Приложение МААМ

Образовательная ситуация с дошкольниками «На помощь гусенице Фифе»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «На помощь гусенице Фифе»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : Познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Тема: «НА ПОМОЩЬ ГУСЕНИЦЕ ФИФЕ»

Основные цели: 1) формировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;

2) формировать представление о числе шесть.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „На помощь гусенице Фифе“» размещена в разделах

Дидактические материалы и оборудование: письмо от гусеницы Фифы, силуэт гусеницы в ботинках, дом Фифы, шнурки разной длины (по 2 или больше на одного ребенка, «кочки» круги разного размера, «Развивающие игры Воскобовича» - «шнур малыш» (на каждого ребенка).

Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

«Логическая основа образовательной ситуации»

Основная образовательная цель

1) формировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;

2) формировать представление о числе шесть.

Новое знание = детское «открытие»

1) если приложить один шнурок к другому соединяя концы с одной стороны, то мы узнаем какой шнурок длиннее;

2) если наложить один шнурок на другой соединяя концы с одной стороны, то мы узнаем какой шнурок длиннее;

3) после числа 5 идет число 6.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

1) актуализировать знания детей о сравнении предметов по размеру (большие и маленькие круги);

2) актуализировать счетные умения детей в пределах пяти.

Причина затруднения

1) не знаем, как сравнивать предметы по длине;

2) не знаем, какое число при счете идет после 5.

Цель деятельности по преодолению затруднения

1) узнать способы сравнивания предметов по длине;

2) узнать какое число идет после 5.

Задачи:

1) формировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения, а также представление о числе шесть, умение считать до шести, сравнивать и уравнивать численность групп предметов;

2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины, под руководством воспитателя;

3) актуализировать знания детей о размерах геометрических фигур, счетные умения детей в пределах пяти;

4) тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, логическое мышление, инициативность;

5) воспитывать желание детей прийти на помощь.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: 1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность;2) воспитывать желание детей помочь.

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от гусеницы Фифы, хотите узнать, что в нем? (воспитатель демонстрирует картинку, на которой изображена гусеница в ботинках). Гусеница Фифа очень любит гулять по своему лесу, но теперь она не может этого делать, так как перепутала длинные шнурки от своих ботинок с короткими. И просит нас помочь ей - выбрать только длинные шнурки. Хотите помочь Фифе выбрать длинные шнурки? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:1) актуализировать знания детей о размерах геометрических фигур;2) упражнять в счете до пяти.

Дидактическая игра «На другой берег».

Для того чтобы попасть в лес, где живет гусеница, нам надо перейти болото. Посмотрите, какого размера кочки на болоте (большие и маленькие). Сколько больших кочек? (5). Сколько маленьких кочек? (дети считают).

Для того чтобы перейти болото и не утонуть мы должны прыгать только по большим кочкам, которых пять. Будьте внимательны. Прыгать нужно на двух ногах, руки на поясе.

Дети выполняют прыжки на двух ногах с продвижением вперед (по кочкам).

Вот мы и в лесу.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для поиска способов сравнения предметов по длине; 2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Дети, посмотрите, а что это на лесной полянке? (шнурки). Как их много, и все разные! Какие шнурки нам нужно отобрать? (длинные) Выберете длинные шнурки.

Дети пробуют отобрать. Возникает затруднение, так как дети не знают, как определить какие из них длинные.

Смогли вы помочь Фифе? Почему? (Не знаем, как выбрать длинные шнурки)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: 1) формировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения; 2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 3) развивать логическое мышление, речь, инициативность.

А что нужно сделать, когда чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает или попробовать догадаться самим).

Сами догадаться не смогли, значит, что нужно сделать?

Дети обращаются за помощью к воспитателю.

Объяснение и показ педагога: «Берем два шнурка и соединяем концы шнурков с одной стороны, затем накладываем один шнурок на другой, выравниваем и смотрим на другие концы шнурков. Шнурки, у которых концы длиннее и есть длинные, а у которых концы короче - называются короткими.

Или берем два шнурка, соединяем концы с одной стороны, прикладываем один рядом с другим, выравниваем с одной стороны и смотрим на другой конец шнурков. Шнурки, у которых концы длиннее и есть длинные, а у которых короче - называются короткими.

Дети под руководством воспитателя сравнивают шнурки путем наложения и приложения.

Собираем все длинные шнурки в корзинку. Какие шнурки мы отобрали для Фифы? Индивидуальные повторы. Как мы сравнивали? Берем корзину со шнурками и продолжаем путь дальше.

5. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счета до шести; 2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; 3) тренировать мыслительные операции.

Дидактическая игра «Зашнуруй ботинок».

Дети, посмотрите вот домик Фифы, а вот и её ботинки. Фифа не знает, сколько нужно шнурков для ботинок и просит вас помочь ей зашнуровать ботинки. Хотите помочь Фифе?

Посчитайте, сколько ботинок? (5)

Посчитайте, сколько шнурков? (5)

Что можно сказать о количестве шнурков и ботинок? (их поровну)

Что нужно сделать, чтобы Фифа сразу увидела, что ботинок и шнурков поровну? (составить пары) Составьте пары.

В процессе деятельности, выясняется, что у Фифы затерялся ещё один ботинок.

Как вы думаете, теперь ботинок и шнурков поровну? Чего больше? Почему вы думаете, что ботинок больше? (у одного ботинка нет пары) Сколько теперь ботинок?

Дети начинают считать, возникает затруднение в счете после 5.

Смогли посчитать ботинки? Почему не смогли? (не знаем, какое число идет после 5)

6. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: 1) формировать представление о числе шесть, умение считать до шести, сравнить и уравнивать численность групп предметов; 2) тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, логическое мышление, инициативность.

Значит, что нам нужно узнать? (какое число идет после 5)

Кто знает, какое число идет при счете после числа 5?

Если кто-то из детей знает, то воспитатель просит его посчитать, и хвалит за правильный счет. Если никто не отвечает, то воспитатель задает вопрос: Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? Дети обращаются за помощью к воспитателю.

Объяснение педагога: При счете за числом 5, идет число 6. Как получилось 6 ботинок? (было5 добавили ещё один, получилось 6) Как сделать так, чтобы ботинок и шнурков стало поровну? (добавить ещё 1 шнурок) Сколько стало шнурков? (6) Как получили 6 шнурков? (было5, добавили 1, получилось 6) Что теперь можно сказать о количестве ботинок и шнурков? (их поровну, по шесть)

Фифа благодарит детей за помощь.

А нам пора возвращаться в детский сад.

Дети с воспитателем выполняют прыжки на 2-х ногах по кочкам, через болото.

7. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: 1) закрепить умение сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения, счет до 6; 2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, логическое мышление, инициативность.

Развивающая игра Воскобовича - «Шнур малыш».

Вот мы и вернулись в детский сад.

У нас есть игра «шнур-малыш», хотите поиграть? Но все шнурки перепутались. Выберите себе по одному длинному шнурку. Самостоятельная деятельность детей. Посчитайте, сколько окошечек нужно прошнуровать в шнуровке. (6)

Прошнуруйте свои шнуровки так, чтобы шнурок побывал в каждом из шести окошек.

Работа детей. Индивидуальная работа педагога с детьми по закреплению способов сравнения по длине и счета до 6.

8. Осмысление.

Дидактическая задача: восстановить в памяти то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где мы с вами были? Кому мы сегодня помогали? Смогли ли помочь? Что мы делали, чтобы помочь? Какие знания вам пригодились? Кому можно сказать спасибо?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Фифе, потому что научились сравнивать шнурки по длине и считать до 6.

Литература:

1) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2.-Изд. 4-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. –М. : Издательство «Ювента», 2012,224 с. : ил.

2) Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Л. Г. Петерсон/под общей ред. Л. Г. перетсон, И. А. Лыковой. -М. Издательский дом «Цветной мир», 2016.-336 с. 4 изд-е, перераб. и доп.

3) «Развивающие игры Воскобовича», Воскобович В. В., 2010, ООО «РИВ».

Публикации по теме:

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья сделали Гусенице Фифе оригинальный подарок»Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья сделали Гусенице Фифе оригинальный подарок» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья сделали Гусенице Фифе оригинальный подарок».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Вот какие клумбы!» Образовательные задачи: Заинтересовать детей созданием клумбы из конструктора на основе имеющихся у ребят представлений о внешнем виде и.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «На помощь гусенице Фифе»
Опубликовано: 14 мая 2020 в 11:05
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «На помощь гусенице Фифе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД