Галина Анашкина
Образовательная практика «Волшебный коллаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная практика «Волшебный коллаж»
Коллаж-техника и вид изобразительного искусства, сущность которых заключается в создании живописных произведений путем приклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре. Коллаж является одним из самых свободных и оригинальных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Образовательная практика „Волшебный коллаж“» размещена в разделах
- Коллаж
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Актуальность: Коллаж – одна из самых креативных техник детского творчества. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд несовместимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие «играть» по-новому. Данный вид художественной деятельности помогает педагогу успешно решать сложнейшую задачу, поставленную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования : создание условий для позитивной социализации и индивидуальности каждого ребенка посредством интеграции всех линий развития. Данная деятельность предполагает появление конкретного художественного продукта, а также создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей арт-объекты для художественного восприятия, материалы для творчества и место для презентации результатов дизайн-деятельности.
Цель образовательной практики : воспитание у детей эстетической культуры, формирование эстетического отношения к окружающему миру (природному, предметному, социальному, расширение опыта творческой деятельности по обустройству предметно-пространственной среды.
Задачи образовательной практики : Образовательные :
Дать детям представление о коллаже как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.
Формирование знаний и умений работы при создании композиций с помощью техники коллажирования
Помочь раскрыть специфику коллажа и его результата
научить самостоятельно оценивать результаты работы.
Воспитательные:
воспитывать качества человека-творца- креативность, ответственность, коммуникативность, инициативность и др.
совершенствовать эстетические взгляды;
создать условия для полноценного личностного роста каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе и товарищеской взаимопомощи, усидчивости, аккуратности, экономного отношения к используемым материалам, рациональной организации рабочего места, соблюдению техники безопасности работы с инструментами и приспособлениями;
Развивающие:
улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, развивать образное мышление учащихся, пространственное видение;
научить учащихся качественно и аккуратно оформлять изделия;
развивать представление о форме, объеме, о конструкции изделия;
развитие творческих способностей, внимания, самостоятельности, внимания, самостоятельности в выборе и решении темы, фантазии и формирование художественного вкуса.
Этапы работы:
Подготовить природный материал
Найти тему.
Выбрать стиль.
Сделать эскиз.
Подготовить основу и фон.
Распределить работу.
Создать композицию.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 38 занятий
Перспективное планирование образовательной деятельности «Волшебный коллаж». 1 год обучения.
№ п/п Тема. Задачи (Количество занятий и литература)
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Дать детям представление о технике коллаж. Рассказать о правилах безопасности при работе с инструментом и материалами в процессе работы. (1 занятие, М1 Стр. 5)
2 Мастер-класс «Первый коллаж» Познакомить с основными принципами и правилами создания коллажа. Вызвать интерес к данной технике. Привлечь детей к изготовлению коллажа «Вишенка» (1 з. ;М2 Стр. 24)
3 Коллаж «Листья на окошке» Вызвать у детей желание создать коллаж- коллективную композицию из цветной и фактурной бумаги для интерьера группы (2 з. ; М1 Стр. 82)
4 Коллаж из листьев «Бабочка и стрекоза» Познакомить с новым художественным материалом – осенними листьями. Учить создавать образы. (2з. ; М2 Стр. 32)
5 Коллаж из листьев «Кошки-мышки» Учить создавать образы Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Формировать композиционные умения. (2 з. ; М2 Стр. 36)
6 Коллаж-мозаика «Тучи по небу бежали» с элементами графики Познакомить детей с техникой коллаж-мозаика. Учить разрезать узкие полоски бумаги и наклеивать в пределах нарисованного контура- дождевой тучи. (2 з. ; М1 Стр. 84)
7. Коллаж «Банки с компотами и вареньями» из цветной и фактурной бумаги Показать вариант создания композиции модульным способом: раскладывать силуэты ягод и фруктов (из цветной и фактурной бумаги) на силуэтах банок и аккуратно приклеивать. (2 з. ; М1 Стр. 86)
8. Коллаж из листьев «Белка и ёжик» Учить узнавать форму листьев (овал, круг, треугольник). Учить создавать образы из листьев. (2 з. ; М2 Стр. 35)
9. Коллаж «Витрина магазина» на основе незавершенной композиции П оказать возможность вырезывания изображений из журналов, буклетов и включения их в коллаж. Формировать умение планировать работу. (2 з. ; М1 Стр. 88)
10 Коллаж из листьев «Золотой петушок» Учить создавать выразительный образ петушка из листьев. Развивать воображение. Обогащать опыт сотрудничества. (2 з. ; М2 Стр. 38)
11 Коллаж-контраст «Избушка ледяная и лубяная» Учить детей создавать коллаж-контраст : на одной аппликативной основе разные по характеру и цвету образы сказочных избушек. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. (2 з. ; М1 Стр. 106)
12 Коллаж «Весенний луг»на основе незавершенной композиции Обогатить аппликативную технику- вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов. Развивать пространственное мышление и воображение. (2 з. ; М1 Стр. 118)
13 Коллаж из листьев «Морской аквариум» Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из листьев и цветной бумаги. Развивать композиционные умения. (2 з. ; М2 Стр. 40)
14 Коллаж-фантазия «Цветные ладошки» Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Развивать воображение. (2 з. ; М1 Стр. 130)
15 Коллаж «Тихо ночь ложится на вершины гор» из мятой бумаги и фантиков Учить детей создавать пейзажную композицию в технике бумажной пластики. Расширить возможности применения обрывной аппликации из рваной и смятой бумаги для передачи выразительности образа. (2 з. ; М1 Стр. 124)
16 Коллаж «Заюшкин огород» на основе незавершенной композиции Учить детей создавать аппликативные изображения овощей. Развивать чувство формы и композиции. (2 З. ; М1 Стр. 120)
17 Коллаж из листьев по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба» Расширить опыт создания композиций в технике коллаж из природного материала. Учить узнавать форму листьев (овал, круг, треугольник) и устанавливать ассоциативные связи «на что это похоже». Показать возможность создания сюжетной композиции по мотивам русских народных сказок (4 З. ; М2 Стр. 50)
18 Коллаж по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» Обогащать художественную технику «коллажирование» из природного материала. Учить создавать образы сказочных героев в разных ракурсах. Развивать ассоциативное восприятие и творческое мышление. (4 з. ; М2 Стр. 54)
Всего : 38 занятий
Предполагаемый результат 1 года обучения:
-Дети овладели навыками техники коллажирования.
-Дети изготавливают изделия, принимают участие в выставках различного уровня.
- Научились планировать содержание и последовательность работы.
Литература:
1. Лыкова И. А., Максимова Е. В. «Коллаж из бумаги. Детский дизайн» (в планировании сокращение М1 –методическое пособие №1)
2. Лыкова И. А. «Коллаж из листьев» (сокращение М2)