Кристина Сютова
Cценарий занятия по чувашскому языку «Илемпипе лавккара» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Cценарий занятия по теме «Илемпипе лавккара», проведенного в старшей группе.
Изучение чувашского языка в дошкольном возрасте характеризуется рядом преимуществ, связанных с различными возможностями организации обучения. Из всех видов речевой деятельности дошкольники достаточно легко овладевают навыками аудирования и говорения.
Публикация «Cценарий занятия по чувашскому языку „Илемпипе лавккара“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашский язык. Материалы для изучения чувашского языка
- Темочки
Цель занятия - закрепить умение детей правильно произносить чувашские слова «мулкач», «упа», «тиле», «шаши», «шапа», «кашкар», «ку», «мен»; учить их правильно составлять повествовательные предложения из следующих конструкций: Ку мен? Ку шапа. Ку упа. Ку шаши. Ку мулкач. Ку кашкар.
При проведении занятия использованы игрушки (мулкач, упа, тиле, шаши, кашкар) и предметные картинки с изображением этих животных.
Ход занятия:
Рассказ воспитателя об Илемпи. Илемпи приглашает детей в магазин и продает детям игрушки, вручая их, называет предмет, а дети повторяют.
–Дорогие ребята, я сегодня приглашаю вас к себе в гости. Мой магазин очень большой. Там очень много игрушек. Но есть одна особенность —магазин называется «Лавкка», в нем нужно говорить только по-чувашски.
–Ыра кун пултар, Женя.
–Ыра кун пултар, Илемпи.
–Женя, эсир мен илме килтер?
–Ку мен?
–Ку мулкач.
–Мулкач парар-ха?
–Юрать (Илемпи мулкача Женьана парать.).
–Чипер.
–Ыра кун пултар, Илемпи.
–Ыра кун пултар, Коля.
–Коля, мен илесшен?
–Эпе упа илесшен.
–Юрать. (Илемпи Коляна упа парать.) ….
-Теперь поиграем в дидактическую игру «Лавккара». Мы берем магнитную доску, обклеиваем ее самоклейкой. Из белой самоклейки вырезаем узкие полоски-полки в магазине. Детские наклейки наклеиваем на плотный картон, с обратной стороны приклеиваем магниты. Раскладываем картинки в зависимости от вариантов игры.
Варианты игры:
«Расставь игрушки на полке» - предложить ребенку расставить игрушки на полках в магазине по инструкции взрослого «Поставь лису на нижнюю полку справа от мышки».
"Мен улшанна?"- перед ребенком на полках выставлены игрушки, он внимательно рассматривает их расположение, отворачивается, взрослый переставляет картинки, ребенок называет, что изменилось.
Можно магнитную доску использовать в игре "Мен ытлашши?" с другими картинками, например упа, мулкач, тиле, шаши, шапа, кашкар.
Фонетическое упражнение.
- Дети! В чувашских словах «мулкач, упа, тиле, шаши, шапа, кашкар, мен» живет один чувашский звук, который встречается только в чувашских словах, больше нигде. Постарайтесь найти его. Для этого я назову чувашские слова, вы слушайте внимательно и хлопайте тогда, когда вы его услышите. Итак: «ене, череп, тиле, мен».
- Правильно! Это чувашский звук «Е» (хоровые, индивидуальные, групповые ответы).
Когда произносим этот звук, губы округляются и вытягиваются вперед.
— Мы с вам, ребята, поиграли, а мне уже пора домой. Чипер, ачасем.
—Чипер, Илемпи.
Такие занятия позволяют заинтересовать русскоязычных дошкольников чувашским языком, стимулируют их его освоению, что имеет достаточно важное значение в школьном курсе изучения чувашского языка.