Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Как в наш дом хлеб пришел»
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) (конец учебного года или в начале учебного года старшей группы)
Тема: КАК В НАШ ДОМ ХЛЕБ ПРИШЕЛ
Цель: формирование представления детей об этапах выращивания, производства и изготовления хлеба.
Дидактические материалы и оборудование: презентация, игрушка Колобок, тематические картинки, колоски, зерно, мука, тесто, муляжи хлебобулочных изделий.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Как в наш дом хлеб пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию - мотивация и включение детей в деятельность.
Звучит музыка (запись на магнитофоне песенки «Колобок»). Дети собираются около воспитателя. Появляется Колобок (игрушка).
- Ой, кто это к нам в гости пришел? (здороваются).
- Ребята, а как вы думаете, откуда пришел к нам Колобок? (из сказки, испекла бабушка, убежал от зверей)
- Правильно, бабушка испекла.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: развивать связную речь детей, закрепить этапы производства хлеба на основе русской народной сказки «Колобок».
- А как она его испекла? (в печке, замесила тесто, на окошко остудить поставила, из муки)
- А откуда бабушка взяла муку?
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: сформировать опыт фиксации затруднения, понимание его причины.
- А вы хотите узнать, откуда взялась мука и как испечь хлеб?
Колобок предлагает детям картинки «Как хлеб на стол пришёл» (те же, которые в презентации, дети пробуют собрать их по порядку, не получается.
- А почему не можете разложить? (Потому что не знаем, как это сделать)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
• Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
• Расширить и обогатить знания детей о хлебе, и его изготовлении.
• Познакомить детей с профессиями: комбайнер, тракторист, шофер, мукомол (мельник, пекарь.
- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь? (Спросить у того кто знает)
- Давайте спросим Колобка, откуда берется мука и как в наш дом хлеб пришел?
«Отправляем» Колобка на слайд
(Картинка Колобка появляется на слайде) и он загадывает загадку детям:
«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам….?» (хлебом)
(картинки на слайде презентации появляются постепенно)
- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Загадка о тракторе.
«Едет конь стальной, рычит,
сзади плуги волочит»
«Овсом его не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит»
- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И земля становится мягкой, послушной и рыхлой. Кто управляет им?
- Теперь можно начинать сеять зерно! К трактору прикрепляют сеялки.
- Они ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы (показывает зерно). А что нужно, чтобы зерна пшеницы начали расти?
- И как только солнышко своими лучами согреет землю, а дождик напоит зерна водицей, появляются маленькие ростки, которые тянутся к свету и теплу.
- Все лето созревают зерна в колосках. Наполняясь силой земли, энергией солнца, влагой летних дождей, колоски становятся крепкими (показ колосков). Поле в это время очень красивое.
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкульминутка.
«В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся».
- И как только зерна пшеницы созрели, начинается жатва. И в поле выходят другие машины.
«Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет»
- Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. А солому комбайн собирает в копны. А кто управляет комбайном? (комбайнёр)
- Далее машины везут зерно в специальные сооружения для хранения. Кто управляет машинами? (шофер)
- Называют эти сооружения - ЭЛЕВАТОРЫ! В элеваторах зерно просушивают и бережно хранят.
- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
- На мельницу - мукомольный завод.
- На мукомольном заводе превращаются зернышки в МУКУ (рассматривают муку). Душистую, белую, легкую, наполненную силой земли и жаром солнца. И куда ей теперь держать путь дорогу?
- А ждут ее на хлебозаводах, в пекарнях.
- На хлебозаводе из муки, воды, соли, сахара и дрожжей замешивают тесто (рассматривают тесто). Ребята, кто знает, как называют человека, который замешивает тесто и печет из него хлеб? (Пекарь) А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Пальчиковая гимнастика: «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
Вот превратилась наша мука в тесто, а тесто в … ( ответы детей: буханки, булки, батоны, булочки и баранки). А с магазина в каждый дом хлеб к нам пожаловал, пришел. Мы все это так любим, без хлеба не обходится ни один завтрак, обед или ужин.
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактическая задача: активизировать в речи детей слова сев, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия и др.
Подойти к выставке картинок «Хлебобулочные изделия», рассмотреть их.
- А как можно назвать все эти продукты? Теперь вы знаете, как они оказались у нас на столе? (выкладывание опорных картинок и повторение технологической цепочки)
6. Итог занятия – осмысление
Дидактическая задача: воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу; создать ситуацию успеха.
- Как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Народ всегда очень бережно относится к хлебу. «Хлеб – всему голова» - всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба, который надо беречь.
Колобок спрашивает детей, понравился ли его рассказ? Что нового узнали дети? Где побывали?
Дети раскладывают картинки по порядку. Воспитатель говорит детям о том, что это им удалось, потому что они внимательно слушали Колобка, отгадывали загадки, играли с ним.
- Спасибо, Колобок, за интересный рассказ.
Пригласить Колобка в круг детей.
А затем Колобок предлагает детям поиграть в настольный, пальчиковый театр «Колобок», книги, иллюстрации, раскраски по сказке «Колобок» (переход детей к другим видам деятельности).