Чулпан Базина
Образовательная программа дополнительного образования детей по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей по опытно-экспериментальной деятельности „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы кружка :
Способствовать формированию и развитию
познавательных интересов детей посредством
опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приё мы:
• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
• повтор инструкций;
• выполнение действий по указанию детей;
• «намеренная ошибка»;
• проговаривание хода предстоящих действий;
• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
• Проявление интереса к исследовательской деятельности;
• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
Месяц Неделя Тема Цель Оборудование и материалы
Октябрь 1 неделя Опыт №1
«Росток» Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко
быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.
Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.
2 неделя Опыт № 2
«Песок»
Рассмотреть форму песчинок.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок.
Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в
руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы. Чистый песок, лоток, лупа.
3 неделя Опыт № 3
«Песчаный конус»
Установить свойства песка.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают, сплыв; движение песка похоже на течение.
Итог. Песок может двигаться. Сухой песок.
4 неделя Опыт № 4
«Рассеянный песок»
Установить свойство рассеянного песка.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш.
Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину
следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш
погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Ноябрь 1 неделя
Опыт №1 «Мокрый песок» Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. Мокрый песок, формочки для песка.
2 неделя Опыт № 2
«Свойства воды»
Познакомить детей со свойствами воды
(принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает
форму того сосуда, в который она налита. Несколько прозрачных сосудов
разной формы, вода.
3неделя Опыт № 3
«Вкус воды»
Выяснить имеет ли вкус вода.
Процесс. Спросить перед опытом, какого
вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
4 неделя Опыт № 4
«Запах воды»
. Выяснить имеет ли запах вода.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет
вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. Стакан воды с сахаром, стакан
воды с солью, пахучий раствор.
Декабрь 1 неделя Опыт № 1
«Цвет воды»
Выяснить имеет ли цвет вода.
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
2 неделя Опыт № 2
«Испарение»
Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а
при остывание из газообразного
обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
3 неделя Опыт № 3 «Свойства воздуха»
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Процесс. Возьмите ароматизированные
салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно
почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во
всех направлениях и не имеет собственного запаха. Ароматизированные салфетки,
корки апельсин и т. д.
4 неделя Опыт № 4 «Воздух сжимается»
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей
водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте
бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей
водой.
Январь 1 неделя Опыт № 1 «Воздух расширяется» Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда
Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого.
Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх самодельный термометр
2 неделя Опыт № 2 «Вода при замерзании расширяется» Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась
в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода
при замерзании расширяется. Бутылка с водой
3 неделя Опыт № 3 «Жизненный цикл мушек» Понаблюдать за жизненным циклом
мушек.
Процесс. Очистить банан и положить его
в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой.
Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.
Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а, в конце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит
взрослая мушка, и цикл повторяется снова. Банан, литровая банка,
нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
4 неделя Опыт № 4 «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» Установить, почему звезды движутся по кругу.
Процесс. Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу
клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.
Итоги. На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца. Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения
круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы
фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что
движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей. Ножницы, линейка, белый мелок,
карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
Февраль 1 неделя Опыт № 1 «Зависимость таяния снега от температуры»
Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха.
Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Ход: 1) В морозный день предложить
детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный.
Снежки слепили. Почему снег стал липким?
2) Поставить блюдца со снегом
в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?
Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха.
Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.
2 неделя Опыт № 2 «Как работает термометр»
Посмотреть, как работает термометр.
Процесс. Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду
той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал
опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется
и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость
уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха.
Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается,
показывая тем самым температуру воздуха. Уличный термометр или термометр
для ванной, кубик льда, чашка.
3 неделя Опыт № 3 «Может ли растение дышать?» Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о
процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.
Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через
трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках
очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями
Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с
нижней стороны, погибли. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
4 неделя Опыт № 4 «Есть ли у растений органы дыхания?» Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются
предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;
б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие
бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал
до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из
погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Март 1 неделя Опыт №1 «На свету и в темноте» Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось
питание). Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
2 неделя Опыт № 2 «Кому лучше?» Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели
зависимости растений от почвы.
Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
3 неделя Опыт № 3 «Где лучше расти?» Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений,
выделить почвы, разные по составу.
Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно- глинистой
смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).
Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
4 неделя Опыт № 4 «Лабиринт»
Установить, как растение ищет свет.
Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику
света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).
Итоги. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный
клубень, в противоположном – отверстие.
Апрель 1 неделя Опыт № 1 «Как образуется тень» Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.
2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.
Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь
предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце. Теневой театр
2 неделя Опыт № 2 «Как влияет солнце на растение»
Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.
3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает
хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания. Лук, емкость с водой,
3 неделя Опыт № 3 «Как увидеть движение воды через корешки?»
Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они
укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей
обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют,
что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет).
Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с
растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные
вещества).
Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
4 неделя Опыт № 4 «Для чего корешки?» Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь
строения и функций растения.
Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны
растению (корни закрепляют растения в земле, забирают ли они воду. Проводят опыт : помещают растение в
прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка.
Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.
Итоги. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для
черенка.
Май 1 неделя Опыт № 1 «Знакомый незнакомец апельсин» Формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящие в природе.
Емкости для воды, лупа, фрукты (Яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан, картинки с изоброжением (овощи, молочные продукты, мясо, рыба, колбаса, бумага, фломастеры.
2 неделя Опыт № 2
«Почему апельсин не тонет» Емкости для воды, апельсин.