Маркевич Надежда
Педопыт «Развитие графических навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие графических навыков у дошкольников»
Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ №10 Маркевич Н. Е.
Актуальность: у старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы тела, которые позволяют детям бегать, прыгать, лазать, плавать, кататься на коньках. При этом мелкие мышцы кистей рук развиты еще не достаточно. А ведь именно эти мышцы задействованы при письме. Из-за этого будущим первоклассникам трудно писать, а при выполнении графических упражнений они быстро устают. По наблюдениям учителей начальных классов неподготовленность руки к письму приводит к проблемам в школьном обучении детей. Выделяют две причины такой неподготовленности: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и несформированность навыка выполнения графических движений. При этом ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны не отдельные движения руки, а согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.
Публикация «Педопыт „Развитие графических навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель работы: совершенствование приемов деятельности, развивающих зрительно - двигательную координацию у старших дошкольников.
Задачи:
-развивать мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме;
- совершенствовать зрительно - двигательную координацию;
- формировать произвольно - волевые компоненты психики.
Этапы работы
Предварительный:
- подбор и изучение методической, психолого-педагогической литературы;
- диагностическое обследование дошкольников;
- составление плана работы.
Основной:
реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям:
- развитие продуктивных умений и навыков творческой деятельности;
-совершенствование движений рук, развитие познавательных психических процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память);
- развитие речи детей, умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения движения с заданным и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями;
- развитие представлений о пространственных признаках и отношениях - понятии "наверху", "внизу", "справа", "слева".
Содержание педагогической работы
Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается менее развитой.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь не ведущую руку сделать более активной. Для этого применяется массаж и кинезеологические упражнения.
Массаж повышает тонус мышц, эластичность и сократительную способность мышц. Рядом с массажем по виду воздействия стоит развитие тактильных ощущений, это такие игры, как «Волшебный мешочек», «Волчки», «Киндер игрушки» и пр. В ходе развития переключаемости движений формируется и переключаемость внимания, а также переключаемость является составной частью артикуляции звуков.
В основной вид деятельности включен раздел по обучению детей обводке и штриховке как подготовительный к обучению письму. Есть раздел, направленный на развитие графических навыков при работе в тетради. Формируется умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
В ходе деятельности обеспечивается: развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; творческой активности, пространственного мышления, фантазии; формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. Осуществляется развитие общей координации движения, ловкости, фантазии, расширение кругозора.
Совместная деятельность с педагогами и родителями
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.
Проведение диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение диагностических данных.
Для родителей и педагогов подготовлены консультации по темам:
"Зачем нужна мелкая моторика?"
"Приемы развития мелкой моторики".
"Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики".
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием, электронными образовательными и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Счетные палочки.
- Нитки.
- Киндер игрушки.
- Пластилин.
- Волчки.
- Тетради в клетку.
- Крупы.
- Теннисные мячи.
- Пробковый бассейн.
- "Чудесный мешочек"
- Шнуровки.
- Цветная бумага.
- Ножницы.
- Ракушки, каштаны, шишки.
- Карандаши.
Заключение
Приобретенный опыт работы по данной проблеме помог добиться конкретных следующих результатов:
- усовершенствована предметно-развивающая среда в группе;
- отмечена положительная динамика развития моторики у детей.
Список литературы
1. Андреева И. А. "30 уроков развития мелкой моторики руки".
2. Андреева И. А. "30 уроков для развития творческих способностей и воображения". - Минск, "Современная школа", 2009.
3. Громова О. Н. "Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей»". - М., 2001.
4. Миронова М. М. "Психология" (средний и старший возраст). Волгоград. - Изд. Корифей, 2006.
5. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : Аркти, 2009.
6. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : Айрис, 2007.
7. Степанова О. А. "Профилактика школьных трудностей". - М. : Творческий центр, 2003.
8. Узорова О. "1000 упражнений для подготовки к школе". М, : Издательство Астрель, 2002.
9. Чеснокова В. Б. "Внимание, память". - Москва, Росмэн, 2010.
10. Чистякова М. И. "Психогимнастика"-. М., 1990.
11. https://festival.1september.ru/articles.