Айгуль Гаскарова
Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем
▼ Скачать + Заказать документы
. Программное содержание:
- познакомить детей с национальным музыкальным инструментом – кураем. Объяснить из чего делается курай, где растет.
- прививать любовь к национальному музыкальному инструменту.
- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру.
Демонстрационный материал: курай-инструмент, курай-растение.
Предварительная работа: чтение «Сказки о курае».
Ход образовательной деятельности
Дети сидят на паласе полукругом. Воспитатель в национальном костюме.
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами, Знакомство с кураем» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Воспитатель: аумыыы, балалар! Здравтсвуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей.
Физминутка: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать руками)
Здравствуй, кучерявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Я Вас всех люблю (обнять себя руками).
Дети садятся на стульчики.
В. Ребята, я сегодня хочу познакомить вас с женским национальным костюмом и музыкальным инструментом кураем. Обратите внимание на мой костюм. Кто мне скажет, чем отличается женский башкирский костюм от костюмов других национальностей? Да, здесь есть манжеты, платье с оборками, поверх надеты расшитые монетами нагрудник и камзол (воспитатель показывает и одновременно показывает элементы костюма). Давайте все вместе повторим эти слова: монеты-тклр, камзол-камзул, нагрудник-тшелдерек. (несколько детей повторяют отдельно). Молодцы, ребята. А сейчас мы подустали и отдохнем немного.
Физминутка: «Ел и»
Ел и-и, и, (улдары к клтреп елкйбе)
Аастары елкет.
Ел тына-тына, тына, (улдары аа тшрбе, сглйбе)
Аастар с л с. (ая осона басып, улдары ск клтрбе).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: а теперь посмотрите на стол. (на столе лежит инструмент курай). А какой этот музыкальный инструмент? (Дети отвечают) – Правильно. Это – башкирский национальный инструмент курай. (Стук в дверь) – Дети, к нам кто-то в гости пришел. Давайте откроем дверь. Воспитатель заносит растение курай (запись игры на курае).
Воспитатель: кто к нам в гости пришел? Да, это курай. Курай, расскажи пожалуйста, о себе, дети хотят знать про тебя.
Запись: Здравствуйте, ребята! Я рос на Южном Урале. Стебель у меня прямой, высокий, около метра. Тимербай-олатай косил сено, заметил меня, срезал аккуратно трубочку нужной длины, сделал пять дырочек и заиграл. Так изготовляют интсрумент –курай.
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем кураю стихотворения.
1 ребенок: Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь, мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
2 ребенок: А мне он пел…
Была ночная степь,
Горел костер,
Маячили зарницы,
Был час,
Когда мы просим друга спеть
И полились причудливые звуки.
3 ребенок: И в этих звуках слышала душа
И нежный смех любви,
И долгий вздох разлуки,
И звон ручья, и шорох камыша…
Все сущее слилось в чудесном хоре:
Играл курай, а пела вся земля.
Курай : спасибо, дети,мне очень понравилось, как вы читали стихи. Но мне пора идти. До свидания! (слышится тихая мелодия курая).
Воспитаель и дети: До свидания, курай.
Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня с вами?
- кто был у нас в гостях?
-где растет курай?
Расскажите про башкирский женский косюм.
(похвалить детей за хорошие ответы и за активность).
Сказка о курае
Башкирская сказка
В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно : едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.
В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев.
Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу.
Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом.
Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо.
Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!
Все же он не растерялся - быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту:
- Ты подожди здесь, - и вышел в другую комнату.
Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска. И у него сами собой потекли слюни.
- Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки.
Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении:
- Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?
- Эта лепешка из лебеды, - ответил джигит. - Мать испекла ее в своем грудном молоке.
Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?»
И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью!
Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.
Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.
Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия.
Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию.
Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной.
Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.
Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.
Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.
Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти.
С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.