Наталья Волынкина
Непосредственно образовательная деятельность «Мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность «Мир растений»
Цель: Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.
Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Мир растений“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с «Миром растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Мире растений»?
-А что же такое растение? Это живое существо или нет? (разговор с детьми, подвести к пониманию того, что растения - это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).
-Где живут растения?
Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.
Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).
-Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целый мир: и деревья, и кусты, и травы, и цветы… Что же будет? (ответы детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему?
Ответы детей: потому что не будет кислорода и мы не сможем дышать.
Воспитатель: хорошо, растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития?
Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.
Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?
Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.
Воспитатель: но почва везде разная. Там, где она плодородная, то есть богата питательными веществами - там растут здоровые растения, а на бедной, скудной - чахлые, слабые!
Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки, и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются Культурными растениями.
Показ картинок:
Воспитатель: «Где растёт это растение?»
Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, в комнате, на клумбе.
Физкультминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
-А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей)
-Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их Дикорастущими. Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву-прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.
Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т. е. сами выросли на лугах, полях, лесу).
-Кто знает, как эти ягоды называются?
Ответы детей: клюква, черника, малина, земляника.
Воспитатель: а кто же их посадил?
Ответы детей: выросли сами
Воспитатель: да они тоже выросли сами и называются (дикорастущие).
-А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.
Дикорастущие растения живут по своим законам - им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.
-А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы:
1. Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло?
Ответы детей: свет, влага, плодородная почва.
2. Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: можем ли мы помочь таким растениям? Как?
Ответы детей: пересадить в плодородную почву. Удобрить почву.
3)Игра «Дикорастущие и культурные растения»
-Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.
Заключительная часть.
Сегодня мы узнали, что в «Мире растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Мире растений» (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).
Итог: Какие растения живут в нашем «Мире растений»?