Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие на остров Ольхон на Байкале»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: " Путешествие на остров Ольхон на Байкале"
Основные цели:
Продолжать формировать у детей первые представления об острове Ольхон самом популярном месте отдыха на Байкале.
Познакомить детей со способом деления предметов на равные части с помощью условной мерки.
Формировать опыт наблюдения зависимости результата измерения величин от вы-бора мерки.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие на остров Ольхон на Байкале“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Закреплять пространственно-временные представления : слева — справа — посере-дине и др.
Содействовать освоению детьми обобщенных способов конструирования и сво-бодному их переносу в различные ситуации (строительство парома) для самостоятельно-го оборудования образовательного пространства.
Развивать эстетическое восприятие при просмотре видеофильма о Байкале.
Тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитывать чувство гордости, любви к родному краю.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: модули, крупный строительный материал строительства па-рома; электронное письмо; фрагмент из документального фильма «Байкал без границ»; бруски; рулон обоев; запись звуков природы «Шум ветра о. Байкала».
Раздаточный: ленты, учебник-тетрадь (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…Математика для детей 6-7 лет) по количеству детей.
Оборудование: ноутбук с доступом в Интернет, магнитофон.
Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована в фор-ме развивающей ситуации с детьми - путешествие на остров Ольхон на Байкале. При разработке педагогического мероприятия была взята за основу структура технологии «Ситуация». Образовательная ситуация с дошкольниками состоит из взаимосвязанных между собой частей. Работа с детьми организована как увлекательная игра-путешествие на остров Ольхон. Для повышения активности детей используются игровые и ин-формационные технологии. В образовательной ситуации использовалась музыка и фрагмент видеофильма, что усиливает эмоциональное восприятие темы. Предусмотрела в конце для фиксации достижения «детской» цели вопросы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
— Ребята, нам сегодня пришло электронное сообщение (просматривает с детьми электронную почту). Дети, письмо нам пришло с самого удивительного остров Байкала.
— Были ли вы на Байкале? С кем?
— Покажите на карте, где находится Байкал? Чем он уникален? (Самое глубокое озеро планеты, крупнейший природный резервуар пресной воды).
Воспитатель зачитывает письмо.
«Дорогие ребята, позвольте представиться, я — Лесник, следящий за порядком на единственном обитаемом острове на озере Байкал. Остров Ольхон самое популярное ме-сто отдыха. Сюда ежегодно приезжают туристы со всего мира. Приезжайте, полюбо-ваться живописным окрестностям острова, помогите мне в охране и благоустройстве природы острова.
Слево море Малое,
Справо озеро Байкал,
Посредине остров каменный
Как бы ты его назвал? (Ольхон)
— Хотите ли вы отправиться в путешествие на остров - чтобы полюбоваться кра-сотами острова Ольхон и помочь Леснику? (Ответы детей).
—Сможете вы это сделать? (Ответы детей).
2. Актуализация.
Название Ольхон происходит от бурятского слова «ойхон» — «лесочек».
Игра «Лесочек»
Насколько ёлка, растущая на 3-м месте справа выше елки, расположенной на 4 ме-сте слева? Какая геометрическая фигура находиться от ёлки справа, слева. Нарисуй пе-ред самой высокой елкой гриб, а над самой низкой – солнце.
— Остров Ольхон, окружён водами Байкала и моста на материк он не имеет. На чём мы тогда отправимся на остров «Ольхон»? (на теплоходе, лодке или ях-те). Правильно, но на остров можно добраться на пароме. Паром — это плавучее со-оружение, в форме плота используемое для переправы через водную преграду для пе-ревозки людей и грузов.
Педагог предлагает построить паром, используя крупный строительный материал и мягкие модули.
Это путешествие будет для вас интересным и увлекательным. Закройте глаза и представьте, что мы с вами плывём по озеру Байкал. Нас окружают чистые воды Байка-ла, чудесная природа, видна нерпа на берегу. Просмотр фрагмента из документального фильма «Байкал без границ». Дети «подплывают» к острову Ольхон.
3. Затруднение в ситуации.
Игра «Причал».
Дидактические задачи:
1). создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о но-вом способе деления предметов на равные части с помощью условной мерки;
2). сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруд-нения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3). тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что они приплыли на остров Ольхон. Необходимо высадиться в бухте "Суровые скалы". Но причал сломан. Его надо сделать из бруска, разделив его на 4 равные части.
— Как можно разделить брусок на 4 равные части?
— Смогли ли вы ответить на вопрос? (Нет, не смогли).
— Почему не смогли? (Потому, что брусок нельзя сгибать, как ленту, верёвку, полоску бумаги).
— Значит, что нам сейчас надо узнать? (Надо придумать способ деления бруска на 4 равные части).
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
Дидактические задачи:
1). сформировать представления о новом способе измерения длин отрезков с по-мощью мерки.
2). сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмо-ционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
3). тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции — анализ, сравне-ние, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность, творческие способ-ности, речь.
Как мы можем узнать способ деления бруска на равные части? (подумать самосто-ятельно, а потом проверить себя по учебнику; спросить у жителя острова; получить ин-формацию с помощью компьютера).
Выслушиваются все варианты, предложенные детьми, в ходе обсуждения он под-водит их к выводу, брусок можно разделить на 4 равные части с помощью мерки.
— Длину бруска можно измерить разными мерками. Какие вы предлагаете взять? (Можно использовать ленту, полоску бумаги, кусок верёвки, палочку и т. д.).
— Какую мерку лучше взять, чтобы измерить длину бруска и затемразделить на 4 равные части? Дети договариваются, чем будут измерять брусок (бумажной полоской).
— Подумайте, что надо сделать сначала, а что потом? (Отмерить часть полоски, равную длине бруска, затем разделить на 4 равные части).
Воспитатель предлагает детям подойти к столам (работа по подгруппам). Дети от-меряют часть полоски, равную длине бруска; делят её на 4 равные части; отмеряют ча-сти, равные полученной мерке на бруске.
—Правильный способ измерения вы придумали? Молодцы! На острове Ольхон растёт «Дерево желаний». Коренное население островабуряты считают, что в его ветвях живут добрые духи, способные осуществить мечту, но для этого надо привязать кусок ленты и загадать желание. У меня есть длинная лента, её надо разделить на равные части, чтобы всем хватило.
— Разделите ленточку на 4 равные части с помощью мерки. Подумайте, что и в каком порядке надо делать (дети делят ленты на части; разрезают ленту точно по отмет-кам на части; проверяют, равны ли они).
— На сколько частей вы разделили ленту?
— Равные ли получились части?
— С каким способом деления предмета на равные части вы познакомились?
Педагог предлагает подойти к» Дереву желаний» привязать ленту и загадать жела-ние.
Физкультминутка " Ветер".
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать вообра-жение, творческие способности.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает представить, что резко и неожиданно налетел на остров с озера байкальский ветер «Сарма». Дети изображают названные действия. Педагог включает запись звуков природы «Шум ветра о. Байкала».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая
туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише»
дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ре-бенка
5.1. Игра «Разные шаги»
Дидактические задачи:
1). закрепить представления о способе измерения длин отрезков с помощью есте-ственной мерки-шагов;
2). тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.
— На острове Ольхон есть озеро Шара-Нур с солёной минеральными водой и ле-чебной грязью. Его любят посещать туристы. Представьте, что, если от сторожки Лес-ника по дороге до лечебного озера пройдут дети, взрослый человек, а потом малыш, который только что научился ходить.
— Как вы думаете, количество шагов, которые сделает вы, взрослый человек будет таким же, как у малыша, или другим?
Предположение о том, что шагов у взрослого человека будет меньше, а у малыша больше, дети должны иметь возможность проверить, прошагав данное расстояние сна-чала очень большими, а затем — очень маленькими шагами.
5.2. Игра «Ремонт Турбазы»
Дидактические задачи:
1). расширить представления о способе измерения длин отрезков с помощью ме-рок, тренировать счетные умения, умение соотносить цифру с количеством;
2). тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внима-ние, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, комму-никативные качества.
Педагог вносит рулон обоев, и говорит, что Лесник задумал сделать ремонт в сво-ей сторожке. Ему надо оклеить комнату, но она не может отмерить обои. Давай помо-жем ему. На комнату нужно 8 кусков вот такой длины. (Показывает полоску-мерку.) Да-вай посмотрим, хватит ли этого рулона для комнаты». Далее дети начинает измерение: прикладывают полоску-мерку, ставят отметку и т. д. Чтобы не сбиться со счета, можно предложить откладывать фишку каждый раз, когда мерка уложится полностью.
— Хватит этих обоев для комнаты? (Получилось девять таких кусков, а надо для комнаты восемь: хватит, даже еще останется).
5.3. Работа в учебнике-тетради (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…Математика для детей 6-7 лет). Задание №4. стр. 11,
Дидактические задачи:
1). закрепить представления о зависимости результата измерения длины от вели-чины мерки, тренировать счетные умения;
2). тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, разви-вать воображение, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы. Лесник охраняет остров Ольхон от незаконных вырубок. Он нашел вырубленное дерево, измерил его длину. Лесник просит нас ему помочь, чтобы занести информацию о дереве в пересчётную ведомость, ему надо узнать помочь, срав-нить, сколько красных, синих, желтых и зелёных мерок уложатся в отрезке.
— Сколько раз красная (синяя, желтая и зелёная) мерка уложилось в отрезке?
— Почему получились разные результаты?
6. Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. Воспита-тель собирает детей около себя.
— Что вы сегодня делали? (помогли отремонтировать причал; делили ленту, и обои на равные части; сравнивали, сколько шагов пройдут по дороге взрослые и дети).
— Какие умения вам помогли вам отремонтировать причал, помочь Леснику сде-лать ремонт в сторожке? (Умение измерять длины с помощью мерок, деления предмета на равные части)
— Можно предложить детям дома измерить шагами длину и ширину комнаты, пядями — размеры стола и т. п.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в об-разовательной программе и др.) : при разработке образовательной ситуации с дошколь-ников для формирования элементарных математических представлений детей дошколь-ного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития исполь-зовала курс математики «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой (учебно-методическое пособие «Игралочка — ступенька к школе», учебник-тетрадь «Раз-ступенька, два-ступенька…Математика для детей 6-7 лет) и т. д.
Для формирования у детей первых представления об острове Ольхон, как самом популярном месте отдыха на Байкале использовала учебное пособие Л. А. Мишариной «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал». - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та.