Папки-передвижки

Образовательная программа кружка «Тяштеня» «Мордовский фольклор»

Матрена Садыкова
Образовательная программа кружка «Тяштеня» «Мордовский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы

Нормативно-правовой аспект программы.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Публикация «Образовательная программа кружка „Тяштеня“ „Мордовский фольклор“» размещена в разделах

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. № 233, и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26. п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества должно быть ориентировано на:

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

• формирование человека и гражданина интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Пояснительная записка

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Дополнительная образовательная программа «Мордовский фольклор» имеет художественную направленность и рассчитана на учащихся 6- 7 летнего возраста. Срок обучения - 1год (при нагрузке 1 час в неделю). Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.

Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю в учебном кабинете садика, или в учреждении дополнительного образования соответствующим санитарно – гигиеническим нормам. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и т. д.).

Актуальность. Образовательная программа мордовского фольклора ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.

Одним из основных базисов изучения мордовского фольклора в городской среде является дополнительное образование детей.

В связи с выше изложенным мордовский фольклор видится руководителю как центр духовного общения детей и их родителей на основе совместного изучения народного творчества. Образовательная программа мордовского фольклора ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Направленность - музыкально-эстетическая.

Новизна программы - связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т. д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 1 года изучить и воспроизводить некоторые обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.

Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям младшего школьного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении.

Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: ознакомить учащихся с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству.

Задачи:

образовательные :

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.

Учебно-тематический план работы творческого объединения «Мордовский фольклор»

1 год обучения -33(34)часа

п/п Наименование разделов и тем Всего

часов Теория Практика

1 Вводное занятие.

Цели и задачи.

Организационные вопросы. Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении. 1 1 —

2 Понятие фольклор 1 1 -

3 Устное народное творчество мордовского народа 5 1 4

4 Разучивание прибауток, считалок пестушек, дразнилок 5 1 4

5 Пословицы, поговорки, потешки, заговоры 5 1 4

6 Викторина «Фольклор» 1 1

7

Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами 9 1 7

8 Подготовка и проведение праздника

«Шумбрат, Мордовия 4 1 3

9 Национальный мордовский костюм

1 1 -

10 Экскурсия в музей школы 1 - 1

11 Итоговое занятие 1 1

Всего: 33(34) 8 26

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1.

Вводное занятие.

Цели и задачи кружка. Организационные вопросы

Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.

Раздел 2.

Понятие фольклор.

Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю быт.

Раздел 3.

Устное народное творчество мордовского народа.

Это средство активизации речевой деятельности. Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения).

Устный фольклор : «ЕФксонь – моронь эшиня»

Музыкальный фольклор : «Вай сезьгата, сезьгата»

Раздел 4

Разучивание прибауток, считалок, пестушек, дразнилок

Устный фольклор : считалки, прибаутки, пестушки.

Музыкальный фольклор : «Гиндя, гиндя, гиндя, гок. Деголь, деголь. декшке».

«Ай, люкуня, люкуня» («Ай люкушки, люшеньки»)

«Ай, катоня, катоня» («Ай кисонька, кисонька»)

«Ай, шякшата, шякшата» («Ай, дятел, дятел»).

«Салдат-балдат» («Солдат-балдат»).

«Диги, диги, Ерма» («Диги, диги, Ерема»).

Раздел 5.

Разучивание пословиц, поговорок, потешек, заговоров.

Устный фольклор : Валмуворкст - пословицы, («Кодама кяльце - стама и мяльце», «Мезе азат - сянь кулят»).

Музыкальный фольклор : потешки - «А тяпуня, тяпуня» («А тяпушки, тяпушки»).

«Ой, ацинят, ацинят» («Ой, ладушки,ладушки») «Пизек, пизек, пиземня» («Дождик, лей, пуще лей», «Панчк, панчк панжемкай» («Откройся, откройся замочек мой»).

Раздел 6.

Викторина-фольклор

Раздел 7.

Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками

обрядами. Теоретические сведения об осенних, зимних, весенних

праздниках, народные обычаи и обряды.

Устный фольклор : осенние, зимние, весенние заклички, считалки,

пословицы, скроговорки. Сексень ши–праздник урожая. «Покрав»

(«Покров», «Святки», «Од киза» (Новый год») «Роштувонь куд»

«Масленица», «Пасха»

Театрализация: «Святочные вечера»

Музыкально- фольклорные игры : «Капста пряса» («В капусту», «Атякшке»

(«Петухи», «Платочки» («Пацинять», «Ручеек».

