Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Магнит-волшебник» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Магнит – волшебник»
Основные цели: формирование познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита
Публикация «Образовательная ситуация „Магнит-волшебник“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Дидактические материалы: 4 железных подноса, предметы из железа и дерева, 4 дощечки, деревянная палочка, кусок железной трубы, пила, колокольчик, деревянная калатушка, банка с водой, магнит на верёвочке, магниты по количеству детей, скрепки, металлические опилки, стружка, надувной бассейн, пластмассовые рыбки, удочки, ведёрки, проектор, экран, презентация «Горит – не горит», таблица для фиксирования опытов, мольберт, ящик с песком, фартуки, кораблики деревянные и железный, картинки с изображением разных предметов, фартуки по количеству детей.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Краткая аннотация к работе:
Структура, технология и содержание образовательной ситуации соответствует дидактической системе технологии деятельностного метода и ФГОС ДО. Образовательная ситуация проведена в игровой форме, дети самостоятельно выполняли задания, делали выводы и простые умозаключения.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Задачи: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя. Обращаю внимание на банку на с водой, в которой лежит железный ключ:
-Ой-ой-ой, что же я наделала! Ребята, помогите мне. Я случайно уронила в банку с водой ключ, а он мне очень нужен. Как же его достать, не намочив руки? Попробуйте!
- Смогли? (Нет, у нас не получается)
- Почему не смогли? (мы не знаем, как это сделать).
- Что же делать в такой ситуации? (надо спросить взрослых; надо что бы вы нам рассказали, надо нам с вами исследовать предметы или прочитать энциклопедии). Попросите меня рассказать вам об этом! Хорошо, я вам расскажу, а для этого я предлагаю вам стать маленькими исследователями. Наденьте форму и пройдите в лабораторию.
- Я уверена, что у нас с вами всё получится! Напомню некоторые правила: в исследовательской лаборатории должен быть порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы, проводить исследования не торопясь, аккуратно, продумывать свои действия
2. Актуализация
Задачи: активизировать знания детей о свойствах железа и дерева, уточнить представление о том, какие предметы могут быть сделаны из железа и дерева. Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия материалов, предметов.
- Ребята, для дальнейшей работы необходимо найти себе помощника в работе (дети образуют пары) и занять место у рабочего стола (дети в паре занимают место у своего стола, где разложены предметы из железа и дерева, два подноса из железа и дерева, бассейн с водой, кораблики, сделанные из дерева и железа, деревянные и железные ложки).
-На столе лежат предметы. Разложите предметы, сделанные из железа на железный поднос, а предметы из дерева - на деревянный дощечки (дети выполняют задание). Как настоящие исследователи все эксперименты мы будем фиксировать в таблице (лист ватмана на мольберте)
-Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Дети, можно ли по весу определить, где железо, а где дерево? Возьмите железный предмет в одну руку, а деревянный – в другую. Что вы можете сказать? (ответы детей)
–А как ещё можно проверить? (при помощи весов).
- Хорошо. На столе у вас кораблики. Опустите кораблики на воду.
– Почему одни кораблики плавают, а другие утонули? Из чего они сделаны? (лёгкое, плавает). ( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)
- Предлагаю вам взять деревянную и железную ложки в разные руки и приложить к своим щекам. Что вы чувствуете? ( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)
- Можно ли определить по звуку: где железо, а где дерево? (ответы детей)
- Я позвоню в железный колокольчик и в деревянную калатушку (ответы детей)
- У железа какой звук? (звонкий) А у дерева? (глухой, негромкий) ( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)
Обращаю внимание на кусок доски и трубы:
-Дети, как вы думаете, что прочнее и твё рже: дерево или железо? (ответы детей).
-Проверим! Попробуем распилить деревянную дощечку и железную трубу (надеваю перчатки и пилю деревянную палочку, а затем кусок железной трубы).
- Какой можно сделать вывод? (железо прочнее и твёрже, чем дерево).
( зафиксировать в таблице с помощью условных знаков: + и -)
Предлагаю сесть на стульчики перед экраном:
- Дети, как вы думаете, железо горит? (ответы детей). Проверим! Посмотрите на экран. (показ слайда)
-Горит железо? (нет)
- Оно только нагревается и может плавиться в специальных печах при очень высокой температуре. (показ слайда)
- Попробуем подержать деревянную палочку над пламенем (показ слайда)
- Что произошло? (ответы детей).
- Что показал нам этот опыт? (дерево горит, железо нагревается).
-Дети, посмотрите: какие разные по своим свойствам железо и дерево. Но может вы знаете что-то такое, что делает их похожими? ( ответы детей: и дерево и железо боятся сырости, воды. Если деревянные предметы долго находятся в воде - они пропитываются водой и разрушаются, гниют, а железные покрываются ржавчиной и теряют свою прочность (показать ржавый кусок железа и кусок старой древесины)
3. Затруднение в ситуации
Задачи: под руководством воспитателя сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
- У меня в руках предмет, который притягивает к себе гвозди, булавки, иголки, скрепки. Это магнит!
–Магнит часто называют геркулесовым камнем. А знаете почему, можете ответить? (нет, не знаем) – А хотите узнать? Значит, что нам нужно узнать, чему научиться? (Нам надо узнать свойства магнита. А ещё узнать, как магнит действует, как притягивает предметы)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Задачи: познакомить со свойствами магнита. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, делать выводы; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение.
- Геркулесовым камнем магнит называют в честь древнеримского, самого сильного и мужественного человека по имени Геркулес (Слайд). В наше время так называется каша – геркулесовая. Есть поверье, кто будет кушать её на завтрак, то вырастит таким же сильным, как этот герой. Магнит обладает большой силой притяжения, но притягивает он не все предметы. Проверим!
Опыт №1 «Цепочка из скрепок». Описание: на столе рассыпаны скрепки. Поднести магнит к одной из скрепок – она притягивается к нему; затем к остальным скрепкам по очереди. Получается длинная цепочка из скрепок. Но стоит оторвать от магнита первую скрепку, как вся цепочка сразу рассыпается.
Опыт№2 «Забавный волчок». Описание: картонный кружок насадить на тонкую палочку, нижний конец которой заострён, а в верхний воткнуть булавку, чтобы была видна только её головка. Закружить волчок на столе и аккуратно сверху поднести к нему магнит. Притягиваясь булавочной головкой, волчок подпрыгнет и пристанет к магниту, но по - прежнему будет вращаться.
Опыт №3. Описание: железные опилки аккуратно высыпать на лист бумаги, к его нижней стороне поднести магнит. Сразу же опилки притягиваются магнитом, образуя различные узоры. Переместить магнит и опилки начинают движение за ним, изменяя узор на бумаге.
Опыт №4. «Дерево, бумага, пластик» Описание: магнит поднести к предметам, сделанным из дерева, бумаги, пластика.
- Ребята, узнав свойства магнита, мы сможем достать ключ? (да, при помощи магнита). (Ребёнок с помощью магнита достаёт ключ из банки и через стекло)
- Какой вывод можно сделать? (Магнитная сила действует даже сквозь воду и стекло; магнит притягивает только предметы, сделанные из железа).
5. - Да, вот какие чудеса может делать магнит!
6. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Задачи: закрепить знания детей о свойствах магнита.
1. Игра «Что притягивает магнит?» (дети выбирают картинки с изображением предметов, сделанных из железа)
2. Игра «Найди клад в пустыни» (с помощью магнита дети находят железные предметы в песке)
3. Игра «Хитрая рыбалка» (дети подходят к резиновому бассейну с рыбками, удочки и ведёрки стоят рядом.) (дети ловят рыбу).
Дети, почему выловили не всю рыбу? (ответы детей) Поэтому рыбалка и называется «хитрая» - в некоторых рыбках нет магнитов.
Осмысление
Задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха; формировать умение свободно общаться со взрослыми и детьми, выражать своё отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства. Способствовать воспитанию самостоятельности.
Ребята встают полукругом.
- Кем вы были сегодня? (были исследователями и помогли вам Елена Александровна)
- А что вам помогло достать ключ? (мы узнали о силе магнита; магнит притягивает железные предметы; магнитные силы проходят через воду, стекло и песок)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня были настоящими исследователями – научными сотрудниками, и вместе сделали новые открытия, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
Использованная литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.