Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Обитатели воды — рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: средний дошкольный возраст
Тема: Обитатели воды – рыбы
Основные цели: Расширять системы знаний ребёнка, путём включения нового знания. Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; формировать знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д.
Дидактические материалы: прозрачный сосуд с водой, кусочек пластилина, таз с водой, аквариум
Оборудование: ноутбук с подключением к телевизору
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Обитатели воды — рыбы“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Краткая аннотация к работе: используя метод экспериментов и наблюдения, дети средней группы познакомились с характерным строением рыб.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность
Воспитатель собирает около себя детей.
- Вы любите сказки?
- Назовите свои любимые сказки
- Кто вам рассказывает сказки?
- Однажды я пошла в лес и мне сорока одну сказку натрещала. Хотите расскажу? Усаживайтесь поудобней и слушайте.
Жили - были лиса и волк в одном домике. И решили они завести себе домашних питомцев. Лисичка в деревню сбегала, курочку стащила. В клетку посадила. Стала лисичка за курочкой ухаживать, а та ей яички нести. Пошел волк на речку, опустил хвост и поймал рыбку. Интересно, а как это он ее поймал? Давайте проверим!
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать знания о рыбах и их названиях
Хотите поиграть? Я буду волком, а вы рыбками. Пришел волк на рыбалку, опустил свой хвост и приговариваю ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка… Так какую я рыбку поймал? Рыбка, рыбка как тебя зовут?
Дети называют разных рыб.
Вы большие молодцы. Знаете очень много рыб. ( слайд с рыбами: пескарь, щука, лещ)
Вот волк принес к себе домой рыбку, рыбка была красивая, и решил он с ней поиграть. А она лежит и молчит.
-Почему рыбка молчит?
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
-А почему у волка не получилось поиграть с рыбкой?
-А зачем же рыбам вода?
- Как они могут жить под водой и не тонуть?
Хотите узнать?
А как мы можем узнать? (спросить у взрослого, посмотреть передачу по телевизору, почитать книгу)
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи: формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия
Давайте рассмотрим форму рыб. Что напоминает их тело? Совершенно верно капельку. Попробуем узнать, почему же природа создала их такими?
Давайте проведём эксперимент (налит таз с водой) попробуйте провести в воде ладошкой поставленной на ребро и сомкнутыми пальчиками. А теперь попробуем сделать тоже самое но открытой ладошкой.
- В каком случае рука легче идёт сквозь воду?
- Как вы думаете, почему рыбу имеют такую форму?
Я предлагаю рассмотреть рыбку.
- Что есть у рыбки? (голова, туловище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры)
- Чем покрыто тело у рыбки? (Чешуёй. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы)
- Зачем рыбке плавники?
Совершенно верно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник от слова плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.
- Зачем рыбке жабры?
Действительно, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются.
- Чем дышит рыба?
Опыт.
- В воде есть немного воздуха. Давайте рассмотрим пластилин, который находиться в воде.
- Что вы видите? Он покрыт пузырьками воздуха.
- Кто знает, как спит рыбка? Хотите узнать? Чтение энциклопедии.
Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причё м рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка.
Дидактические задачи: закреплять знания о жизни рыб.
Ребята, а мог бы волк оставить рыбку? Каким образом?
Давайте и мы сделаем аквариум.
- С чего мы начнём? (Мы положим на дно камушки, чтобы рыбка могла отдохнуть, посадим водоросли, она за них может спрятаться или поесть и поселим рыбку)
Приступайте к работе.
6. Осмысление
- Чем мы сегодня занимались?
- Как вам удалось так много узнать о рыбках? (мы наблюдали, проводили опыты, читали книгу)
- Сумели мы с вами сделать дом для рыбок? Почему? Зачем он им нужен? (Потому что мы узнали как живут рыбки)
Если вы захотите узнать больше о рыбках, что вы сделаете? (посмотрим мультфильм, почитаем книгу, спросим у взрослого)
Сегодня вы можете подарить свой аквариум маме и рассказать про рыбок.
Комментарии к сценарию (использованная литература) : при разработке образовательной ситуации использовала методическое пособие «Здравствуй мир» Окружающий мир для дошкольников авторов А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова М. : Баласс, 2009.