Ирина Дачникова
Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с кругом» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе
Образовательная область: Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
Возрастная группа : вторая младшая
Тема: Знакомство с кругом
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Знакомство с кругом“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
1. Познакомить с геометрической фигурой – круг и его свойствами.
2. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
Оборудование: игрушки разной формы и цвета, коробки с крышками, рисунок велосипеда (без колес, картонные геометрические фигуры (круги разного диаметра, рисунок с изображением велосипеда (формат А3, игрушка зайчик, клей, салфетки, подложка, доска оформленная под домик.
Логическая основа занятия
Детская цель: помочь зайке разобрать игрушки, сделать велосипед.
Затруднение: «чем похожи игрушки?»
Причина затруднения детей: «не знают чем похожи игрушки».
Способ преодоления затруднения:
Новое знание (способы действия) :
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1. Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
2. Актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Воспитатель: ребята, я хочу отгадать какое у вас настроение. Я догадалась, что у вас хорошее настроение, потому, что вы все пришли в детский сад, в нашу группу "Дружные ребята". Угадала? А кто такие друзья? (ответы детей). Дети с которыми мы дружим, разговариваем, играем в игрушки, делимся угощениями.
-Ребята, послушайте, кто-то плачет. Пойду, посмотрю кто это?
Воспитатель возвращается с зайкой.
-Зайка, что случилось?
-Ко мне приходил мой друг Бельчонок, он разбросал и перепутал все мои игрушки, а мама меня за это отругала и просила сложить все игрушки по коробкам. Но я один не справлюсь.
-Ребята, хотите помочь зайцу и разложить игрушки по коробкам?
-Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
• Актуализировать умение определять и называть цвет предметов, тренировать в счете до двух.
• Развивать внимание, речь.
Дети подходят к столу, на котором находятся круглые предметы (колечки от пирамидки, тарелочки, колеса от машинки, подставки под горячее, часы круглой формы (круглых предметов столько же, сколько и детей) и синие предметы, например, кубик, машинка, лопатка, ведерко). Среди круглых предметов не должно быть синих.
Воспитатель показывает детям на две открытые одинаковые коробки.
-Сколько коробок у нас есть? (Две).
-В каждую коробку нужно положить чем-то похожие игрушки. Какие игрушки (воспитатель показывает на игрушки, лежащие на столе) похожи?
Дети показывают на синие игрушки и говорят, что эти игрушки синие. Воспитатель хвалит детей и уточняет, что эти игрушки (показывает) одинакового цвета. Дети складывают игрушки синего цвета в одну из коробок.
Воспитатель предлагает закрыть коробку с синими игрушками крышкой и кладет на стол синюю и красную крышки.
-Какой крышкой надо закрыть коробку, чтобы, не открывая ее, знать, что в ней находятся синие игрушки? (Синей).
Дети закрывают коробку с синими игрушками синей крышкой. (Затем воспитатель убирает эту коробку со стола).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
• Создать мотивационную ситуацию для выделения формы круга;
• Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
-Сколько коробок у нас осталось? (Одна).
-В нее нужно тоже положить чем-то похожие игрушки.
-Чем похожи игрушки, которые остались лежать на столе?
Возникает затруднение.
-Смогли вы определить, чем похожи игрушки? (Нет)
-Почему не смогли?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: «Потому что мы не знаем, чем похожи игрушки, лежащие на столе».
Воспитатель говорит детям, что сейчас им нужно узнать, чем же похожи игрушки, лежащие на столе.
4.«Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
• Сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов.
• Сформировать представления о том, что свойства предметов можно обозначать символически.
• Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
Дети рассматривают игрушки. Воспитатель предлагает каждому взять в руки по игрушке.
-Обведите свои игрушки пальчиком.
-Есть ли уголки у ваших игрушек?
-Прокатите игрушки. Могут они катиться?
-Одинаковый цвет у ваших игрушек? (Нет).
-Одинаковый ли размер у игрушек? (Нет).
-Одинаковая ли форма у игрушек? (Да).
Воспитатель делает вывод о том, что игрушки, которые находятся в руках у детей, имеют одинаковую форму.
Дети кладут игрушки в пустую коробку.
-Какая форма этих игрушек? (Круглая)
Воспитатель предлагает детям закрыть крышкой коробку с круглыми игрушками и кладет на стол крышки, на одной из которых нарисован круг, на другой – треугольник.
-Какой крышкой надо закрыть коробку, чтобы сразу было понятно, что в ней находятся круглые игрушки? (Дети выбирают крышку с кругом.)
-Молодцы ребята, вы помогли зайчику разобрать все игрушки. Давайте отнесем их ему домой. (Относят коробки к домику зайчика)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять представление о круге;
-Зайка но почему ты еще грустный?
- Вот. (Зайка показывает рисунок велосипеда без колес).
-Ребята у зайки еще велосипед сломался. Что же у него сломалось? (Колеса).
-А где же нам взять колеса? (В магазине). Тогда пойдемте и купим нашему зайчику колеса.
Мы шагаем в магазин,
Зайке мы помочь хотим.
Дети подходят к отдельному столу, на котором находятся кружки разного диаметра (по 2) на каждого ребенка.
– Сколько колес нам нужно купить на велосипед зайке? (Два)
-Почему два? (У нашего велосипеда два колеса).
– Какой формы вам нужно купить колеса? (Круглой)
-Почему круглой? (Колеса катятся).
-А какие нужно колеса, большие или маленькие для нашего велосипеда? (Большие).
Дети из множества фигур выбирают два круга и несут его к своему столу.
– Сколько у вас круглых колес? (Два)
-Максим, а у тебя сколько колес? (2, а у тебя Вика? (2)
Воспитатель раскладывает на стол картинку с изображением велосипеда, на которую нужно наклеить колеса
После того как дети выполнят задание, воспитатель дублирует действие на доске и предлагает детям проверить, правильно ли они прикрепили колеса.
- Ребята покажите свои велосипеды. Правильно ли вы прикрепили колеса?
-Сколько много получилось велосипедов, теперь и зайчику и его друзьям хватит. Давайте поставим их в гараж к зайке. (Прикрепляют велосипеды на доску).
-Зайчик очень рад, что вы помогли ему сегодня, но ему уже пора домой его ждет мама. Проводим его домой. (Дети относят зайчика домой).
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Кому вы сегодня помогли? (Зайчику)
– Чем вы смогли помочь зайчику? (разобрать игрушки и сделать велосипед).
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зайке, потому что научились находить предметы круглой формы.
-А теперь попрощаемся с гостями