Татьяна Скрягина
Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками «Ягоды»
▼ Скачать
Образовательная область : «Познание»
Возрастная группа: младшая группа (3-4 года)
Тема: «Ягоды»
Основные цели: Расширить знания детей о ягодах. Познакомить детей с новыми ягодами (которые им незнакомы).
Дидактические материалы: Книги про ягоды, мини энциклопедии. Презентация «Ягоды». Карточки для выполнения задания (приложение 1) и простые карандаши.
Оборудование: Интерактивная доска. Макет огорода и корзина для ягод. Муляжи ягод.
Публикация «Конспект по образовательной ситуации с дошкольниками „Ягоды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя. Слайд 1.
- Ребята, а вы, когда приезжаете на дачу, чем занимаетесь? (отдыхаем, помогаем и т. д.)
- Есть на вашей даче сад или огород? (есть и сад, и огород).
- Какие ягоды растут у вас на огороде? (клубника, виноград, вишни, смородина).
- Как вы помогаете родителям на огороде? (поливаем, сажаем и т. д.)
После всех ответов детей воспитатель говорит детям:
- Многие из вас знают, какие ягоды растут на огороде и помогают родителям их выращивать. Слайд 2.
А вот Маша из мультфильма «Маша и Медведь» захотела помочь Мишке собрать урожай, но у нее ничего не получилось.
Как вы думаете, почему у Маши не получилось собрать урожай? (Она не знает, какие плоды относятся к ягодам, не знает, что такое ягоды. Слайд 3.
- Поможем Маше собрать урожай?
- Сможете? (сможем).
После всех ответов детей воспитатель говорит детям:
- Ну что ж, тогда отправляемся к Маше на помощь.
2. Актуализация. Дидактические задачи: актуализировать знания детей о ягодах, уточнить представления о признаках и свойствах ягод, умение находить эти признаки самостоятельно.
Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоит макет огорода и корзины для ягод. Слайд 4.
А вот и огород. Сколько всего ягод выросло на нем!
- Посмотрите, все ли, то – что выросло на огороде – ягоды? (на макете огорода находится и овощи, и фрукты, и петрушка и т. д.)
- И правда Маше одной не справиться с работой. Нам необходимо собрать урожай ягод и сложить их в корзины.
- Но не просто собрать ягоды, а отгадать загадку, найти ягоды на огороде и объяснить Маше, почему вы сорвали именно эту ягоду.
- Первая загадка: Слайд 5.
Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с … (малиной)
- Почему вы решили, что это малина, чем она полезна? (потому что, когда болит горло, все пьют чай с малиновым вареньем). Положили малину в корзину.
- Следующая загадка: Слайд 6.
Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.
Сельский сад – их родина. Что это? (смородина)
- Почему вы решили, что это смородина? (потому, что эта ягода бывает красного и черного цвета). А какую пользу приносит смородина? (вкусная, и можно из нее сделать варенье). Положили смородину в корзину.
- Слушайте дальше: Слайд 7.
Что за гроздья налитые в листья спрятались резные?
Сок их пьют и так едят. Эти гроздья - … (виноград)
- Почему вы думаете, что это виноград и что из него можно приготовить? (потому что он растет веточками и из него готовят сок). Положили виноград в корзину.
- Еще одна загадка: Слайд 8.
Ягодку сорвать легко – ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка – там созрела… (земляника)
- Почему вы решили, что это земляника? (потому что она растет почти на земле очень низко и вкусно пахнет). Положили землянику в корзину.
- Слушайте дальше: Слайд 9.
Повернулась к грядке боком, налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)
- Как вы догадались, что это клубника? (потому что земляника и клубника очень похожи, обе круглые, красные и на вкус похожи). А что можно приготовить из клубники? (варенье, сок, йогурт, компот). Положили клубнику в корзину.
- Следующая загадка: Слайд 10.
В красных платьицах сестрички прицепились за косички.
Летом в сад зайдите здешний - созревают там. (черешни)
-Почему вы решили, что это черешни? (потому что, эти ягодки растут на кустарниках и по несколько штук вместе). Положили и черешни в корзину.
- Отгадайте еще:
На колючей тонкой ветке в полосатых майках детки.
Куст с шипами - не шиповник, как зовется он? (крыжовник)
- Догадались что это? (не знаем).
- А вот эту может сможете отгадать?
Не на шутку, а всерьез куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка. Что за кустик? (ежевика)
- А это что? (тоже не знаем).
- Еще одну загадку попробуйте отгадать:
Эту ягодку найдете не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка, красненькая. (клюква)
- Что же это? (не знаем)
- Отгадайте еще загадку:
Много темно-синих бус кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —. (черника)
- А это что? (тоже не знаем).
- А вот эту может сможете отгадать?
Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,
У заветного местечка есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки развешаны на ветке… (шиповник)
- Догадались что это? (не знаем).
- Тогда эту попробуйте отгадать?
На колючем кустике желтенькие бусинки.
Наступила осень тихо, и созрела. (облепиха)
- Как вы думаете это за ягода? (не знаем).
3. Затруднение в ситуации. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия незнакомых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
При отгадывании загадок про крыжовник, ежевику, клюкву, чернику, шиповник и облепиху дети затрудняются с ответом. Слайд 11.
- Смогли вы отгадать эти загадки? (Нет.)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, что это такое, какие это ягоды.)
4. Открытие нового знания (способа действия). Дидактические задачи: сформировать представление детей о ягодах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить Мишки или у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете). Слайд 12.
- Так что нам необходимо узнать? (какие еще бывают ягоды).
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего дети его задают Мишке посредством телефонного звонка. Воспитатель повторяет загадки, а дети просматривают картинки и запоминают ягоды. Слайды 13-18.
Затем дети самостоятельно рассматривают энциклопедию, где находят информацию о тех ягодах, которые не смогли отгадать, посредством сравнения картинок и муляжей ягод и отправляют их в корзину.
- Что за ягоды выросли на огороде у Мишки и Маши? Слайд 19.
- Где растут крыжовник, ежевика, клюква, черника, шиповник и облепиха? (на огороде или в лесу).
- Как назвать крыжовник, ежевику, клюкву, чернику, шиповник и облепиху одним словом? (ягоды).
- Ну вот мы и познакомили Машу с ягодами, помогли ей собрать урожай.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования признаков и свойств новых ягод; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Из каких ягод готовят компот, варенье, сок, йогурт и т. д.? Слайд 20.
- Ребята, мы помогли Маше собрать ягоды, давайте еще оставим Маше меню подсказки – из каких ягод можно приготовить компот, сок или варенье.
Работа детей на листочках за столами. Приложение 1. Дети должны разложить ягоды в кастрюля для компота, в банку для варенья и в пачку для сока. После выполненного задания, объяснить. Почему они так распределили.
6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя. Слайд 21.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Чем помогли Маше?
- Что нового узнали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не помогли Маше собрать ягоды, то она не узнала, какие ягоды еще бывают и не смогла бы их правильно использовать.
Краткая аннотация к работе: Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой они знакомятся с ягодами, которые им незнакомы. В процессе практической деятельности дети находят ответы на интересующий их вопросы методом сравнения картинок с муляжами, что помогает им отыскать нужные ягоды и делают необходимые выводы. Данное занятие является логическим завершением тематической недели «Ягоды», где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но и открыть для себя что-то новое. В данной методической разработке показана возможность использования системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников данной темы. Тема занятия «ягоды» входит в образовательную программу дошкольного образования. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон/ под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.
Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.