Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками по познавательному развитию «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: Средняя группа
Тема: Путешествие в лес
Основные цели:
1. Познакомить детей с понятием «кора».
2. Дать представление о пользе коры на примере березы.
3. Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
4. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Дидактические материалы: презентация «Путешествие в лес»; звуки леса; спилы березы, дуба, яблони, липы, черемухи; чемодан экспериментатора; кружка из бересты; картины на спиле березы; длинная веревка.
Оборудование: Проектор; ноутбук.
Краткая аннотация к работе: Данное занятие представлено в форме образовательной технологии «Ситуация» по ознакомлению с окружающим миром. В рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о коре березы, ее свойствах и о значении коры для дерева, животных и человека. Образовательная ситуация разработана на основе принципов деятельностного метода.
Ход образовательной ситуации:
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Звучат звуки леса, голоса птиц.
– Дети, а что это за звуки? (ответы детей)
– Где можно услышать такие звуки (ответы детей)
– Ребята, вы хотите пойти на экскурсию в лес? Тогда, пойдем. Нужно повторить правила поведения в лесу.
/слайд/
1.1 Игра «Путешествие»
Дидактические задачи:
1. Придать познавательному содержанию сказочную необычность.
– Чтобы не заблудиться, мы будем держаться за веревочку.
Шагают, держась за веревочку.
Мы идем, мы идем, никогда не устаем.
По дорожке мы идем, звонко песенки поем.
Через горы мы шагаем, ноги выше поднимаем.
Все равно вперед идем, смело песенки поем.
2. Актуализация знаний
2.1 Игра «Что растет в лесу?»
Дидактические задачи: актуализировать знания, полученные ранее.
– Вот мы и пришли. Посмотрите, что вы видите? (Деревья) Они все одинаковые? (Нет) Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы знаете.
(ответы детей)
– Дети, чем отличается, например, ель от березы.
(листья и иголки)
– Давайте, вспомним, что иголки называют хвоей, а деревья, у которых вместо листьев иголки хвойными. Деревья же с листьями называют лиственными.
– Молодцы! Давайте поиграем в игру.
2.2 Игра «С какого дерева листок?» (на экране проектора)
Дидактические задачи:
1. Закрепить названия деревьев.
2. Учить классифицировать деревья по форме листьев и внешнему виду.
/соотносят листок с определенным деревом, дерево называют/
– Прежде чем пойти дальше, отгадайте загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
– Верно, мы с вами пойдем в березовый лес. Посмотрите, как красиво. Что вы видите, вокруг? (Березы)
– Конечно, лес, в котором растут одни березы, называют березовой рощей.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1. Сформировать опыт фиксации затруднения.
– Давайте присядем, отдохнуть. Ой, посмотрите, что это под деревом? (Дрова)
/находят под деревом несколько поленьев без коры/
Точно, кто то дрова рубил, да, наверное, немного дров забыл. Давайте их рассмотрим. Можете ли вы определить, из какого дерева изготовили эти дрова? (Нет) Почему не можете? Что нам может помочь? Хотите узнать?
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1. Уточнить с детьми понятие «кора».
2. Дать представление о пользе березы и ее коры.
3. Учить делать простейшие выводы.
У меня с собой чемодан экспериментатора. В нем лежат спилы разных деревьев. Спилы я взяла в деревьев, которые погибли, например, от мороза. Не забывайте, что у здоровых деревьев нельзя ломать ветки и стволы.
4.1 Игра «Найди березу»
Дидактические задачи:
1. Учить отличать березу от остальных деревьев по цвету коры.
2. Сформировать вывод, что по коре можно определить название дерева.
– Давайте рассмотрим все спилы через лупу. Теперь вы можете определить, какой спил от березы. (Да). Что вам помогло? (ответы детей)
– На спилах есть кора, именно она помогает определить, с какого дерева сделали спил. Какого цвета кора березы? (ответы детей) А знаете ли вы, что такое кора и кому она нужна? (ответы детей)
– Кора для дерева, как одежда для человека. Она защищает нежный ствол дерева от мороза, ветра, дождя. Также она не дает вытекать соку, который течет из корней в веточки.
– Рассмотрите внимательно кору березы, потрогайте. Кора березы гладкая, приятная на ощупь. А зачем на коре черные точки и черточки? (Ответы детей) Посмотрите через лупу на свои руки. Вы видите маленькие дырочки? Это поры. Через них дышит наша кожа. А вот порами коры являются эти черные черточки и точки. Береза дышит с помощью этих черточек.
– Еще раз посмотрите на кору. Вы видите трещинки маленькие и большие? Как вы думаете, почему появляются такие трещины? (ответы детей) Когда дереву плохо, оно болеет и кора покрывается трещинами. Попробуйте сформулировать вывод, зачем нужна кора дереву?
Вывод: Кора необходима дереву - это его защита.
4.2 Игра «Кто ест кору?»
Дидактические задачи:
1. Закрепить знания детей о том, какие животные питаются корой.
– Посмотрите на картинки. Кого вы видите? (животных) Кому то из этих животных кора совершенно необходима. Угадайте кому? (Зайцу, лосю и бобру) /игра на слайдах/
– Правильно, голодно было бы зимой этим животным. Давайте сделаем вывод, чем полезна кора животным.
Вывод: Кора нужна животным, это их еда.
– Дети я в чемодан экспериментатора положила вот такой пузырек. В нем березовый деготь. Это лекарство, его применяют как мазь. А делают деготь из березовой коры.
– Посмотрите, что вы видите?/изображение письма на бересте/
– Это письмо на бересте. Береста – это кора березы, тонкий ее слой. Посмотрите, у меня есть кусочки тонкой бересты. /дети трогают, рассматривают/ Еще давно, когда у людей не было бумаги, они писали на бересте. Писали специальными палочками. Затем эти листы собирали в огромные книги. Конечно, они были большими и тяжелыми, т. к. береста все-таки толще бумаги.
– У меня с собой есть кружка, да не простая. Посмотрите на нее. /рассматривают/ Ее цвет и рисунок вам ничего не напоминают? (ответы детей)
– Да, она из бересты. Из бересты и спилов березы делают очень много различных художественных поделок. В моем чемоданчике есть несколько таких красивых изделий. /рассматривают поделки/ Ребята, напоминаю вам, что спилы делают не с живого дерева, а с того которое погибло. А живое надо беречь.
Вывод: Береза и ее кора-очень полезна человеку.
Раз березка полезна, значит, человек ее должен оберегать. Давайте мы посадим березу.
4.3 Игра «Посадили мы березку»
Дидактические задачи:
1. Снять утомляемость, восстановить физические силы.
Мы березку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.
И березка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой, сесть.
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи:
1. Актуализировать знания о березе и ее коре.
– Молодцы! Мы с вами березу посадили. А теперь давайте еще раз полюбуемся на березу. Как, по-вашему, это красивое дерево? (ответы детей) Конечно, не зря о березке написано много песен, стихов, загадок. Послушайте одно стихотворение.
Написал его А. Прокофьев.
«Люблю березку русскую»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
– Как выдумаете, почему автор называет березку русской. (ответы детей)
Да, потому что береза растет в России, нашей родной стране. Она - полезное дерево. Именно береза является символом России.
5.1 Игра «Путешествие»
Дидактические задачи:
1. Придать познавательному содержанию сказочную необычность.
– Ребята нам пора домой возвращаться. Беритесь за веревочку, чтобы не потеряться.
Мы шагаем, идем, никогда не устаем.
По дорожке мы идем, звонко песенки поем.
Через горы мы шагаем, ноги выше поднимаем.
Все равно вперед идем, смело песенки поем.
– Ребята, а куда же мы вернулись? (ответы детей) Верно, в наш любимый детский сад. А как же он называется? (ответы детей) Правильно «Березка»! А как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей) Какие деревья растут вокруг нашего детского сада и на наших площадках? (ответы детей) Конечно, берёзы. Заботливые руки людей давным-давно, когда построили детский сад, посадили множество красавиц-берез. Так сад и назвали «Березка». А воспитатель наш придумал гимн для детского сада. Послушайте отрывок из него.
Березка-символ Родины: России,
Они повсюду на Руси растут.
В них столько нежной простоты и силы
Наш детский сад «Берёзкою» зовут.
Березка, березка, березка
Люблю твой зеленый наряд,
«Березка» любимый наш садик
Стал домом для наших ребят.
Живем мы здесь весело, дружно,
Играем, гуляем, поем.
Нам столько всего узнать нужно,
В саду как деревья растем.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
1. Восстановить и зафиксировать в памяти, полученные знания.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
– Куда же мы с вами ходили? Что нового узнали? Какой вывод из путешествия сделали вы? Я надеюсь, что вы теперь будете беречь березу и, конечно, все другие деревья.
– А на память о нашем путешествии давайте сделаем сувениры. Дети, вы заметили, что древесина березы красивая, светлая. Поэтому на ней художники даже картины рисуют. Посмотрите еще раз на такие картины.
/рассматривают картины/
Мы нарисуем такие же картины на срезах дерева.
/ практическая часть: рисуют на срезе березы, ствол черным маркером, листья ватной палочкой/
Комментарии к сценарию: В данной образовательной ситуации использованы экспонаты мини-музея «Чудо-дерево», расположенного на территории групповой комнаты. Занятие разработано в соответствии с требованиями образовательной программы «Мир открытий»