Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Бублики-баранки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественное творчество (лепка)
Возрастная группа: младшая
Тема: Бублики-баранки
Образовательные задачи :
- закреплять умение разделять столбик (цилиндр) на две части и замыкать в кольцо;
- формировать умение делить пластилин на разные по размеру части и раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины;
- развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику, творческие способности.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Бублики-баранки“» размещена в разделах
- Баранки, бублики, сушки, калачи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Оборудование: пластилин; дощечки; две веревки: красная-длинная-толстая и синяя-короткая-тонкая; клеёнки, баранки и бублики (натуральные, игрушка «Бабушка».
Логическая основа занятия
Детская цель: помочь бабушке «испечь» бублики и баранки.
Затруднение: не смогли «испечь» бублики и баранки так, чтобы они различались по размеру.
Причина затруднения детей: незнание способов, как в лепном изделии отразить разницу в размере.
Способ преодоления затруднения: «спросить у того, кто знает»
Новое знание (способы действия) :
1) способ деления столбика пластилина на разные по размеру части;
2) способ раскатывания палочки разной длины и толщины.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в творческую деятельность, уточнить понятия: один-много.
Воспитатель собирает около себя детей и сообщает, что в гости к ним пришла бабушка. Она принесла гостинцы: одну баранку и один бублик.
Всем хватит угощенья? (Нет)
Почему? (Всего один бублик и одна баранка, а нас много)
Бабушка горюет, потому что не всем детям хватит угощенья.
Что же сделать, чтобы угощенья хватило всем? (Испечь много баранок и бубликов)
Хотите помочь бабушке испечь много-много баранок и бубликов?
Сможете?
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение правильно выделять и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, видеть контрастные размеры: длинный – короткий, толстый – тонкий;
2) закреплять умение разделять столбик (цилиндр) на две части;
3) развивать восприятие формы и величины, мыслительные операции – анализ, сравнение, мелкую моторику рук.
Какой формы баранки и бублики (И баранки, и бублики круглой формы)
Правильно, они одинаковой – круглой – формы, похожи на кольцо.
А чем отличается бублик от баранки? ( Размером: баранки – маленькие, а бублики большие)
Из чего мы можем их «испечь»? (Из пластилина)
Бублики и баранки положим в разные тарелки: бублики в большую синюю, а баранки в маленькую красную.
Воспитатель предлагает детям начать работу.
Дети проходят на рабочие места.
Чтобы у нас получилось много баранок и бубликов, каждый из вас «испечет» один бублик и одну баранку. Сколько всего изделий испечет каждый? (Два)
На сколько частей надо разделить пластилин, чтобы получилось два изделия? (На две части)
Можете приступать к работе.
Детям предоставляется самостоятельность.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
2) тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение;
3) развивать речь и логическое мышление.
В процессе работы воспитатель наблюдает за работой детей. Скорее всего, большинство детей разделит пластилин на одинаковые части или будут отщипывать небольшие кусочки, но слепить бублик и баранку не смогут.
Возникает затруднение.
Смогли вы слепить изделия так, чтобы можно было узнать, где какое изделие?
Почему не смогли? (Потому что не знаем, как по-разному надо лепить бублик и баранку)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины и замыкать в кольцо;
2) формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности;
3) развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику рук.
Что нужно сделать, если не знаете, как сделать правильно? (Спросить у того, кто знает).
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:
«Светлана Арамовна, как по-разному слепить баранку и бублик, чтобы они различались?»
Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу. В это время использованный пластилин меняется на новый.
Мы с вами выяснили, что бублик больше по размеру, чем баранка, значит, при делении пластилина – части должны быть одинаковыми или разными по размеру? ( Разными: для баранки – меньшая часть, а для бублика – большая)
Воспитатель показывает, как надо разделить столбик (цилиндр) на две разные части: разламываем столбик не посередине, а немного ближе к одному краю, получились разные части – большая и маленькая.
Что будем делать с каждой частью? (Раскатывать столбик и соединять концы, чтобы получилось кольцо)
Воспитатель выполняет, комментируя свои действия:
Правильно. Из большой части раскатываем длинный и толстый столбик, из маленькой короткий и тонкий.
Показывая два столбика, воспитатель предлагает сравнить их по величине и угадать, из какого получится баранка, а из какого бублик. Замыкает столбики в кольца. Раскладывает на тарелки (бублики на красную, баранки на синюю).
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1) закреплять умение делить столбик (цилиндр) на две части; раскатывать их в палочку разной длины и толщины, палочку замыкать в кольцо;
2) развивать глазомер, мелкую моторику рук, связную речь.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм выполнения задания:
Что делаем сначала? ( Делим пластилин на две разные части: большую и маленькую)
Что делаем с большим куском? (Раскатываем из большого куска длинный и толстый столбик, соединяем концы, чтобы получилось кольцо)
Что делаем с маленьким куском? (Раскатываем из маленького куска короткий и тонкий столбик, соединяем концы, чтобы получилось кольцо)
Дети самостоятельно делят свой материал на части, раскатывают столбики на длинные - толстые и короткие - тонкие. Воспитатель проверяет, удалось ли детям подготовить контрастные по размеру формы. Дети замыкают столбики в кольца и
раскладывают в тарелки заданного цвета и величины.
Осмысление
Дидактические задачи:
Воспитатель собирает около себя детей.
Кому мы сегодня помогали?
Выслушиваются все ответы детей. После чего воспитатель говорит, что они смогли помочь бабушке потому, что умеют делить пластилин на разные части и лепить из палочек баранки и бублики.
Вот сколько вкусных баранок и бубликов у нас получилось. Все молодцы. Спасибо.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
1.«Интегрированное планирование образовательной деятельности в детском саду. Вторая младшая группа (2 квартал)» О. В. Бережнова. Методическое пособие. М. Институт системно-деятельностной педагогики, 2013.
2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М. : Цветной мир, 2011.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. М. : Цветной мир, 2012.
4. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» под руководством Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир 2012