Кудинова Елена Владимировна
Обогащение сенсорного опыта детей 3–4 лет посредством игр с геометрическим материалом
▼ Скачать
Актуальность обогащения сенсорного опыта в дошкольном возрасте сегодня заявлена на государственном уровне. Ярким примером этого является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно этому документу, для познавательного развития детей необходимо «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)» [3, с. 5].
За основу педагогической деятельности были взяты следующие представления:
Публикация «Обогащение сенсорного опыта детей 3–4 лет посредством игр с геометрическим материалом» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
1) обогащение сенсорного опыта происходит через органы чувств (глаза, уши, кожу, нос и язык);
2) основополагающее значение для сенсорного опыта детей имеет сформированность сенсорных эталонов цвета, формы, величины и перцептивных действий по обследованию предметов[2].
Обогащение сенсорного опыта детей 3 - 4 лет была начато с проведения педагогической диагностики. Результаты диагностики показали, что у детей недостаточно сформированы сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
Изучение перцептивных действий показало, что они сформированы преимущественно на низком уровне: 47,8% детей не умеют использовать выработанные в ходе эволюции способы адекватного познания окружающего мира. То есть, были выявлены проблемы в сформированности сенсорных эталонов и перцептивных действий у детей 3 - 4 лет.
Для решения выявленных в ходе педагогической диагностики проблем были использованы разнообразные, имеющиеся в детском саду дидактические пособия и геометрический материал, изготовленный воспитателями самостоятельно из картона, текстиля, пластика и других материалов.
Мы разделяем точку зрения Л. А. Венгер о том, что усвоению сенсорных эталонов помогает умение использовать способы определения, к какому из имеющихся образцов соответствует свойство воспринимаемого предмета[1]. Эти способы обследования предметов- перцептивные действия. Реализуя их,дети сравнивают свойства воспринимаемых предметов с усвоенными образцами. Для этого проводили соответствующие игры «Собери спелые ягодки», «Найди окошко»и т. д.
Для формирования перцептивных действий был подобран геометрический материал для обследования предметов, обладающих разными качествами. Брусочки и другой строительный материал, блоки с вкладышами (для обследования размера предметов);цветные геометрические фигуры, ленточки, рамки с вкладышами, некрупные игрушки разной формы, мозаика (для обследования цвета предметов);дощечки для ощупывания разной фактуры, ящички с кусочками тканей (для обследования структуры поверхностей);коробочки, наполненные солью, песком или другим наполнителем.
В ходе игр приучали детей выделять в действиях отдельные движения. Например, в игре «Парад снеговиков»(игровые действия связаны с тем, чтобы расположить контуры снеговиков от самого большого к самому маленькому) отрабатывали действие наложения одного изображения на другое.
Предлагали детям пробовать самые разнообразные способы обследования предметов для выделения их свойств. Использовали игру «Волшебный мешочек» с блоками Дьенеша. Проводили игру «Катилось яблочко» для обследования круглой формы, игру «Больше – меньше» –для обследования
свойств большой–маленький, и др.
Далее организовывали игры,направленные на использование системы действий, выполнение которых требует определенной последовательности (рассмотреть, приложить, проговорить) для выделения более сложных качеств и отношений. Чтобы выяснить, из чего сделан какой-то предмет, ребенку предлагали игры, в которых дети выясняли признаки материала (тяжесть, эластичность, хрупкость и т. д.). Например, чтобы выяснить свойства металлических предметов, предлагали игру «Найди блестящее (прохладное, твердое и т. д.)». Для контраста предлагали искать среди предметов, обладающих противоположными свойствами. Соответственно, после использования перцептивных действий делали акцент на таких свойствах предмета, как блеск, прохлада на ощупь, прочность.
Учили детей выделять свойства геометрического материала, предлагали игры, в которых эти свойства постепенно обобщались и приобретали эталонное значение, а в ходе освоения эталонов перцептивные действия становились более обобщенными, свернутыми и целенаправленными.
Таким образом, обогащение сенсорного опыта детей 3 - 4 лет было направлено на решение выявленных проблем. Мы использовали игры с геометрическим материалом, в ходе которых помогали детям освоить перцептивные действия и научиться пользоваться системой сенсорных эталонов.
Библиографический список
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М. : Просвещение, 1988. 286 с.
2. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2020. 232 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL : https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/(дата обращения: 18.02. 2023