Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация в образовательной области «Развитие речи» с дошкольниками подготовительной группы «Самое страшное»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Развитие речи
Возрастная группа : подготовительная
Тема: «Самое страшное»
Основные цели: Учить детей составлять план рассказа
Дидактические материалы: картинки с изображением вариантов различного поведения, электронное письмо
Оборудование: Мультимедийный проектор
Публикация «Образовательная ситуация в образовательной области „Развитие речи“ с дошкольниками подготовительной группы „Самое страшное“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация по речевому развитию проводилась в «МБДОУ д/с «Солнышко» СП д/с №163 в группе «Лесная полянка». В ходе образовательной ситуации дети смогли составить рассказ с другим концом, где герой ведёт себя положительно.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, что вы любите делать больше всего?
- Кто из вас любит слушать истории, сказки, рассказы или наоборот рассказывать их?
Воспитатель читает письмо, которое пришло на электронную почту группы.
- Дорогие ребята, я написал для вас рассказ, обязательно прочтите его, но главный герой мне не совсем нравится. Помогите мне, пожалуйста, написать ещё один рассказ с положительным концом.
Воспитатель читает рассказ «Самое страшное» Евгения Пермяка.
2. Актуализация
2.1. Игра «Назови по-другому»
Дидактические задачи:
1. Актуализировать представление детей о словах антонимах, развить логическое мышление.
Воспитатель предлагает детям дать характеристику главному герою с помощью прилагательных.
- Что можно сказать о поступках Вовы и его качествах?
- Что хотел сказать автор, написав этот рассказ?
Используя игру «Назови по-другому», дети подбирают антонимы к словам, характеризующим Вову.
- Поможем Вове стать доброжелательнее к окружающим? (Да)
- Подберите слова противоположные по смыслу к словам, характеризующим Вову.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для составления другого рассказа.
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя с фиксацией затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель предлагает детям придумать другой рассказ.
- Вы смогли придумать рассказ? (нет)
- Почему? (не знаем, как составляют рассказы)
- Что нам нужно для того, чтобы придумать рассказ? (Нужно составить план)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1. Учить детей составлять рассказ по плану.
2. Закрепить способ действия если чего-то не знаю придумаю сам, а затем проверю по плану.
- Как можно составить план? (Можно посмотреть в книгах, придумать самим или спросить у взрослых).
- На примере рассказа «Самое страшное» мы с вами составим план. План состоит из трех частей: вступление, середина, конец. В начале рассказа описывается герой и его поступки. В середине рассказывается о том, что от него все отвернулись. В конце рассказа подводится итог, что в результате поступков мальчика случилось самое страшное - он остался один.
- Составить рассказ с другим концом о Вове нам поможет игра «Хорошие и плохие поступки). Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением вариантов различного поведения. Они должны разобрать в две группы, предложенные им варианты.
Физминутка про друзей
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья
За работу нам пора! (дети выполняют действия по тексту).
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1. Уточнить представление детей о плане рассказа.
2. Сформировать опыт составления рассказа, опираясь на план.
Ребята, давайте ещё раз перечислим добрые поступки и постараемся составить рассказ уже с другим концом, в котором вы поможете Вове стать добрым, заботливым по отношению к окружающим, чтобы ни случилось ни с кем самого страшного. Выслушивают варианты рассказов детей. Воспитатель записывает на диктофон рассказы детей, и посылают вместе электронное письмо писателю.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
1. Сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кому мы сегодня помогли?
- Почему нам удалось это сделать? (научились составлять рассказ по плану)
- Что вам больше всего понравилось сегодня?
- Что для вас было труднее всего?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : В. В Гербов