Ирина
Образовательная деятельность для разновозрастной группы 4–6 лет «Земля — наш общий дом» по ФЦКМ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность для разновозрастной группы (4-6 лет) «Земля - наш общий дом»
по формированию целостной картины мира в области познания
Цель: Продолжать знакомить с понятием, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Задачи:
Обучающие:
1. Систематизировать понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух;
Публикация «Образовательная деятельность для разновозрастной группы 4–6 лет „Земля — наш общий дом“ по ФЦКМ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
2. Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей.
Развивающие:
1. Развивать умение детей анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать элементарные умозаключения, уметь предвидеть возможное развитие событий;
2. Продолжать развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
2. Воспитывать любовь к окружающему нас природу и людей.
Интеграция образовательных областей :
Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Словарная работа:
Активизация словаря в ходе занятия.
Предварительная работа:
Беседы «Все мы жители планеты Земля», «Опасности планеты Земля», «Человек – часть природы». Ситуативные разговоры и рассказы воспитателя о птицах, о животных, о растениях, в том числе об их видовом разнообразии, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого.
Наблюдения за кустарниками, деревьями. Решение проблемной ситуации: «Сломано дерево». Экспериментирование: «Движения воды», «Растения дышат».
Провоцирующие вопросы по теме. Рассматривание фотографий, изображений птиц, животных в природе.
Формы организации коллективной деятельности :
совместная деятельность педагога с детьми.
Современные технологии: игровые технологии.
Методы и приемы: наглядные (использование наглядного материала);
словесные (стихотворения, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей); игровые (игра, ситуации).
Материалы и оборудование: Эмблемы – Эколят, шарфики, повязки зелёного цвета (на каждого ребёнка, костюм героя эколят – Ёлочка (для воспитателя). Глобус. Корзины 3 шт. под мусор с надписями (бумага, пластик, прочие отходы). Различные предметы мусора (Бумажки, пакеты полиэтиленовые, гайки, болтики, коробочки, баночки и т. д.). Тазик с водой, с мусором, одноразовые тарелочки. Контейнер с землёй, семена травы, бутылочка с водой. Салфетки, пакеты целлофановые.
Ход:
1. Вводное слово воспитателя:
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три,
Откроем праздник – День Земли!
2. Ознакомление с праздником «День Земли»
День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днём Земли. Земля – это планета. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них воздуха и воды.
Воспитатель: (Показывает глобус) Что это? (Ответы детей)
- Глобус – это макет нашей Земли. Глобус придумали, сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например какой формы Земля?
Дети: Она круглая, похоже на шар.
Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе суша?
Ответы детей: Зелёным, жёлтым и коричневым.
- Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.
Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это реки, моря и океаны.
Воспитатель:
Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Сейчас Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке.
Происходит уничтожение природы. При этом люди преследуют разные цели : кто – то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех; кто – то в своё удовольствие, а кто – то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом.
- Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – всё это окружает нас. Мы должны стараться постигать тайны природы.
- Четыре клада у природы: Вода, земля, воздух и леса. Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать её плодородие. А сегодня земля изрезана, истоптана. В неё закапывают (Промышленные, радиационные, сбрасывают бытовой мусор. Так, например консервная банка разлагается за 90 лет, бумага - за 2, 3 года, за 200 лет - пакеты полиэтиленовые.
- Попробуем выйти из этой ситуации.
Ситуация 1: Отдыхающие на природе разбросали мусор. Нужно собрать и рассортировать мусор по контейнерам. (Дети собирают мусор в разные корзины, разделяя бумагу, от пакетов, железных бутылочек)
Воспитатель: Природное богатство - Вода! У неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, её не опишешь, ей наслаждаться, не понимая, что это такое. Она просто необходима для жизни, она и есть жизнь. К сожалению, состояние воды вызывает большую тревогу не только учёных, но и всех людей нашей Земли. Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, становятся непригодными для питья подземные источники. Загрязнителями воды являются заводы, животноводческие фермы, свалки, которые появляются у водоёмов.
Предлагаю вам следующую ситуацию.
Ситуация 2: За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. Чтобы мы могли любоваться красотой чистого озера, надо почистить водоём. (Дети чистят «водоём»)
Воспитатель: Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что он только не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь! Сейчас мы проверим, как вы знаете, как вести себя в лесу. Для этого поиграем в игру «Если я прийду в лесок»
Я буду говорить свои действия, а вы отвечать, если буду поступать хорошо, говорим «да» и хлопайте в ладоши, если плохо «нет», топайте ногами.
Игра «Да, нет»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок, на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно на сорю, и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесных цветов. Не ловит лесных зверушек, насекомых, птиц. Не разрушает нечаянно или нарочно муравейников. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Ситуация 3: В настоящее время, из за огромного количества пожаров травяной покров истощился, идёт облысение планеты и сейчас я предлагаю посеять травку, для леса. (Посев семян травы)
Воспитатель: Воздух. В атмосферу постоянно выбрасывается углекислый газ, в результате истощается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают заболевания. Кислорода на земле становится всё меньше и меньше. А выхлопных газов заводов чёрной и химической промышленности, котельных, машин всё больше.
Ситуация 4: Поймаем воздух. (Пакетом поймать воздух).
Воспитатель: Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчёлка,
Простите, стройный тополёк
И срубленные ёлки.
Прости нас, пойманный зверёк,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберёг
И стали вы так редки.
Итог:
Воспитатель: Помните, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. А как вы думаете, вы будите настоящими друзьями природы? (ответы детей) Что вы для этого будите делать? (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем занятии? (ответы детей) Как вы поступите, если увидите, что ваши знакомые, друзья будут рвать цветы, ломать веточки от деревьев, бросают мусор? (ответы детей) Молодцы.