Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по нетрадиционному рисованию ватными палочками в младшей группе «Радость медвежонка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественное творчество (рисование)
Возрастная группа : младшая
Тема: «Радость медвежонка»
Основные задачи:
• Познакомить детей с новым приемом рисования ватной палочкой;
• обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контуру;
• закрепить называния цветов (красный, желтый, зеленый, синий);
• содействовать развитию:
- мелкой моторики пальцев рук;
- чувства ритма;
Публикация «Конспект образовательной ситуации по нетрадиционному рисованию ватными палочками в младшей группе „Радость медвежонка“» размещена в разделах
- Ватные палочки. ИЗО, поделки, рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь, медвежонок. Рисование
- Медведь. Конспекты занятий
- Нетрадиционные техники рисования
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- зрительного восприятия, внимания, памяти, воображения;
- самоконтроля;
- умения различать контрастные эмоциональные состояния (грусть, радость);
- интереса к окружающему миру;
- чувства сопереживания к игровому персонажу, желания оказать помощь ему.
• формирование у детей веры в собственные силы.
Дидактические материалы: изображения воздушного шара округлой и овальной формы Оборудование: Игрушка - медвежонок, мольберт, рисунки медведя с разной мимикой : грустный, веселый; аудиозапись «Воздушные шарики»; ватные палочки; гуашь красного, желтого, зеленого и синего цветов, свободная ёмкость для использованного материала; надутые гелиевые шарики на каждого ребенка, влажные салфетки.
Краткая аннотация к работе: Техника нетрадиционного рисования – прием рисования ватной палочкой стимулирует положительную мотивацию детей, снимает страх перед самим этим процессом и вызывает радостное настроение. Дети приобретают соответствующий опыт, преодолев свой страх перед неудачей, заставляя их поверить в то, что они могут творить на бумаге настоящие чудеса. Занятие составлено в технологии «Ситуация» и рекомендовано для педагогов дошкольных организаций.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
• Создание условий для возникновения у детей мотивации, включения в игровую деятельность.
• Формирование и фиксация детской цели: помочь найти шарик.
Воспитатель собирает около себя детей и сообщает, что в гости к ним пришел медвежонок.
Воспитатель. Как же он жалобно ревет? Что-то случилось с ним.
Почему же он плачет? Какое же у него настроение, ребята?
Дети. Он грустный.
Воспитатель. Почему же медвежонок грустный? (предположения детей). Посмотрите, у него в лапе какая-то ниточка? Давайте подумаем, от чего же она? А может, его спросим, что с ним случилось.
Дети. Медвежонок, почему ты грустный? Что случилось, медвежонок?
Медвежонок. Ребята, я надул шарик и уже привязывал ниточку, как он вырвался, засвистел и, спрятался от меня, а я хотел полетать на нем.
Воспитатель. Поможем медвежонку найти шарик? (Дети расходятся по группе и ищут шар). Он где-то здесь.
Дети. - А вот и шарик! (Находят сдутый шар).
Медвежонок : Да, когда его только надул, шарик был большой, он сдулся и теперь другой.
2. Актуализация знаний и умений
Дидактические задачи:
• Актуализация умения правильно выделять и называть свойства воздушного шарика (форму, размер, цвет, качества, извлекаемые звуки).
• Формирование умения делать простейшие выводы, высказываться из личного опыта.
Воспитатель. Какой он сейчас?
Дети. Маленький. Стал он тонкий и худой.
Воспитатель: Медвежонок, так у тебя еще лежат разноцветные шары.
Медвежонок. Возьмите в руки, расскажите мне, какой шарик?
Дети. Он гладкий, мягкий. (Называют цвета)
Медвежонок : Попробуйте его разорвать. Получилось?
Дети. Нет, он прочный.
Воспитатель. Потяните шар, вот так, что мы видим?
Дети. Он тянется.
Воспитатель. Шарик растягивается, становится длиннее.
Медвежонок. Давайте попробуйте надуть.
Воспитатель. Хорошо, постараемся. Вдох через нос и выдох через рот в шарик. Давайте, ребята, попробуем! Набираем воздух в рот и вдыхаем. Что с ним произошло? Каким он стал?
Дети. Большим, круглым.
Воспитатель. Закроем глазки, чтобы послушать, как он свистит. (Выпускаю воздух из шара, слышен свист). Как свистит шарик, когда выходит воздух?
Дети. С-с-с.
Воспитатель. Что внутри шара?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Да, в шарике воздух. А когда он сдувается, то становится маленьким.
Медвежонок. Интересный свист у шарика, но я так и не полетаю.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
• Формирование опыта под руководством воспитателя посредством фиксации затруднения и понимания его причины.
• Развитие речи и логического мышления.
• Формирование у детей веры в собственные силы.
Воспитатель. Медвежонок, не грусти! Как же нам, ребята, его порадовать? (Выслушиваю предположения детей).
Давайте ему подарим много, много шариков! Надуть у нас не получилось. Медвежонок, ты нас подожди, мы скоро вернемся.
Давайте посмотрим, что у нас есть.
Дети с воспитателем подходят к столу. На нём краски, влажные салфетки.
- Что вы здесь видите? (Здесь есть краски, бумага.)
- С помощью красок вы сможете сделать шарики?
- Как можно их сделать? (Шарики можно нарисовать.)
- Всё ли здесь есть, чтобы нарисовать воздушные шарики? (Нет, здесь нет кисточек.)
Воспитатель. Тогда чем мы будем рисовать? Шарики рисовать нечем. Воздушные шары можно нарисовать ватными палочками.
Воспитатель: Хотите попробовать? А сможете, ребята? Для медвежонка мы приготовим подарок, раскрасим шарики яркими и красивыми! Пройдите за столы, положите шарик перед собой ниточкой вниз. Вначале обведем пальчиком контур шара, вот так, как я. Молодцы! Сейчас вы нащупали край листочка, это контур шара. Чуть позже будем наносить точки под веселую музыку, а пока внимательно посмотрите, как можно украсить шарик.
В процессе работы воспитатель наблюдает за работой детей. Скорее всего, большинство детей в процессе рисования будет заходить за контур, оставляя редкие отпечатки ватной палочкой.
Возникает затруднение.
Смогли вы нарисовать воздушные шарики ватными палочками, не заходя за контур?
Почему не смогли? Рисование ватными палочками требуют быстроты и точности движений и способствует развитию мелкой моторики пальцев, зрительной координации.
Значит, чему нам нужно научиться? – ритмично наносить точки, не заходя за контур рисунка.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
• Формирование опыта самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
• Формирование чувства ритма при нанесении краски.
Сегодня я расскажу, как можно рисовать ватными палочками. Аккуратно набираю краску на палочку и ставлю точки внутри контура. При рисовании ватной палочкой, ее надо держать вертикально. Точки можно ставить в ряд. Рисовать начинаем сверху вниз. Покажите вверх шарика. Молодцы, именно здесь начнете рисовать. Закончив рисовать, я кладу палочку в специальный контейнер.
В краску мы сейчас макнем
Точки рисовать начнем.
Можно рисовать их в ряд
Или тыкать наугад.
Какого цвета краски на столе? (Спрашиваю 2-3 детей). Вы можете выбрать любой цвет.
Какой цвет выбрал Филипп? Ника, какого цвета будет твой шарик? Алена, как хочешь наносить точки: в ряд или наугад? Женя не будет заходить за контур?
Дети под веселую музыку раскрашивают шары.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
• Использование нового способа действия совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма выполнения задания.
• Развитие глазомера, мелкой моторики пальцев рук, связной речи.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм выполнения задания:
Что делаем сначала? (набираем на ватную палочку краску, аккуратно макая в краску)
Где ставим точки? (Начинаем рисовать сверху вниз, в ряд)
Как ставим точки? (ритмично, под музыку, не выходя за контур воздушного шарика)
Дети самостоятельно заполняют точками пространство воздушного шарика. Воспитатель проверяет, удалось ли детям не выходить за контур шара?
Воспитатель. Посмотри, Миша, какие красивые шарики у нас получились. (Медвежонок хвалит работы детей.)
Медвежонок. Ребята, а вы хотели бы поиграть с шариками? Я знаю волшебные слова.
Шарик, Шарик, покрутись
В настоящий превратись!
Тогда закройте глаза и повторяйте вместе со мной волшебные слова. (Дети, кружась, проговаривают слова).
Сюрпризный момент.
(В это время в группу вносят гелиевые шары и на картинку грустного медвежонка на мольберте прикрепляется картинка веселого медвежонка).
Воспитатель. Посмотрите, какое стало настроение у медвежонка? (веселое) Да, медвежонок обрадовался и расхохотался от счастья.
Воспитатель. Какие красивые шары! Ой, что такое? Я шарик тяну вниз, а он поднимается вверх! Почему же так происходит? Он легкий, воздушный. Он любит летать.
Воспитатель. Как вы думаете, на нем может улететь медвежонок? Давайте проверим. (Воспитатель подвязывает шарик к лапе медвежонка один гелиевый шар).
Воспитатель. Почему же он не понимается?
Дети. Медвежонок тяжелый.
Воспитатель. Давайте подвяжем еще два и посмотрим, что будет, хорошо. Кто даст свои шарики? (Продолжает эксперимент и подвязывает шары, пока он не поднимется в воздух)
Медвежонок поднимается вверх. Спасибо ребята, вы мне помогли. Сбылась моя мечта!
Воспитатель. А почему сейчас он поднялся вверх?
Дети. Шариков много.
Воспитатель. Да, когда шариков много, то можно полетать. Вместе всегда сильнее. Вы ребята, добрые и дружные, помогли медвежонку.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
• Создание ситуации успеха,
• Фиксирование детьми достижения «детской» цели и проговаривание условий, которые позволили достичь этой цели.
Воспитатель собирает около себя детей.
Кому мы сегодня помогали? (Медвежонку).
-Чем помогли? (Нарисовали воздушные шарики).
-Ребята, почему у вас это получилось? - Потому что мы научились рисовать ватными палочками) - А еще, потому что вы очень старались, были аккуратными, внимательными и работали дружно. Благодаря вашей помощи медвежонок теперь улыбается. Ему стало весело. Он теперь не будет грустить.
Комментарии к сценарию.
Использованная литература:
• «Интегрированное планирование образовательной деятельности в детском саду. Вторая младшая группа (2 квартал)» О. В. Бережнова. Методическое пособие. М. Институт системно-деятельностной педагогики, 2013.
• Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М. : Цветной мир, 2011.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. М. : Цветной мир, 2012.
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Цветной мир,2015.