Татьяна Лукша
Образовательная практика по элементарному экспериментированию «Хочу все знать!» для детей раннего возраста
Ранний возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит знакомство ребёнка с предметным миром. Этот маленький человек очень любопытен, любит наблюдать, экспериментировать, искать новые сведения о мире. Не родилось ещё такого учёного, который бы сделал столько открытий, сколько ребёнок раннего возраста в течение одного дня. Для него всё открытие. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный, но не всегда достигает должного результата из-за неправильной организации познавательной деятельности, низкого уровня самостоятельности детей, неумения овладеть разнообразными способами действий.
Публикация «Образовательная практика по элементарному экспериментированию „Хочу все знать!“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Содержание практики :
Хотелось бы напомнить китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Нам хочется поделиться своей практикой работы с детьми раннего возраста и рассказать о двух, взаимодополняющих видах деятельности - сенсорные игры и элементарное экспериментирование. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Чтобы ребёнок получил как можно больше возможности развиваться в этот период, мы стали работать над сокращением периода адаптации. Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что ребёнок быстро адаптируется к новым обстоятельствам и ему захочется вернуться сюда вновь. Поэтому перед нами встала задача создания предметно-развивающей среды, которая была не только привлекательной для ребёнка, яркой, красивой с эстетической точки зрения, но в то же время имела развивающий характер для ребёнка. Причём нам бы хотелось, чтобы одно пособие решало сразу несколько развивающих задач. Организуя пространство малыша специальным образом, мы даём возможность получать именно то, что в большей степени будет стимулировать развитие его органов чувств, движений.
Разностороннему развитию ребёнка в группе «Капелька» способствует не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями, в основном это игры, пособия для развития сенсорики, которая играет ключевую роль в развитии раннего возраста :
- дерево «Времена года» - выпиленные из тонкой фанеры детали (зелёные листья, весенние цветы, снежинки, осенние яблоки) надеваются на втулки на определённый сектор. Первоначально дети просто снимают и надевают детали, впоследствии совершаются правильные действия, а именно правильно распределяют детали по временам года (Рис. 1.);
- «Весёлая лиса» - задача этого дидактического пособия заключается в привинчивании и отвинчивании пластиковых крышек, подбирая их по цвету. Дети, выполняя определённые действия, ещё и постоянно контактируют с шероховатыми поверхностями крышек, что, безусловно, стимулирует мелкую моторику рук так необходимую для развития интеллекта в раннем возрасте (Рис. 2.);
- «Озорные ладошки» расположены на стене, поверхность ладошек очень разная на ощупь (ракушки, морская галька, наждачка, дерево, ковровое покрытие и т. д.). Для того, чтобы ребёнок «прошагал» по этим ладошкам, ему нужно вначале присесть, а потом постепенно «вырасти» (Рис. 3.);
- «Цветные мешочки» - мешочки с разным наполнителем развешены по цветам радуги. Конечно, в этом возрасте совсем необязательно учить с детьми все цвета радуги, тем более их последовательность, но когда ребёнок трогает мешочек, мы вначале говорим детям: «Красный мешочек», а через некоторое время уже можем задать вопрос: «Какого цвета?» (Рис. 4.)
- Бизиборд «Волшебный замок» - наша гордость и любимец малышей. Многочисленные замочки, крючочки, звоночки, кнопочки – всё двигается, мигает, звучит. (Рис. 5, Рис. 6)
- Дидактические игры с прищепками, молниями, пуговицами и т. д., которые обеспечивают продолжительный и увлекательный процесс познания и манипуляций с предметами. В ходе соотносящих действий совершенствуется мелкая и крупная моторика, восприятие, внимание и мышление ребёнка. (Рис. 7.)
Только через развитие моторики, получения сенсорного опыта ребёнок удовлетворяет свою любознательность, расширяет представления о мире.
Следующий - очень важный этап в умственном развитии ребёнка – экспериментирование. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. А через экспериментирование с предметами ребёнок ставит определённые цели и добивается конкретных результатов. Эти виды детской деятельности органично дополняют друг друга.
Посредством экспериментирования мы удовлетворяем и развиваем детскую любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие – результат»; воспитываем познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
Основным методом по экспериментированию у детей раннего возраста мы выбрали проведение элементарных опытов : они неизвестны детям, при проведении экспериментов у детей формируются элементарные понятия и умозаключения, в работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Поэтому, на создание предметно-развивающей среды не ушло много времени и материальных затрат. (Рис. 8., Рис. 9.)
Темы, над которыми мы работали с детьми: «Вода», «Песок», «Воздух», «Камни», Бумага»
- «Вода»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, она льётся, брызгается; руки, лицо, игрушки будут чище, если их помыть водой; вода не имеет вкуса, она жидкая; вода не имеет цвета, но её можно покрасить, размешивая в воде любимое варенье, при этом вода изменит цвет и будет очень вкусной (игры-опыты «Напоим кукол», «Кукла замаралась», «Чистые руки», «Помощники», «У куклы Кати день рождения») (Рис. 10.)
- «Песок»
- «Испечём угощенье для куклы «Кати» (из сухого песка не получается «испечь» куличик, а из влажного получились необыкновенные куличики. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются след и отпечатки. В игре «Непослушный песок» дети увидели, что сухой песок легко просыпается через ситечко. А влажный – нет. В ходе проведения опытов дети узнали, что сахарный песок растворяется в воде, а речной – нет. А что такое песок? Это множество маленьких песчинок! (Рис. 11.)
- «Воздух»
Интересная игра «Поймай воздух». Сколько положительных эмоций получили дети. А ещё они убедились в том, что воздух не виден, но он есть! Попробовали в другой пакет налить столько же воды, оказывается воздух намного легче воды. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. В игре «Мой весёлый звонкий мяч» детям показали, как легко прыгает мячик, и совершенно не прыгает такой же мяч, набитый песком или наполненный водой. На занятии «Лодочка, плыви», дети убедились, что, дуя на лодочку» игрушка приходит в движение. А, если использовать фен, лодочка будет двигаться очень быстро. Чем сильнее потоки воздуха, тем быстрее движется игрушка. Дальше идёт сравнение с настоящим ветром и его силой.
Мы постоянно используем способ сравнения, небольшого усложнения, удивляя детей и в то же время открывая этот большой и интересный мир. (Рис. 12.)
- «Камни»
- В опытах «Лёгкий –тяжёлый» и «Какой формы камень?» дети получили представления что камни бывают разные. Если опустить камень в воду, он обязательно утонет, а если положить камень на песок – он оставит след. Не все предметы тонут: многие, в том числе и наша игрушка-лодочка, не тонут в воде. Вывод: камни тяжелее резиновой игрушки, лёгкого пёрышка, клочка бумаги. Камни бывают тёплыми в солнечный день и очень холодными в ненастную, промозглую погоду. (Рис. 13.)
- «Бумага» - при помощи опытов дети узнали, что бумага лё гкая: её можно сдуть с ладони, лодочка из бумаги довольно долго держится в воде, если подуть на бумажные ленточки, они интересно шевелятся. А вот, чтобы сдвинуть камень с места, не всегда хватает дыхания даже у взрослого человека. Но бумага тоже бывает разной: салфетку можно смять и порвать в отличие от плотного картона.
Мы постоянно работаем над пополнением и обновлением необходимого игрового и обучающего материала, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, деятельности детей, способствуя их интеллектуальному развитию Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.
Результаты практики
Исследовательская деятельность, проводимая с детьми группы «Капелька» способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах и жизни людей, позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Дети стали проявлять интерес к окружающим предметам и явлениям, они активны в получении новых знаний, самостоятельны, инициативны настолько, насколько позволяет их возраст и индивидуальные особенности.
Приложение
Рис. 1. Пособие «Дерево «Времена года»
Рис. 2. Пособие «Весёлая лиса»
Рис. 3. Пособие «Озорные ладошки»
Рис. 4. Пособие «Волшебные мешочки»
Рис. 5. Пособие «Бизиборд» (сторона 1)
Рис. 6. Пособие «Бизиборд» (сторона 2)
Рис. 7. Дидактические игры
Рис. 8. Опытно-экспериментальный центр
Рис. 9. Опытно-экспериментальный центр
Рис. 10. Опыты с водой
Рис. 11. Опыты с песком
Рис. 12. Дидактическая игра «Ветерок»
Рис. 13. Дидактическая игра «Легкий-тяжелый»