси унесли Иванушку? Давайте спросим.
Дети задают вопрос печке: Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: «Разложите пирожки по тарелочкам, тогда скажу».
- Поможем печке? (да)
Дети проходят за столы, на которых лежат 4 тарелки (круга) и 4 пирожка на каждого.
-Положите перед собой тарелки. Сколько их? (4)
-Посчитайте сколько пирожков. (4)
-Разложите пирожки на тарелки. Как вы это сделали? (один пирог на одну тарелку положили)
-Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (тарелок и пирожков поровну, их столько же)
Печка: «Какие молодцы! А у меня ещё пирожки поспели».
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку ещё по одному пирожку.
-Сколько же стало пирожков, ребята? Возникает затруднение.
-Вы смогли сосчитать пирожки? (нет, не смогли)
-Почему? (не знаем, как считать)
4. Открытие нового знания
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи и знаково;
• создание ситуации успеха.
- Ребята, что делать? Как узнать количество пирожков? (надо узнать, как дальше считать)
-Вы знаете, какое число следует за числом 4? (нет)
-Что нужно делать, если чего- то не знаешь? (где-то посмотреть, спросить у взрослого)
- При счёте после 4 идёт 5. Посчитаем до 5: один, два и т. д.
-Как получили пять пирожков? (сначала было 4 пирожка, а потом добавили ещё один, получилось 5)
Ребята, скажите, теперь пирожков и тарелок поровну? (нет, пирожков больше)
-Как быть? (съесть один пирог, положить ещё одну тарелку)
-Положите, пожалуйста, ещё одну тарелку.
-Посчитайте, сколько пирожков (5)
-Сколько тарелок (5)
-Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (их стало поровну)
- Выберите нужную цифру.
Дети подходят к столу.
На столе лежат цифры : 1, 2, 3, 4, 6,7. Пять по количеству детей.
Дети затрудняются в выборе цифры.
-Почему вы не смогли найти нужную цифру? (мы её не знаем)
-Что делать? (спросить у вас)
-Ребята, число 5 обозначается цифрой 5 – показ. Слайд 4
-На что похожа цифра 5? (варианты детей)
-Посмотрите, на что она похожа. Слайд 5
-Найдите среди цифр цифру 5 Покажите её.
(Дети подходят к столу берут цифру 5, показывают)
Печка: «Молодцы, ребята! Гуси-лебеди пролетели справа от меня».
-Спасибо, печка! В какую же нам сторону идти дальше, ребята? (вправо)
-Идём дальше!
По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).
На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)
Стоп! - (останавливаются)
Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)
и опять пешком пойдём - (шагают)
5. Включение нового в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
Слайд 6
-Ребята, что это за дерево? (Яблоня, яблонька)
- Спросим, куда нам идти. (Да)
- Яблонька, яблонька, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: «Разложите мои яблочки по корзинкам, тогда скажу».
-Поможем яблоньке, ребята (Да, поможем).
Дидактическая игра «Разложи яблоки»
Цель: закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов.
Дети садятся за столы. На столах на каждого ребёнка лежат три листка бумаги (корзинки) с цифрами : 3, 4, 5 и яблоки.
-Ребята, перед вами корзинки. Сколько их? (три)
-Посмотрите, на каждой из них есть цифра.
-Какие цифры изображены на корзинках? (три, четыре, пять)
-Правильно, молодцы!
-Положите в каждую корзину столько яблок, какая цифра изображена на ней.
-Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой (4) (четыре)
- Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой(3) (три)
- Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой(5) (пять)
Яблоня: «Молодцы, ребята, помогли мне спасибо. Гуси-лебеди пролетели слева от меня».
-Скажем яблоньке спасибо (спасибо)
-В какую сторону нам надо идти? (в левую)
-Тогда в путь.
По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).
На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)
Стоп! - (останавливаются)
Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)
и опять пешком пойдём - (шагают)
На полу лежит широкая ткань голубого цвета (речка, на ней серые камушки (кружки)
Дети подходят к речке.
-Ребята, как вы думаете, что это? (ручей, река)
-Это молочная река - кисельные берега.
-Речка, Речка, куда полетели гуси-лебеди?
Речка: «Упали в меня камушки, мешают молоку течь, выньте их, выложите цифру, которую сегодня узнали, тогда скажу, куда гуси полетели»
-Надо и речке помочь, как вы считаете? (да, поможем)
(Дети берут из реки камушки (кружочки)
Дидактическая игра «Выложи цифру»
Цель: закрепление образа цифры 5»
-Выложите из камушков (кружочков) цифру пять.
Речка: «Спасибо вам, ребята, гуси-лебеди полетели прямо, они унесли мальчика к избушке Бабы-Яги. Здесь совсем близко.
-Спасибо тебе, речка!
Слайд 7
-Я вижу, вдали виднеется избушка. Смотрите, Баба-Яга стоит, а рядом Иванушка играет.
Как вы думаете, как нам мальчика спасти? (увести потихоньку, украсть, отнять, попросить отпустить)
-Ребята, я предлагаю воспользоваться волшебными словами, ведь мы с вами вежливые? (да)
Дети: «Здравствуйте, бабушка Яга, отпустите Иванушку, пожалуйста!»
Баба-Яга: «Здравствуйте, со мной ещё никто так вежливо не разговаривал, спасибо, порадовали бабушку. Вы молодцы! На пути ко мне все преграды преодолели, правильно выполнили все задания. Так и быть отпущу Ванюшку. Гуси-лебеди его отнесут назад домой.
-Спасибо, Баба-Яга, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Скажем бабушке до свидания. (До свидания)
-Вспомните, как мы попали в сказку? (говорили заклинание)
-Произнесём его вновь и окажемся опять в детском саду, вот только считать уже будем не до 4, а до 5.
Произносят заклинание: «1, 2, 3, 4, 5, повернись, в детском саду очутись!»
6. Осмысление.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
•организация анализа детской цели;
•фиксирование детьми достижения «детской цели»
•фиксация нового знания в речи;
•определение выполнения взрослой цели
•создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо выполненного дела.
Дети стоят около воспитателя.
-Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие в сказку? (Да, понравилось)
-В какой сказке мы сегодня побывали? (Гуси – лебеди)
-Зачем мы туда отправились? (Помочь Маше, спасти братца Иванушку)
-Вы смогли помочь Маше? (Да, смогли)
-Почему вы смогли ей помочь? (Мы смелые, мы выполнили все задания, мы умеем считать, мы знаем цифры, мы умные, вежливые)
-Кому ещё вы помогли? (печке, яблоньке, речке)
- Что нового вы узнали, когда помогали печке? (научились считать до пяти, узнали цифру 5)
- Вы меня сегодня порадовали, тем, что были дружные, умные, добрые, вежливые и отзывчивые. Вы молодцы!
Комментарии к сценарию:
Используемая литература: русская народная сказка «Гуси-лебеди», практический курс математике для дошкольников «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова.