Приложение МААМ

Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем

Айгуль Гаскарова
Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем
▼ Скачать + Заказать документы

. Программное содержание:

- познакомить детей с национальным музыкальным инструментом – кураем. Объяснить из чего делается курай, где растет.

- прививать любовь к национальному музыкальному инструменту.

- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру.

Демонстрационный материал: курай-инструмент, курай-растение.

Предварительная работа: чтение «Сказки о курае».

Ход образовательной деятельности

Дети сидят на паласе полукругом. Воспитатель в национальном костюме.

Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами, Знакомство с кураем» размещена в разделах

Воспитатель: аумыыы, балалар! Здравтсвуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей.

Физминутка: «Приветствие»

Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)

Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)

Здравствуй, свежий ветерок (покачать руками)

Здравствуй, кучерявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки).

Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).

Я Вас всех люблю (обнять себя руками).

Дети садятся на стульчики.

В. Ребята, я сегодня хочу познакомить вас с женским национальным костюмом и музыкальным инструментом кураем. Обратите внимание на мой костюм. Кто мне скажет, чем отличается женский башкирский костюм от костюмов других национальностей? Да, здесь есть манжеты, платье с оборками, поверх надеты расшитые монетами нагрудник и камзол (воспитатель показывает и одновременно показывает элементы костюма). Давайте все вместе повторим эти слова: монеты-тклр, камзол-камзул, нагрудник-тшелдерек. (несколько детей повторяют отдельно). Молодцы, ребята. А сейчас мы подустали и отдохнем немного.

Физминутка: «Ел и»

Ел и-и, и, (улдары к клтреп елкйбе)

Аастары елкет.

Ел тына-тына, тына, (улдары аа тшрбе, сглйбе)

Аастар с л с. (ая осона басып, улдары ск клтрбе).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: а теперь посмотрите на стол. (на столе лежит инструмент курай). А какой этот музыкальный инструмент? (Дети отвечают) – Правильно. Это – башкирский национальный инструмент курай. (Стук в дверь) – Дети, к нам кто-то в гости пришел. Давайте откроем дверь. Воспитатель заносит растение курай (запись игры на курае).

Воспитатель: кто к нам в гости пришел? Да, это курай. Курай, расскажи пожалуйста, о себе, дети хотят знать про тебя.

Запись: Здравствуйте, ребята! Я рос на Южном Урале. Стебель у меня прямой, высокий, около метра. Тимербай-олатай косил сено, заметил меня, срезал аккуратно трубочку нужной длины, сделал пять дырочек и заиграл. Так изготовляют интсрумент –курай.

Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем кураю стихотворения.

1 ребенок: Башкирия,

Моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай.

2 ребенок: А мне он пел…

Была ночная степь,

Горел костер,

Маячили зарницы,

Был час,

Когда мы просим друга спеть

И полились причудливые звуки.

3 ребенок: И в этих звуках слышала душа

И нежный смех любви,

И долгий вздох разлуки,

И звон ручья, и шорох камыша…

Все сущее слилось в чудесном хоре:

Играл курай, а пела вся земля.

Курай : спасибо, дети,мне очень понравилось, как вы читали стихи. Но мне пора идти. До свидания! (слышится тихая мелодия курая).

Воспитаель и дети: До свидания, курай.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня с вами?

- кто был у нас в гостях?

-где растет курай?

Расскажите про башкирский женский косюм.

(похвалить детей за хорошие ответы и за активность).

Сказка о курае

Башкирская сказка

В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно : едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.

В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев.

Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу.

Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом.

Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо.

Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!

Все же он не растерялся - быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту:

- Ты подожди здесь, - и вышел в другую комнату.

Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска. И у него сами собой потекли слюни.

- Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки.

Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении:

- Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?

- Эта лепешка из лебеды, - ответил джигит. - Мать испекла ее в своем грудном молоке.

Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?»

И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью!

Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.

Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.

Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия.

Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию.

Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной.

Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.

Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.

Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.

Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти.

С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Пояснительная записка Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка, повышает интерес к музыкальным занятиям,.

«Знакомство с техникой «зонить». Непосредственная образовательная деятельность для детей второй младшей группы«Знакомство с техникой «зонить». Непосредственная образовательная деятельность для детей второй младшей группы «Знакомство с техникой «Изонить» непосредственная образовательная деятельность для детей второй младшей группы. Пояснительная записка Предмет.

Фотоотчет об интегрированном занятии «Знакомство с инструментами шумового оркестра». Музыка и изодеятельностьФотоотчет об интегрированном занятии «Знакомство с инструментами шумового оркестра». Музыка и изодеятельность Сегодня я с педагогом Кульковой Светланой Анатольевной провели интегрированное занятие по теме "Знакомство с инструментами шумового оркестра".

Конспект НОД для подготовительной группы «Знакомство с детскими коми музыкальными инструментами» Методическая разработка - 2016 г. Из опыта рабoты "Фальклор в жизни рeбeнка" ЗНАКОМСТВО С КОМИ ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ. (НОД.

Образовательная деятельность по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Знакомство со снегом» Конспект ООД «Знакомство со снегом» вторая группа раннего возраста (2-3 года) Цель: знакомство детей со свойствами снега. Задачи: Образовательная:.

Образовательная деятельность в подготовительной группе «Знакомство с техникой эбру»Образовательная деятельность в подготовительной группе «Знакомство с техникой эбру» Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой «Эбру» Задачи: Образовательные: Познакомить детей с простейшими приемами рисования техники.

«Времена года. Весна». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: Времена года. Весна. Цель: Закрепить.

Конспект занятия «Знакомство детей дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами» Знакомство детей дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами (для детей подготовительной группы) Автор составитель: Торопова.

Знакомство детей с музыкальными инструментами Знакомство с музыкальными инструментами начинаю в начале учебного года, с детьми второй младшей группы. Ребята должны научиться различать.

Конспект занятия «Знакомство с тувинскими национальными инструментами» Знакомство с тувинскими национальными инструментами Ход: Тихо звучит мелодия игила на медиа в течение выступлений. Педагог: Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем
Опубликовано: 8 сентября 2018 в 14:53
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению с национальными инструментами. Знакомство с кураем» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Гаскарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД