Потапенко Ирина
Опыт работы «Использование инновационных технологий в обучении плаванию дошкольников в ходе игровой деятельности»
Опыт работы «Использование инновационных технологий в обучении плаванию дошкольников в ходе игровой деятельности».
Актуальность:
Сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического и физического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств (сила, скорость, быстрота, выносливость, координация, ловкость) дошкольника является плавание.
Публикация «Опыт работы „Использование инновационных технологий в обучении плаванию дошкольников в ходе игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Целью моей работы является обучение детей дошкольного возраста плаванию посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Укреплять детский организм, используя здоровьесберегающие технологии в плавании;
2. Повышать эффективность обучения плаванию посредством игры;
3. Обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, используя игры различной направленности.
Работа по решению поставленных задач проводилось с учетом следующих принципов:
-Систематичности и последовательности,
-Доступности,
-Наглядности,
-Взаимодействие деятельности педагогов, специалистов и родителей.
Новизна: Инновационные методы имеют важное значение при обучении плаванию дошкольников. Обучая и развивая детей в ходе игровой деятельности на воде, я создаю условия для всестороннего развития личности каждого ребенка. В своей работе я использую следующие инновационные методы : музыкально-ритмические упражнения, аквааэробика, фигурное плавание.
• Музыкально – ритмические упражнения в обучении плаванию дошкольников. Ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные, выполняемые под эмоционально - ритмическую музыку. Она повышают двигательную активность детей, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности, помогают ориентироваться в пространстве;
• Акваэробика- это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде.
• Фигурное плавание представляет собой составление из элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построение различных фигур в воде.
Направление моей работы «Играя, учим плавать», позволяет развивать у детей творчество, креативность.
Прежде всего, я изучила методическую литературу по данной теме и разработала :
картотеку игр на воде;
картотеку цветных физкультминуток;
картотеку игр способствующих оздоравливанию организма;
подготовлены папки с наглядным материалом для занятий;
систематизированы карточки с правилами поведения на воде;
карточки с заданиями-упражнениями на воде.
Для более эффективного решения задач обучения плаванию детей, необходимо создание соответствующей развивающей среды. Для этого я рациональный подбор оборудования и инвентаря:
резиновые дорожки;
плавательные доски;
резиновые игрушки;
надувные круги, игрушки;
нарукавники;
гимнастические палки;
мячи резиновые;
обручи плавающие, с грузом и др.
Для занятий в бассейне я использую игры с нестандартным многофункциональным оборудованием, которое изготовлено из различного вида подручного материала: это вышедшие из строя надувные игрушки, пенопласт, бутылочки из под шампуня, футляры для киндер - сюрприза, поролон, камешки, пластиковые бутылочки и т. д.
Это оборудование я использую для отработки элементов плавания, например:
= для дыхания (кораблики, снежинки, рыбки, пинг-понговые мячики, трубочки, воздушные шары и т. д.);
= для погружения в воду (крабы, осьминоги, ракушки, кубики, ведерочки, «шампунчики» и т. д.);
= для передвижения (разделительная дорожка, морские коньки, удочка и др.);
= для скольжения (волшебная палочка, чудесная лента и др.).
Таким образом, для работы с детьми обязательно должны быть созданы условия соответствующие возрастным нормам. Развивающая среда должна быть многофункциональной, безопасной и развивать всесторонне личность ребенка.
Для развития гармоничной личности и укрепления организма ребенка я использую здоровьесберегающие технологии : оздоровительные, развивающие эмоциональные, динамические. Используя здоровьесберегающие технологии, я могу расширить спектр игр для обучения детей плаванию и способствовать укреплению организма, а также развивать личность ребенка всесторонне
К оздоровительным технологиям относятся : закаливание, массаж, профилактические меры. Закаливание осуществляется не только частым проветриванием бассейна, перед посещением детьми, а также при помощи контрастного душа, используя игры : «Самый смелый», «Какая водичка»,
«Пробеги под дождиком». Для массажа стоп, использую различные рефлекторные дорожки и игровые упражнения на них, например, на дорожке из шипиков «Смелые ребята», из камушков «По морскому дну», из крышечек, «По тропинкам и дорожкам»
Для укрепления дыхательной системы использую игры : «Подуем на чай», «Быстрые кораблики», «Волшебный ветерок» и др. Для формирования осанки: «Перешагни», «Лягушата», «Цапли», и др.
Развивающие технологии включают в себя : технологии моделирования и психологические технологии.
Психологические технологии способствуют развитию восприятия, речи, памяти, воображения, внимания. Восприятие развивается посредством игр: «Принеси такой же предмет», «Собери сини мячики» и др. Развитие речи реализуется при повторении речетативов, считалок, стишков, которые используются в играх : «Карусели», «Веселые ребята», «Усатый сом» и др. Развитие воображения происходит в ходе игровой деятельности, дети постоянно перевоплощаются в различных животных, людей разных профессий, имитируют явления природы.
Технологии моделирования реализуются в играх по карточкам: «Выполни также» (дети смотрят на карточку с изображением движения и выполняют такое же); «Морские обитатели» (показываю карточки с изображением морских животных, а дети изображают их) и др.
К эмоциональным технологиям относятся : творческие игры; «Представь себя рыбкой», «Лилии», «Веселый пароходик»; ритмические - игры по сигналам: «Будь внимателен», «По свистку».
К выразительной пластике относятся, танцы в воде и общеразвивающие упражнения на суше под музыкальное сопровождение. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности.
Также к эмоциональным технологиям относятся психотехнические методики : цветотерапия - цветные физкультминутки и маски «МИМ». При использовании цветных физкультминуток, я предлагаю детям цвет, к примеру, синий, который дети наблюдают в течение всей разминки, любуются им и выполняют упражнения под определенную музыку.
К динамическим технологиям, относятся: гимнастика и игры. Игровая деятельность дает малышу возможность проявить самостоятельность в выбо-ре способов достижения цели, партнеров, в использовании своих знаний и умений. В игре ребенок имеет возможность оценивать партнеров.
Игры и игровые действия, которые применяю на занятиях по плаванию, разделила на три группы: а) простейшие бессюжетные игры; б) более сложные игры с сюжетом; в) игры с разделением игроков на команды
Для обучения детей плаванию, я использую в своей работе различные виды игр : игры на преодоление сопротивления воды, игры на погружение с головой в воду, игры на скольжение по воде, игры с открыванием глаз в воде, игры со скольжением и плаванием и др.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Опыт работы в дошкольном учреждении показывает, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию. Некоторые боятся, что их дети могут простудиться и заболеть, другие — что с ними произойдет несчастный случай. Причины этого явления — неосведомленность родителей, недооценка ими значения плавания для укрепления здоровья детей, незнание условий организации и методики проведения занятий по плаванию, а также неумение самих родителей плавать, боязнь воды. Поэтому одной из важных задач детского сада является широкая пропаганда плавания и здорового образа жизни среди родителей.
Для этого я использую различные формы работы.
Вначале года провожу анкетирование, чтобы узнать мнение родителей по поводу закаливания, их отношение к тому, что дети будут обучаться плаванию. Проанализировав полученные ответы, я определяю те вопросы, которые нуждаются в пояснении. Зная условия воспитания в разных семьях, особенности физического развития детей, я могу дифференцированно подхо-дить к работе с родителями.
На последующих собраниях я выступала с освещением следующих тем: «Игры на воде дома и на отдыхе», «Роль семьи в воспитании здорового ребенка».
В каждой группе в родительских уголках даются рекомендации по проведению водных процедур, по закаливанию в разные сезоны года.
Во время бесед и консультаций (как индивидуальных, так и групповых) родителям даю конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом состояния его здоровья и психофизиологических особенностей, а также по проведению игр. Родителям рекомендую соответствующую литературу, предоставляю в их распоряжение папки-передвижки, где в краткой и доступной форме изложены советы по проведению игр на воде для детей, по комплексному использованию разных средств физического воспитания в условиях семьи.
Таким образом, все это помогает привлекать внимание родителей, взывает у них интерес и готовность вести с совместную работу по физическому воспитанию детей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ.
Для решения задач всестороннего, полноценного развития ребенка в ДОУ необходимо тесное сотрудничество всех педагогов: воспитателей, логопеда, инструктора по ФК,музыкального руководителя.
Работая в тесном контакте с воспитателями групп, я знакомлюсь с особенностями развития ребенка, что помогает мне осуществлять индивидуальный подход.
Во время разминки на суше и в воде я использую упражнения, считалочки, речёвки, стихотворения и т. д., которые дети разучивают на занятиях с логопедом.
Кроме того, я провожу разнообразные консультации для педагогов на темы: «Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста», «Использование игр с водой в летний период».
Семинары, на которых знакомлю педагогов с новыми играми, упражнениями на воде и т. д., например: «Обучение плавания в домашних условиях»
Вывод: Таким образом, использование инновационных технологий при обучении плаванию нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на высокую двигательную активность детей, а главное – укрепление организма ребенка.
В дальнейшем планирую создать спортивный кружок по синхронному плаванию, который бы посещали дети с наиболее развитыми способностями к плаванию.