Музыкальный фольклор : шуточные гадания, колядки, заклички

«Ай каляда, каляда», «Шиня листь, листь, листь» («Солнышко, всходи,

взойди, взойди»)

Раздел 8.

Подготовка и проведение праздника «Шумбрат, Мордовия

Разучивание стихов на мордовском языке, песен, игр, хороводов.

«Луганяса келунясь», «Роман Аксясь»

Раздел 9.

Национальный мордовский костюм. Знакомство с национальным костюмом.

Раздел 10.

Экскурсии. Посещение школьного музея.

Раздел11.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы творческого объединения за год. Отчетный урок-концерт.

Отличительная особенность

Программа «Мордовский фольклор» направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе устно-народного творчества традиций мордовского народа.

Реализация программы рассчитана на 1 год.

Количество детей в группах дошкольного возраста - примерно 12 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой и деятельности дошкольников и создания творческой атмосферы на занятиях. Для детей первого года обучения – занятия проходят один час в неделю.

Формы и методы обучения.

В процессе обучения используются следующие формы работы:

• практические тематические занятия;

• беседы;

• мастер-класс;

фольклорные праздники;

• отчетные концерты;

• экскурсии;

• совместный досуг детей и родителей.

Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря. Формы проведения праздника разнообразны : посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.

Этапы реализации программы

Первый этап – первый год обучения для детей дошкольного возраста от 6до 7 лет – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются : игры (музыкальные и словесные, считалки дразнилки, загадки, пословицы потешки. Участники фольклора впервые знакомятся с народным календарем, народными праздниками и обрядами.

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо :

1. Кадровое обеспечение:

• педагог дополнительного образования, владеющий мордовским языком,

имеющий музыкальный слух, знающий традиции и обряды мордовского

народа.

2. Материально- техническое обеспечение:

• специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;

музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;

технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,

• наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;

• зал для проведения праздников;

• национальные костюмы.

3. Методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

• Разработанные сценарии игр и праздников.

Предполагаемые результаты реализации программы «Мордовский фольклор»

-учащиеся должны знать:

- детские жанры народно – песенного творчества (считалки, песни - игры, игры – загадки);

- виды хороводов (круг, ручеёк);

- обыгрывают образы героев в песнях и играх.

- основные праздники народного календаря;

- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины;

учащиеся должны уметь:

- исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;

- выразительно декламировать;

-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая)

-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

-использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

Список рекомендуемой литературы для учащихся.

1. Бояркин Н. И. Мордовское народное искусство. Саранск, 1983.

2. Детские пьесы композиторов Мордовии. Составитель

Л. Кубытева., М., 1987.

3. Кирюков Л. П. Мокша-мордовские песни. М., 1935

4. Карпушина Л. П. Хрестоматия, Саранск. 2007.

5. Голенков Н. И. Корхтатама мокшекс. Саранск, 2009.

6. Лаврентьева С. Г. Мордовские народные песни для детей. Саранск, 2002.

Список использованной литературы

1. КошелеваН. Вирень ефкс. Саранск,1999.

2. Люлякина С. М. Тонеть, Мордовия моран. Саранск. 1990.

3. Одинокова Т. И. Мордовская музыка в начальной школе. Саранск, 1994.

5. Одинокова Т. И. Мордовский детский фольклор в начальной школе,

Саранск,1994.

6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Составители:

Э. Н. Путушкин, Н. В. Каледкина, А. П. Таракина. Саранск, 1978.

7. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.,

Дополнительное образование детей : Учебное пособие для

студентов высших учебных заведений. Под ред. О. Е. Лебедева. —

8. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о

временах года и о погоде. М. : Современник, 1991.

9. Науменко Г. М. Фольклорная азбука : Учебное пособие.

13. Покровский Е. А. Детские игры. СПб., 1994.

Публикации по теме:

Положение о школе «Молодая семья» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа кружка «Тяштеня» «Мордовский фольклор»
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 19:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа кружка «Тяштеня» «Мордовский фольклор»» (включая файлы) размещена пользователем Матрена Садыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД