Галина Лушина
Образовательная деятельность «Чудо-материал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ на тему «Чудо - материал»
Образовательные области
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно–эстетическая развитие
Социально-коммуникативное развитие
Цель
Формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для исследовательской деятельности процессов, умений, способов познания.
Задачи
Публикация «Образовательная деятельность „Чудо-материал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Обратить внимание детей на то, что многие предметы сделаны из бумаги, назначение бумаги в нашей жизни.
Познакомить с производством бумаги.
Развивать исследовательскую деятельность : выявлять на основе опытов свойства бумаги (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п. ,
Формировать умение доказывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения, отвечать на провокационные вопросы.
Учить работать в коллективе.
Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги.
Устанавливать причинно - следственные связи объекта (бумага) с окружающим миром.
Материал
Камни, береста, бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка, спички и железная миска для воспитателя, папирус, картинки с изображением книг-свитков, ленточная модель изготовления бумаги, книга Б. Зубкова «Книжка про книжку».
Ход деятельности.
Дети входят в группу, подходят к столу.
Воспитатель. Посмотрите, дети, что лежит у меня на столе?
Ответы детей.
Воспитатель. Что в этих материалах может быть общего?
Ответы детей.
Воспитатель. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на глиняных, восковых, деревянных дощечках. Давайте попробуем писать на этих материалах.
Деятельность детей.
Выводы детей.
Воспитатель. А вот ещё материал, на котором писали люди. Это папирус. Давайте познакомимся с процессом изготовления папируса. Я вам зачитаю детскую энциклопедию «Я познаю мир» книгу серии «История» рассказ «Какими были в древности книги»
Чтение книги
Выводы детей
Воспитатель. В одних странах люди писали на папирусе. В других странах люди писали на пергаменте. Что такое пергамент мы с вами узнаем, прочитав этот рассказ дальше.
Чтение рассказа.
Выводы детей.
Воспитатель. А теперь мы рассмотрим картинки с изображением пергаментных и папирусных свитков.
Показывает картинки папирусных и пергаментных свитков. Рассматривание детьми картинок.
Воспитатель. Эти книги-свитки были очень дорогими. Почему?
Ответы детей
Воспитатель. Первая бумага появилась в Китае. А сейчас вы узнаете, как делают бумагу в наше время.
Чтение главы из книги Б. Зубкова «Книжка про книжку».
Беседа по произведению.
Воспитатель. Дети подойдите к доске. А давайте подумаем, как бумагу изготавливают в наше время?
Ответы детей.
Воспитатель. Хорошо молодцы! А теперь с помощью условных знаков зарисуем модель изготовления бумаги.
Совместно с детьми составляем схему технологического процесса производства бумаги в виде ленточной модели (используя символы). Эта схема в дальнейшем будет использоваться для составления рассказа «Как появляется бумага».
Воспитатель. Теперь подойдём к столу экспериментирования.
Дети подходят.
Воспитатель. Скажите мне, что можно делать с бумагой.
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь все что вы сказали давайте сделаем.
Деятельность детей : мнут бумагу (мнется, рвут (рвется, кладут в миску с водой (намокает). Воспитатель выполняет вместе с детьми.
Воспитатель. А бумага горит?
Ответы детей.
Воспитатель. Вспомните правила безопасности при проведении этого опыта.
Ответы детей.
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру: «Представьте себе, что бумага исчезла». Как изменится в этом случае ваша жизнь?
Ответы детей.
Воспитатель. Сможете ли вы чем- то заменить бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.
Игра «Кто больше назовет».
Ответы детей.
Воспитатель. Как с этими предметами надо обращаться, учитывая свойства бумаги?
Ответы детей.
Воспитатель. Сколько потребуется бумаги, леса?
Ответы детей
Воспитатель. Как же нам спасти лес?
Ответы детей.
Воспитатель. Тогда я объявляю акцию «Соберем макулатуру» и предлагаю вам вместе с родителями собрать ненужную бумагу дома и отнести её на пункт приёма макулатуры.
Выводы детей.
Воспитатель. Бумага – это чудо материал, имеет неограниченное количество способов использования. Что можно делать из бумаги? Подумайте, какую поделку из бумаги каждый из вас будет делать.
Воспитатель предлагает детям выбрать себе любую бумагу на столе для изготовления поделки. Дети сами выбирает способ реализации замысла (аппликация, оригами, конструирование). Воспитатель работает вместе с детьми и параллельно беседует с ними.
Воспитатель. Какие замечательные поделки у нас получились. Что нам с ними сделать?
Ответы детей.
Организуется выставка детских работ из бумаги в коридоре детского сада. Оценка продуктивной деятельности детьми.
Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали о бумаге и ее свойствах.
Ответы детей.
Воспитатель. Я уверена, что вы будете бережно относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше деревьев останется в лесу, ведь лес - это легкие нашей планеты Земля. Скажите, кому было трудно на занятии? Почему? Но особенно хочется отметить (малоактивных детей, а вот) надо быть поактивнее. Все дети сегодня молодцы!