Преснякова Дарья Александровна
Образовательная деятельность «Поздняя осень»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам - символам.
Задачи:
1. закрепление умений называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой».
2. Совершенствование умений составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени.
3. развитие речевой активности и связной речи детей, логического мышления, наблюдательности, зрительной памяти.
Публикация «Образовательная деятельность „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
4. воспитание доброжелательного отношения к природе, умений восхищаться её красотой и желание беречь её.
Средства: стихотворение, письмо от Незнайки, картинки-символы, презентация «Осень».
Способы: письмо от Незнайки, просмотр презентации «Поздняя осень», беседа об осени, стих об осени, физминутка «Осень», составление рассказа по картинкам –символам.
Обогащение словаря: ранняя, золотая, поздняя, косит, унылая, заморозки.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, беседа и объяснения, выполнение панно «Золотая осень», выставка поделок, ИКТ.
Ход образовательного предложения.
Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста стих, и скажите о каком времени года в нем говорится:
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
Ответы детей: в стихотворении говорится об осени. (показ презентации)
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об унылой поре – поздней осени.
Какие слова вам были не знакомы?
Ответы детей: слово косит в этом стихотворении означает - идет.
Воспитатель. Правильно ребята. А теперь ответьте мне, пожалуйста на несколько вопросов.
Скажите, как называется первый месяц осени? (первый месяц осени - сентябрь).
Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.
- А какой же месяц наступает после сентября? (после сентября наступает октябрь).
Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.
- Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (третий месяц осени называется ноябрь).
- В ноябре тепло или холодно? (В ноябре становится холодно)
- Солнце светит ярко? (солнце светит, но не греет)
- Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)
- Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)
- Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.
- В октябре было тепло, а сейчас … (сейчас холодно)
- В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (листья опали)
- В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (почти все перелетные птицы улетели)
- В октябре редко шли дожди, а сейчас… (в ноябре дожди идут часто)
- В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)
Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко. Бывают первые заморозки, туманы, и иногда идет снег.
Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.
- В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)
- В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)
- В ноябре часто идут дожди (Верно)
- В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)
- В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).
- Ноябрь – это последний месяц осени. (Верно)
Воспитатель: Оказывается, Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.
Физкультминутка «Осень»
По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попробуем составить описательный рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам.
Давайте их рассмотрим.
- Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.
- А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).
- А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.
- Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.
- Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).
- Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).
- Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Для начала, послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно. Начинать свои рассказы мы будем с предложения:
(Наступила поздняя осень. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду). А в конце можете придумать одно или два предложения без опоры на картинки.
- Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошие рассказы у вас получились. Предлагаю вам нарисовать небольшие картинки о поздней осени, их я отправлю по почте Незнайке.
Рефлексия. Ребята, а теперь давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня разговаривали.
Воспитанники: Разговаривали о времени года осень, обсудили, какая осень бывает. Вспомнили месяцы осени. Попробовали составить рассказ о поздней осени по картинкам – символам.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: А мне понравилось, какие вы были активные, отвечали полными ответами.
Литература:
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.
2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г. ;
3. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
4. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г. ;