Регина Мингазова
Образовательная деятельность по музыке «Мама — главное слово на свете»
▼ Скачать + Заказать документы
Мама - главное слово на свете.
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку Первой симфонии(2-я часть «Зимние грёзы») П. И. Чайковского и становятся в круг.
Муз. рук. Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. А какая замечательная музыка встречала вас! Сделайте вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения и пожелайте друг другу доброго утра.
Публикация «Образовательная деятельность по музыке „Мама — главное слово на свете“» размещена в разделах
(дети исполняют попевку – приветствие «Утром солнышко встает»)
Дети (поют вместе с муз. рук. и выполняют движения).
Утром солнышко встаёт (Поднимают руки вверх,
Нас на улицу зовёт (Руки в стороны,
Выхожу из дома я – (Шагают на месте,
Здравствуй улица моя!
Утром солнышко встает (Поднимают руки вверх,
Вместе с птицами поёт. (Взмахивают руками, как крыльями.)
С добрым утром, с ясным днем! (Выставляют вперед сначала правую, а затем левую руку.)
Вот, как дружно мы живем! (Берутся за руки.)
Муз. Рук. Ребята, скажите, а кто для вас,самый близкий, самый дорогой человек в жизни? (дети говорят о маме,а вы не против, если мы сегодня поговорим о маме? Мама – самое нежное, самое понятное слово на земле. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Мама… Закройте глаза, тихо-тихо произнесите это слово и прислушайтесь к нему. А теперь откройте глаза. (Муз. рук. берет в руки мяч и проводит игру в кругу) Ребята, если бы слово «мама» можно было попробовать на вкус, каким бы оно, по-вашему, было? (Вкусным, сладким, нежным.) А если бы это слово мы могли бы потрогать, какое оно было бы на ощупь? (мягким, пушистым.) А какими красками вы бы его нарисовали? (желтым, голубыми, розовыми.)А на каком музыкальном инструменте вы бы сыграли это слово? (На скрипке, виолончели, флейте.) Наверное, вы все сейчас представили своих мам. Скажите, как вы себя чувствуете, если рядом с вами ваши мамы? (Спокойно, уютно,тепло.) А когда мамы нет дома, что вы испытываете? (Печаль, тоску, скуку, грусть) А сейчас,я предлагаю вам сесть поудобней,чтобы послушать одну историю. Грустно было маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень скучал по ней. В печали он сел к роялю, долго что- то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах какую – то мелодию. Наконец получилась музыка. Пьеса получилась немного грустная,но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы. Маленький Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку. Ребята, я сейчас вам рассказала о композиторе (Показывает портрет П. И. Чайковского, дети называют композитора.) - это Петр Ильич Чайковский. Музыка, которую мы услышим сегодня, написана специально для «Детского альбома». «Мама»- так называется пьеса, которую я сейчас исполню. (исполняет на фортепиано пьесу.) как вы думаете, какие чувства испытывал композитор испытывал к своей маме? (Композитор любил свою маму, относился к ней с нежностью.) Музыка Чайковского без слов и называется «инструментальная». Но и без слов понятны чувства композитора. Если мы внимательно послушаем музыку (исполняет мелодию 9-12-го тактов,то услышим грустные интонации,вздохи, печаль. Как будто композитор зовё т: «Мама, где ты?» (ещё раз исполняет мелодию.) Давайте вместе пропоём эти грустные интонации.
(Дети вслед за педагогом пропевают в разных регистрах,с разной динамикой интонации 9-12-го тактов.)
Раздаётся голос Мамы - белки.
Мама-белка (из-за двери). Иду, иду мой Бельчонок! Где ты? (видит детей) Ой! Здравствуйте, ребята! А где же мой Бельчонок? Мне показалось, что он зовет меня.
Муз. рук. Здравствуй, Белочка! Это пели дети. А что случилось?
Мама-Белка. Я пришла домой,а моего Бельчонка нет, только на столе стояла вот эта корзинка с орешками. (Показывает корзинку детям.) А что мне делать с этой корзинкой, я не знаю. Может вы мне подскажете?
Муз. рук. Ребята,у кого какие предположения (Дети предлагают) Давайте попробуем раскрыть самый большой орех!
Муз. рук. открывает орех и находит в нем записку, читает: «Я верну тебе Бельчонка,если ты выполнишь все мои задания. Леший.
Мама – Белка (плачет) Как же я выполню все задания? Я не справлюсь одна, ведь я так расстроена. Ребята, помогите мне, пожалуйста,вернуть Бельчонка!
Муз. Рук. Успокойся, Белочка, мы тебе обязательно поможем. Давайте возьмём ещё один орешек, может там спрятано задание?
Мама - Белка (достаёт орешек, раскрывает его и видит записку с заданием) «В моём лесу много маленьких лесных жителей. Они любят вкусные угощения. Накормите их».
Муз. Рук. Ребята, как вы думаете, о каких лесных жителях идёт речь? (дети говорят про животных,которые живут в лесу,называют их правильно) послушайте загадку:
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки,
Это наши ( дети хором отвечают : Бабушки)
Вот вам и подсказка,чем мы можем угостить маленьких зверят.
Мы с вами знаем песню про бабушку, которая печет вкусные оладушки. Споём её? (дети поют песню «Оладушки»)
Муз. рук:Вот ребята, какие мы молодцы, помогли Маме – Белке выполнить первое задание. Давайте скорее возьмём следующий орешек!
Мама-Белка (читает записку). «Мои маленькие лесные жители очень любят играть»
Муз. Рук. Ну что ребята,покажем нашу музыкальную игру «Кубик – оркестр»?
Ход игры:
Дети по кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова :
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет себе на стульчик. Игра повторяется,пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Мама –Белка : Какие вы молодцы ребята,спасибо вам за помощь, я так вам благодарна!
Муз. Рук. Белочка, в корзине ещё остались орешки?
Мама- Белка : Да, есть ещё один орешек. Сейчас узнаем, что просит Леший. (читает) Леший просит всех зверят,маленьких лесных жителей, уложить спать….
Муз. Рук. : Белочка, а ты поёшь своему бельчонку колыбельные перед сном?
Мама – Белка : Да, он засыпает всегда только под мою колыбельную.
Муз. Рук. Девочки,поможем Белочке? споём колыбельную?
Дети исполняют «Колыбельную».
Мама-Белка : Какая красивая колыбельная.
(в это время воспитатель уводит одного ребенка из зала и надевает на него шапочку бельчонка)
Муз. Рук. Молодцы ребята, вы сегодня очень постарались, чтобы помочь Маме-Белочке выполнить все задания Лешего.
(Звучит в записи «Песня о маме». Появляется Бельчонок,подпевает. Песня звучит тише, Белка обнимает Бельчонка.)
Мама-Белка : (на фоне музыки). Здравствуй мой дорогой Бельчонок! Как я по тебе соскучилась,я так рада тебя видеть! А помогли нам встретиться ребята, которые выполнили все задания.
Бельчонок: Спасибо вам, ребята! Я тоже очень рад, что встретился с тобой, мамочка.
Дети и Бельчонок (исполняют припев «песни о маме»)
Мама-Белка : Дети,старайтесь не огорчать своих мам,любите их и радуйте.
Муз. рук. Ребята,есть такое выражение «Мама- самое главное слово на свете». Как вы думаете, почему так говорят? (дети отвечают)
Ребята, а теперь, я хотела бы узнать, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей (познакомились с композитором П. И Чайковским, узнали, что такое инструментальная музыка)